Луарские истории - II

Jan 29, 2017 22:05

Оригинал взят у nikolai_endegor в Луарские истории - II
Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html

3. Анжерский замок. XIII-XIV век

Анже (Anger) - центр графства Анжу, родина династии, правившей здесь с 870 по 1204 год и давшей миру английских королей Плантагенетов. В XII веке город был континентальной столицей "Анжуйской монархии", простиравшейся от шотладских границ на севере до испанских владений на юге. Правили здесь английские короли Генрих II и Ричард Львиное Сердце, не говорившие впрочем по-английски и большую часть времени проводившие вне туманного острова.




Анжерский замок, о котором идет рассказ в этой записи, заложил в 1040 году Жоффруа II, сын Фулька Нерра. Тогда была определена главная схема крепости с длинной стеной, охватывающей высокий утес на берегу реки Мен большим неправильным пятиугольником.



Анжерский замок в плане. Фото: Гугл-карты.

В 1204 году французский король Филипп II Август прервал правление Плантагенетов на континенте и присоединил Анжу к своим владениям. Филипп Август был одним из величайших правителей средневековой Европы, объединителем французских земель, который первым стал именоваться королем Франции (все его предшественники звались королями франков). После его завоеваний земли долины Луары прочно вошли в орбиту французской короны.



Филипп II Август (1165-1223), король Франции с 1180 по 1223гг.

По велению Филиппа Августа началась большая перестройка Анжерской крепости, которой руководила его невестка Бланка Кастильская, а завершил строительство в 1240 году внук Людовик IX Святой. За пятнадцать лет работ крепостные стены были утолщены, а по периметру соорудили 17 высоких башен с бойницами. Их сложили из местного черного сланца и светлого известкового туфа, внеся в сугубо военную постройку элементы декоративного оформления. Такими стены и дошли до наших дней.



Стены Анжерского замка, XIII век. Между двух белых башен когда-то располагались главные ворота крепости



Вид на Мен с крепостных стен. Раньше вода доходила до подножья крепостного утеса, но постепенно река обмелела.



Бывший ров вдоль стен пересох и ныне искусно оформлен цветочными клумбами и бордюрами из самшита

Внутренняя территория крепости контрастирует с ее внешним суровым романским видом. Здесь чувствуется влияние готики.



Двор Анжерского замка

От самого старого дворца XIII века осталась лишь одна стена на краю речного обрыва



Остальные сооружения внутреннего пространства крепости относятся уже к XIV-XV векам



Герцогская резиденция



Ворота и башня Рене Анжуйского.



Средневековый сад называют висячим, поскольку он расположен на стенах крепости.

Меж тем, Франция приближалась к одному из самых тяжелых и трагических периодов своей истории. В 1307 году король Филипп IV Красивый, внук Людовика Святого, разгромил орден Тамплиеров, позарившись на его несметные богатства. В 1314 году Великий Магистр ордена Жак де Молле в момент свой казни на костре публично проклял Филиппа Красивого и все его потомство. Многие считают, что это проклятие сбылось: в том же году умер сам Филипп, а еще через несколько лет один за другим ушли из жизни не оставив наследников и три его сына. Династия Капетингов, правившая Францией с 987 года, прервалась.

Страна нуждалась в новым короле. Кандидатов было несколько, в том числе король Англии Эдуард III Плантагенет и Филипп VI, граф Валуа. В 1328 году ассамблея пэров Франции отдала предпочтение Филиппу, как родственнику Капетингов по мужской линии. Так во Франции появилась новая королевская династия - Валуа, англичане же сочли себя обойденными.

Эдуард III давно мечтал вернуть Англии владения на континенте и использовал отказ во французской короне как повод начать против Франции войну, вошедшую в историю под названием Столетней. В первые десятилетия успех в ней сопутствовал англичанам. Сын Эдуарда III, прозванный "Черным Принцем", захватил юго-запад Франции и стал совершать оттуда бесконечные военные экспедиции по стране, грабя и сжигая города, уводя население в плен. В одной из стычек англичане захватили в плен французского короля Иоанна Доброго (сына Филиппа VI), который вынужден был подписать унизительное перемирие, отдав Англии значительную часть территории страны. Иоанна отпустили из плена, оставив вместо него в заложниках его среднего сына Людовика, которому Иоанн пожаловал титул герцога Анжуйского.



Людовик I Анжуйский (1339-1384), граф, а затем герцог Анжу

В 1363 году Людовик бежал из английской неволи, нарушив тем самым так называемый "договор заложников". Иоанн Добрый, следуя своей рыцарской чести, добровольно вернулся в английский плен, где вскоре умер. После этого события королем Франции стал Карл V Мудрый, старший сын Иоанна Доброго и старший брат Людовика.

Карл V успешно реорганизовал французскую армию и применил новую тактику боевых действий, после чего в войне наступил перелом. Войска Карла, одним из военачальников которых был Людовик Анжуйский, постепенно вытеснили англичан с большей части завоеванных ими территорий. Для Франции наступила относительная передышка, хотя она поистине лежала в руинах. Помимо разорительной войны, по стране прокатилась страшная эпидемия чумы, унесшая в десятки раз больше жизней, чем военные действия. В довершение ко всему вспыхнуло мощное крестьянское антифеодальное восстание - Жакерия, во время которого сначала было разрушено множество замков и убиты их хозяева, а затем жесточайшей резне подверглись побежденные крестьяне. Многие районы совсем обезлюдели.

Именно в это трагическое время Людовик Анжуйский заказал создание одного из самых выдающихся произведений искусства Средневековья - гигантского "Ковра Апокалипсиса" высотой 5 и длиной 140 метров. Тему этого гобелена несомненно навеяли ужасные события тех лет, а возможно и чувство вины Людовика перед умершим в плену отцом.



Анжерский Апокалипсис

Говорят, что импульсом к созданию гобелена послужил старинный манускрипт, который Карл V одолжил своему младшему брату. Сюжеты миниатюр из рукописных комментариев к Откровению Иоанна Богослова сначала перенесли на картон, а потом выткали из шелка и шерсти. Над огромным ковром трудились 35 ткачей в течение 7 лет, работа была завершена в 1382 году. До нашего времени дошли 70 сцен из 105-и, и ныне они выставлены в специально оборудованном помещении под стенами Анжерского замка.

Вот несколько сюжетов ковра Апокалипсиса, которые мне удалось сфотографировать. В каждой сцене как наблюдатель присутствует святой Иоанн Богослов от лица которого идет рассказ. Описания под фотографиями я даю по тексту http://kraeved1147.ru/tapestry-apocalypse-angers, где представлены все сохранившиеся сюжеты.

1. "...двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков"


Стан святых (cтарцы, распростёршиеся ниц перед Сидящим на престоле). Великая небесная литургия продолжается поклонением Богу 24-х старцев. Слева святой Иоанн размышляет над видением, а Старцы выглядят молящимися. 24 старца в Апокалипсисе трактуются по разному: патриархи, пророки, апостолы.

2. "...конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить."


Снятие первой печати: всадник на белом коне. Толкователи Библии подразумевают, что четыре коня, следующие один за другим когда открываются первые четыре печати, знак победы Мессии. Однако, в соответствии c давними традициями толкования, идущими от святого Иеринея, первый всадник на белом коне может также представлять победу Слова Божия.

3. "...и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним"


Снятие четвёртой печати : конь бледный и смерть. Снятие четвёртой печати открывает видение всадника Смерти на бледном коне - предсказанное последствие войны и голода. Сцена необычайно живоподобна - бесплотный скелет и прекрасная лошадь под ним.

4. "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда..."


Третий ангел вострубил: Звезда Полынь. Огонь низвергается с небес на воды. Но бедствие меняется. Огненная гора становится Звездой Полынь и отравляет источники вод. Чистая вода - источник жизни человека - стала горька. Это символ как физического так и духовного страдания, затронувшего всех людей.

5. "Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны."


Пятый ангел вострубил: саранча. Некоторые толкователи утверждают, что звезда, упавшая с небес на землю - это падший ангел, другие считают его князем мира, самим Сатаной. У него ключи от мира и с разрешения Господа он открывает ворота Преисподней и выпускает огромное облако дыма. (Ключ виден слева от всадника, рядом изображена звезда). С дымом выходит саранча и набрасывается на нечестивых. Святой Иоанн видит этих животных в виде покрытых попоной коней с мордами коронованных мужчин, женскими волосами, львиными зубами и хвостами скорпионов. Всадник на одной из демонических лошадей - есть Ангел Бездны. Он изображён с крыльями летучей мыши - так традиционно изображают Сатану в средневековой иконографии. (Существует мнение, что в этом образе представлен английский король Эдуард III)

6. "Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов..."


Армия всадников. К душевным мучениям, вызванным пятой трубой, добавляется физическое истребление. Несмотря на упрощение этой сцены, мастер великолепно передал движение, которым наполнена вся сцена - это выражено в изображении всадников на первом плане. Искусствоведы полагают, что эта сцена - самая выразительная. Живоподобно переданы головные уборы, одежды XIV века, позы всадников. Лошади изображены с львиными мордами. На заднем плане очень хорошо сохранились цвета, которые значительно выцвели на первом плане. Мастеру особенно удалась эта часть гобелена.

7. "И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами..."


Зверь, выходящий из моря. Толкователи Священного Писания верят, что Зверь, выходящий из моря, представляет Антихриста, проявляющегося в политической власти в пику Церкви. Этот Зверь похож на Дракона - о семи головах, десяти рогах и десяти диадемах. Сатана даёт ему власть - в руках у зверя скипетр.

8. "...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?"


Поклонение Зверю. Поклонение, которое в свою очередь получает Зверь, ознаменовано провокационным возгласом: «Кто подобен Зверю?». Это пародия на призыв святого Михаила: «Кто подобен Богу?» Сатана даёт Зверю огромную силу и тот, с попущения Бога, завоюет христиан физически, но в то же время сделает из них мучеников и святых.

9. "...напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе"


Сон справедливых. Те, кто не поддался обману Зверя, те, кто умерли для греха, будут спасены, как только закончится их земная жизнь, даже до всеобщего Страшного суда. Эти слова возвещает ангел с поясом слева. Тела семерых справедливых возлежат на двух больших смертных ложах, они изображены детально и реалистично. Их спасённые души в образе младенцев на облаке увенчаны звёздами, их уносят ангелы на белом покрывале. Святой Иоанн наблюдает за сценой и записывает увиденное.

10. "подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих..."


Блудница, восседающая на водах.Один из ангелов, выливающих чаши, ищет святого Иоанна, чтобы разъяснить ему главный символ Откровения, рассказать о блуднице, чьё имя написано у неё на челе: "тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным". Вавилон Великий Город стоит на великом и бурном потоке людей, народов и языков. Он суть блудница, верховодит народами и людьми и вовлекает их в свои ошибки и пороки. Очевидно, что это языческий Рим со всеми его будущими гонениями, политическими и религиозными. В этом Рим всегда был прообразом и примером.
Интересно, что святой Иоанн в большинстве сцен наблюдает за происходящим, стоя под балдахином, в этом сюжете он по какой-то причине подходит ближе, видимо, это изображение того, что ангел толкует ему смысл Вавилонской блудницы.

11. "...горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!"


Падение Вавилона. И снова провозглашается падение Вавилона, потому что он стал пристанищем бесов и приютом всякой нечестивой души и клеткой для каждой нечистой и ненавидимой птицы.

12. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк...: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою"


Звери брошены в огненное озеро. Звери и все, кто идут с ним, повергнуты в озеро огня: одновременно символ их вечного проклятия и уничтожения того, что они натворили. Поза Христа, который ранит врагов, его волосы, развевающиеся на ветру, белоснежность его одежд и белизна коня под ним указывают на блестящую победу над Зверями.

13. "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба"


Новый Иерусалим. Книга Откровения намеренно останавливается на видении Нового Иерусалима. Это Церковь, которую мы видели на предыдущих сценах, показана в своём вечном, а не временном аспекте. Она становится домом избранных вместе с Богом. Это место утешения, где сам Господь утрёт слёзы горя и напитает их жажду из фонтана воды живой, которая есть Христос, Альфа и Омега, начало и конец всего. На сцене изображён прекрасный город, он парит в воздухе без всякой опоры, над землёй и над водой. Таким образом подчёркивается горняя природа Нового Иерусалима, вновь сошедшего с небес, от Бога. В верхней части сцены мы видим Христа, он говорит со святым Иоанном, повелевает ему записать увиденное:
   И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
   И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

14. "Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его"


Измерение Нового Иерусалима. В этой сцене опять один из ангелов с семью чашами побуждает святого Иоанна созерцать другую жену, чьё аллегорическое имя Новый Иерусалим, а не Вавилон, сие город, который благословен, а не проклят. Для Бога это невеста Агнца, для человека это Святой город. Его красота ослепляет пророка. В этой сцене мастер опускает детали и сосредотачивается не на описании, а на движении. В центре композиции мы видим ангела, который держит золотую трость, чтобы измерить Новый Иерусалим, символ вечной прочности.

Ковер Апокалипсиса - это старейший французский гобелен такого размера и, пожалуй, наиболее впечатляющая достопримечательность древнего Анжерского замка.

Подробнее о Столетней войне: http://rushist.com/index.php/west/2466-stoletnyaya-vojna-istoriya
О городе Анже: http://france-guide.livejournal.com/112124.html

Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/145403.html

.

дворцы Франция

Previous post Next post
Up