Прага бетховенская: дворец Лобковицей

Jan 19, 2017 21:23

Оригинал взят у cleofide в Прага бетховенская: дворец Лобковицей
Мой пражско-бетховенский сериал застопорился по причине моей дикой занятости.
Но в перерыве между экзаменами и написанием-редактированием-вычитыванием всяких текстов позволю себе предаться приятным воспоминаниям...



Лобковиц - семья настолько известная, могущественная и влиятельная в былые времена, что их княжеский дворец - единственное частное владение, расположенное в Градчанах, рядом с бывшим королевским дворцом, нынешней правительственной резиденцией, собором святого Вита и прочими музейно-туристическими объектами.

Следующий кадр снят во время прогулки по Влтаве, с реки.
Дворец - светлое здание на первом плане с тремя рядами окон, два побольше, нижний поменьше.



Бетховен тут, скорее всего, бывал во время своих поездок в Прагу в 1796 и 1798 годах - они к этому времени уже были знакомы с князем Йозефом Францем Максимилианом (1772 - 1816) и его супругой Каролиной (Шарлоттой, урождённой княгиней Шварценберг, 1775 - 1816). В основном же, конечно, они общались в Вене, где у них тоже был дворец, о котором я неоднократно писала - там сейчас театральный музей.






Этот князь, если вдруг кто не знает, был не просто меломаном-меценатом, а хорошим музыкантом: играл на виолончели и фортепиано, пел басом и немного сочинял. Супруга, очевидно, тоже музицировала, и все их дети получили музыкальное образование.

У князя имелся дефект: он был хром (родовая травма). Его матери роды дались так тяжело, что отец во время этого мучительного процесса, угрожавшего жизням жены и наследника, дал обет высшим силам - если всё обойдётся, то он не бросит взгляд на ребенка, пока тому не исполнится семь лет. Так и вышло. До семи лет князюшка не видел родного папу, но не потому, что тот его не любил, а совсем наоборот.

И вот этот хромой князь-музыкант, невзирая на увечье, во время наполеоновских войн тоже успел в них поучаствовать. Вряд ли он лез в самое пекло, но у него был именной полк, и он им как-то командовал. Лобковиц был довольно близким другом принца Людвига Фердинанда Прусского, ещё одного венценосного музыканта. Так что Героическая симфония нашла своего адресата не совсем уж по меркантильным причинам (князь щедро заплатил за посвящение). Человек и в самом деле был достойный, пусть и не так чтоб совсем герой (принц Луи Фердинанд - да, герой, но ему  посвящён Третий концерт Бетховена, что тоже славно).

Княгиня Каролина во время наполеоновских войн занималась сбором благотворительных средств в пользу армии и пострадавших от войны.

Умерли супруги в один год - сначала она, потом он.
Бетховен к этому времени успел с князем и поссориться, и помириться. Ссора, дошедшая до стадии судебной тяжбы, была вызвана тем, что разорившийся Лобковиц перестал платить Бетховену свою часть обещанной ему в 1809 году тремя меценатами пожизненной субсидии. Бетховена в  этой ситуации вполне можно понять. Во-первых, договоры должны соблюдаться (а договор был добровольно подписан всеми сторонами). Во-вторых, сумма, которую должен был выплачивать князь, выглядела смехотворно по сравнению с суммами, которые он продолжал так или иначе тратить на свои дворцы, замки и, между прочим, роскошную свадьбу дочери, состоявшуюся в Праге. Почему решили сэкономить именно на этой несчастной субсидии, боги ведают. Но, может быть, князь был не так виноват, поскольку после процедуры банкротства его имущество было отдано под опеку шурину, князю Шварценбергу, а тот мог смотреть на дела совсем иначе. Пражский суд, кстати, встал на сторону истца - Бетховена, для которого эта сумма, малозначительная по княжеским меркам, была весьма существенна, особенно, если учесть, что после инфляции 1811 года деньги в разы обесценились, а князь задолжал ему за несколько лет. В общем, в 1815 году денежный спор был урегулирован, и в знак примирения Бетховен посвятил князю цикл "К далёкой возлюбленной". Некоторые зарубежные музыковеды полагают, что это было отнюдь не случайно. Возможно, таким образом Бетховен выражал сочувствие князю после смерти его любимой жены Шарлотты (заодно это посвящение покрывалом завесой любые домыслы об автобиографичности этого музыкального послания).
Но князь не успел подержать в руках экземпляр издания - ноты были вручены его старшему сыну Фердинанду (1797 - 1868).




В честь этого молодого князя Бетховен написал маленькую "Лобковиц-кантату" - подарок ко дню рождения Фердинанда, справлявшегося 23 апреля 1823 года.

image Click to view



Князь Фердинанд продолжал выплачивать Бетховену свою часть субсидии, о чём свидетельствует, в частности, одна из множества сохранившихся квитанций, подтверждающих факт получения денег и написанных рукой Бетховена - в данном случае документ датирован 1821 годом.




Свет в этом зале сильно приглушён, что обычно требуется, когда речь идёт о подлинниках старинных документов. Поэтому все фото тускленькие - снимать можно, но без вспышки.

Ещё один невзрачный на вид, но крайне важный документ - счёт за репетицию 9 июня 1804 года, на которой впервые прозвучала Героическая симфония (тогда ещё так не называвшаяся).
Благодаря этому счёту мы точно знаем, сколько и каких инструментов там участвовало.



Правда, меня озадачило вот что: в аннотации к первому изданию симфонии написано, что первые репетиции и исполнения состоялись в 1804 году в замке Лобковицей в Чехии - Йезержи (по-немецки Эйзенберг).



Но дело в том, что, согласно мемуарам Франца Риса, Бетховен дирижировал первыми исполнениями сам, а в письмах Бетховена и других документах этого периода нет никаких упоминаний о том, что в июне 1804 года он ездил в Чехию.
В Вене же все глубоко уверены в том, что Героическая была впервые исполнена 9 июня в местном дворце Лобковицей, а именно в так называемом ныне Эроика-зале.
Здесь ещё такая тонкость: для исполнения нужны были в первую очередь голоса, и их-то копировал штатный переписчик князя, чех по фамилии Суховатый. А что с партитурой? Она оставалась у автора? К сожалению, автограф Героической не сохранился, осталась только авторизованная копия, предназнаавшаяся издателю. Наверное, если бы партитура попала к князю, у неё был бы шанс уцелеть.

В прекрасном фильме ВВС "Героическая симфония" весь этот процесс показан с тщательным соблюдением исторических деталей: партитура - у автора, капельмейстер Враницкий пытается дирижировать, как тогда было принято, по партии первой скрипки, у него не очень получается, и тогда Бетховен берёт дело в свои руки.

image Click to view



В замке Руднице (Раудниц) эта симфония была дважды исполнена в начале октября 1806 года для принца Луи Фердинанда, который через несколько дней героически погиб в бою с французами.




Во дворцах Лобковицей исполнялась не только Героическая, но и множество других произведений Бетховена. В архиве и музее хранятся прижизненные рукописные копии партитур и голосов - например, Четвёртой и Пятой симфоний.




Лобковицы покровительствовали отнюдь не только Бетховену. Князь Йозеф Франц Максимилиан обожал Гайдна и чтил Моцарта.
В музее выставлен такой раритет, как рупописная копия партитуры "Мессии" Генделя с собственноручными добавлениями Моцарта, внесёнными в 1789 году. То, что на кадре рыжеватыми чернилами - это Моцарт, чёрными - копиист.
Текст под вокальными партиями - немецкий, стало быть, это уже копия с копии, поскольку у Генделя он, как все знают, английский.
Как именно эта партитура попала к Лобковицу, я, честно говоря, не знаю. Понятно, что через барона ван Свитена, но когда, я не выясняла. Знаю только, что первое исполнение "Мессии" в Праге организовал именно Й.Ф.М. Лобковиц.




Здесь показан фрагмент дуэта из 2 части - "О Смерть, где жало твоё".
Исполнение несколько цирковое, но музыка та самая, с немецким текстом.

image Click to view



Князь Филипп Фердинанд Лобковиц был патроном Кристофа Виллибальда Глюка.



Рукописный материал оперы Глюка "Аэций" недаром хранится в музее Лобковицей: премьера этой оперы состоялась в Праге в 1752 году.




Ранее же, в 1745 году, молодой Филипп Фердинанд отправился в Лондон, где вскоре приобрел две большие ведуты, написанные самим Каналетто: виды Лондона с Темзы на собор святого Павла и на Вестминстер.




Вид на Вестминстер у меня вышел кривовато, потому покажу обрезанным.



Ещё в той же комнате, где портреты, ноты и автографы музыкантов (я показываю отнюдь не всё!), находится коллекция музыкальных инструментов. Там тоже много чего - лютни, всякие дудки, струнные смычковые...










Остальные залы экспозиции тоже вполне милы и интересны, но это уже на любителя.
Есть забавные экспонаты в коллекции фарфора...




Гордость княжеской коллекции - чудесная средневековая головка святой, использовавшаяся в качестве реликвария. Датируется 1330-50 годами. Предполагается, что артефакт когда-то находился в церкви св. Георгия в Градчанах. Потом каким-то образом попал в замок Йезержи, был там обнаружен в 1938 среди... театрального реквизита и со временем возвращён в Прагу (однако, заметим, не в церковь, а в музей!).







Там же рядом - дивная мышатинка.




Во дворце также находится замечательная коллекция живописи (это я практически не снимала - с моей техникой бесполезно) и оружия. По моим наблюдениям, больше всего посетителей бывает именно в музыкальном зале - туда идут целенаправленно, пробегая мимо охотничьего со всеми этими ружьями, рогами и чучелами мёртвых зверей.

Я купила музейный буклетик. Там картинки, конечно, получше моих. Но, поскольку везде копирайт, то выкладываю свои, какие есть.

В музее каждый день то ли в полдень, то ли в час дня бывают небольшие концерты. Я не соблазнилась, поскольку программы,хоть и классические, весьма попсовые - этакий туристический "чёс". Но вообще дворец очень даже стоит посещения.

Будете в Праге, заходите.

музыка, МУЗЕЙ, прага, дворцы

Previous post Next post
Up