Луарские истории - IV

Jan 30, 2017 18:18

Оригинал взят у nikolai_endegor в Луарские истории - IV
Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html

6. Лош. 1429-1450 годы.

После освобождения Орлеана от англичан, Жанна д'Арк встретилась с дофином Карлом в Лоше (Loches). Здесь состоялось знаковое событие: Жанна убедила Карла короноваться в Реймсе. Номинально Карл уже был объявлен королем, но в те времена очень важно было соблюсти все традиции и детали церемониала, т.е. провести коронацию в Реймском соборе, где были миропомазаны и официально возведены на трон все французские короли. Решение было трудным, поскольку от Луары до Реймса надо было пройти четыре сотни километров по территории, занятой англичанами и бургундцами.

Карл согласился, и поход на Реймс увенчался полным успехом. Все города на пути войска Карла сдались ему без боя, а в некоторых население само изгоняло английские гарнизоны. 17 июля 1429 года в Реймском соборе состоялась коронация, после которой бывший дофин официально превратился в короля Франции Карла VII.



Замок Лош. Королевская резиденция, где Жанна д'Арк встретилась с дофином Карлом


Замок Лош стоит на высоком утесе, возвышающимся над городом, который в свою очередь окружен мощными крепостными стенами с разноуровневыми башнями и бастионами. Укрепления протянулись от донжона Фулька Нерра до Королевской резиденции, находящейся от донжона почти в полукилометре. Это строение возвели в XIV веке, уже после того, как король Филипп-Август отвоевал долину Луары у анжуйских Плантогенетов.



Замковый утес и одни из ворот старого города



Вид на замок с противоположного берега реки Эндр. Фото с сайта parisgide.ru

Поход на Реймс был далеко не окончательной победой, но для страны это был знак. Несмотря на пленение и гибель Жанны д'Арк, несмотря на непоследовательность Карла VII, французы все-таки шли к победе в Столетней войне. В 1434 году Карл заключил мир с бургундцами, а в 1436 году ему покорился Париж. Англичане потерпели несколько чувствительных поражений и в 1444 году вынуждены были пойти на перемирие, сохраняя, тем не менее, контроль над многими французскими городами.



Жан Фуке. Портрет Карла VII. 1444. Париж, Лувр

В это время рядом с королем появляется Аньес Сорель - еще одна женщина, сыгравшая важную роль в истории Франции. Карл увидел ее в 1443 году и влюбился без памяти. Через год он сделал ее своей официальной фавориткой, что было гораздо больше, чем просто любовница. Вассалы обязаны были оказывать фаворитке королевские почести, она имела право самостоятельно обращаться к королевскому казначею, а дети, рожденные ею от связи с королем, получали родовое королевское имя. Поселилась Аньес в башне лошского замка (на первом снимке это самая правая башня).

За Аньес Сорель закрепилось звание "Прекрасной дамы", поскольку она была необыкновенно красива - это отмечали все, в том числе и ее недруги. Она поражала современников изобилием и дерзостью туалетов, их роскошью и разнообразием. Она украшала себя бриллиантами, притом что ранее дворцовый протокол дозволял это лишь коронованным особам. Аньес завела моду на обнаженную грудь и длинные шлейфы платьев, вызывая осуждение блюстителей нравственности, которые сожалели и о больших издержках короля, и о легкомыслии его фаворитки.



Неизвестный мастер XVI века. Портрет Аньес Сорель (1422 - 1450). Замок Лош

В то же время Аньес была очень набожна, она помогала бедным, жертвовала много денег на благотворительность, в частности одаривала лошскую церковь Сент-Ур, расположенную на замковом утесе между Королевской резиденцией и донжоном Фулька Нерра.



Церковь Сент-Ур, XII век. Вид от Королевской резиденции



Церковь Сент-Ур. Вид от дороги к донжону

Считают, что именно Аньес Сорель убедила Карла VII возобновить войну против англичан, когда в 40х годах тот отдался развлечениям и отдалился от государственных дел. Фаворитка смогла внушить нерешительному королю мысль о его силе и храбрости, воодушевить на дальнейшую борьбу с захватчиками. Карл реформировал армию и правительство, и к 1453 году англичане были полностью побеждены и изгнаны из Франции (за исключением порта Кале, которым они владели еще целый век). Столетняя война завершилась, а короля стали называть Карлом VII Победителем.

Победоносное завершение Столетней войны праздновали уже без Аньес - она умерла в 1450 году от отравления (неизвестно, было ли оно преднамеренным или лекарственным). Похоронили Аньес в церкви Сент-Ур, исполнив тем самым ее последнюю волю. Монахи начали возмущаться, но когда им пригрозили, что вместе с телом из церкви уйдут и завещанные Аньес деньги, вопрос о перезахоронении сразу отпал.



Надгробие Аньес Сорель в церкви Сент-Ур



Надгробие Аньес Сорель. Фрагмент

В последующие годы Аньес Сорель неоднократно ставили в пример влиятельным фавориткам французских королей как образец настоящей заботы об интересах страны. Король Франциск I посвятил ей такие строки:
      Милая Аннес, всех похвал ты достойна
      За все то, что страна возвратила себе.
      Монахи в своих монастырях
      Читают за тебя свои молитвы.

Еще несколько снимков из Лоша.



Собаки на лестнице Королевской резиденции напоминают, что Лош служил для Валуа охотничьим замком



Вид на город с замкового утеса. В центра видна башня Св.Антония (XVI век) - колокольня одноименной церкви, ныне не сохранившейся

Неожиданная встреча: прямо напротив церкви Сент-Ур во дворе дома стоит статуя Перта I работы Михаила Шемякина. Оказывается, этот дом принадлежит нашему знаменитому скульптору.



Петр I в Лоше



Ворота Пикуа, ведущие в старый город



Небольшой дом с внутренней стороны ворот Пикуа - это городская ратуша Лоша.



Лош, базарный день



Площадь цветочного рынка



Скажи чи-и-из...



I loches you...

Еще об Аньес Сорель и Карле VII

7. Сомюр. 1450е годы

В 1453 г. закончилась Столетняя война, стоившая французскому народу огромных жертв, ценой которых была спасена независимость страны. Был восстановлен государственный суверенитет Франции и ликвидированы притязания английских королей на французские земли и корону. Начали восстанавливаться прерванные событиями войны связи областей Франции, возрождалась культура и искусство...

Когда Рене Добрый увидел замок Сомюр (Saumur), он настолько проникся его красотой, что выбрал его прототипом Замка Любви в своем романе "Книга о Сердце, охваченном любовью". Меня Сомюр также пленил, поэтому короткий рассказ об этом замке мне хочется привязать ко времени правления здесь короля Рене.



Сомюр на Луаре



Вид на город со стен замка

Анжуйского герцога Рене Доброго (1409 - 1480), внука Людовика Анжуйского, обычно называют королем, поскольку по рождению и благодаря своим бракам он претендовал сразу на несколько корон (Венгерскую, Неаполитанскую, Арагонскую, Иерусалисмскую). Увы, реально побыть на троне Рене так и не удалось, но он прочно вошел в историю благодаря своим разнообразным талантам и интересам: Рене был поэтом, писателем, музыкантом, любителем живописи, покровителем искусств и наук - некоторое время на него работал Христофор Колумб, в его замке жил дед Нострдамуса, туда приезжали известные поэты и менестрели эпохи. Он собрал прекрасную библиотеку, где хранились книги на шести языках. В Рене видят одного из предшественников Ренессанса во Франции, тем более, что он много лет провел в Италии, где поддерживал дружбу с герцогами Сфорца и Медичи, общался с итальянскими гуманистами.

До нас дошло изображение замка Сомюра датируемое как раз временем правления Рене.



Замок Сомюр. Фрагмент миниатюры из часослова герцога Беррийского, дяди Рене Доброго, ок. 1440 года

Конечно видно, что ныне замок утратил многие из своих украшений и деталей, но его общие обводы и планировка сохранились с XV века



Cомюр, вид с юго-востока

Сейчас Сомюр активно реставрируется и одна из башен уже получила такое же завершение, как на старинной миниатюре из Беррийского часослова



Такие украшения скоро получат все башни замка

В 1454 году король Рене обосновался в Сомюре со своей молодой женой Жанной де Лаваль. Король написал для Жанны свадебную пасторальную оду, длиной в 10000 строк. Вот по этой лестнице-пандусу молодые торжественно входили (или въезжали) в замок.



Главные ворота замка Сомюр

Сюжет "Медовый месяц короля Рене" был весьма популярен у прерафаэлитов, поскольку позволял показать и рыцарскую любовь, и различные виды изящных искусств и ремесел. Английские художникм и резчики даже создали на эту тему прекрасный "Ларец короля Рене", почитать о нем можно тут: http://www.liveinternet.ru/community/2601727/post92146043



Данте Габриэль Россетти. Медовый месяц короля Рене. 1867. Частная коллекция

Конечно, картина Россетти не более чем аллегория, но она характеризует место личности Рене Анжуйского в истории и культуре.

Дошел до наших дней и портрет супругов, написанный правда уже на закате жизни Рене.



Никола Фроман. Король Рене Добрый и его жена Жанна де Лаваль. 1475-1480. Париж, Лувр

Не стоит однако думать, что Рене занимался только искусствами. Его прозвище "Добрый" во французском языке имеет примерно то же значение, что и выражение "добрый молодец" в русском, это отражение не столько доброты, сколько доблести. Рене много воевал и был прекрасным бойцом. Несмотря на то, что дочь его была замужем за английским королем (одно из условие перемирия 1444 года), сам Рене в годы Столетней войны с англичанами всегда выступал на стороне своего шурина дофина Карла. Будучи одним из его самых верных соратников, Рене присутствовал на коронации Карла VII в Реймсе; там же его посвятили в рыцари. Армия Рене сражалась бок о бок с армией Жанны д'Арк, и когда королевские войска триумфально входили в Лан, Суассон и Компьень, Рене Анжуйский был среди приближенных Карла VII.

Рене был знатоком рыцарского дела, он даже написал целый трактат о правилах организации рыцарских турниров. Большие турниры, театрализованные представления, придворные балы давались и в Сомюре. С этих балконов король с супругой и придворными наблюдали за разворачивающимися во дворе замка действами.



В те годы в моде была тема "диких" или лесных людей. Заросший с ног до головы шерстью "дикий человек", олицетворял противостоящие миру куртуазии страсти и необузданные природные силы. Эти персонажи были частыми участниками карнавалов и придворных праздников, причем в "дикие" костюмы наряжались даже самые знатные вельможи, вплоть до королей.



Танец "диких людей". Шпалера XV века. Замок Сомюр



Колодец во дворе замка. Воду в сторящий на утесе замок приходилось поднимать с многометровой глубины.

Таков Сомюр, замок, над которым после долгой Столетней войны начало чувствоваться дыхание Ренессанса.



Луарская даль



Западный фасад замка



Вид на замок с противоположного берега Луары. Фото - Википедия

Еще о Сомюре: http://france-guide.livejournal.com/37079.html

Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/146139.html

.

дворцы Франция

Previous post Next post
Up