Оригинал взят у
olgina67 в
Театр уж полон, ложи блещут Видит бог - все вышло случайно. Спонтанно, внезапно и достаточно неожиданно. Когда мне пришло в голову поплескатся в Будапештских купальнях, я не сразу вспомнила о наличии в городе шикарнейшего оперного театра. Но успела одуматься. И купить билет (слава интернету!). И судьбе было угодно сделать так, что субботний репертуар мне подошел. Итак - где мой лорнЭт?
Главный и крупнейший театр на территории Венгрии - Венгерский государственный оперный театр - является одной из самых излюбленных достопримечательностей Будапешта.
Театр, проект которого был разработан архитектором Миклошам Иблем, возводился с 1875 года. Строительство было профинансировано правительством, а также Австро-Венгерским императором Францем-Иосифом. Он получил звание Венгерского Королевского оперного театра и распахнул свои двери в 1884 году.
Театр был создан в 1884 году архитектором Миклошем Иблем, когда оперная труппа отделилась от Национального театра, в котором драматические спектакли чередовались с оперными. Его первым директором был композитор и дирижёр Ференц Эркель, автор национального гимна Венгрии; однако театр с трудом обретал самостоятельность: нёс немалые убытки из-за низкой посещаемости, артисты покидали его. В 1888 году директором был назначен композитор и дирижёр Густав Малер, занимавший этот пост до 1891 года.
Проведя ряд реформ, добившись, в частности, того, что пели на сцене театра только по-вегерски, Малер в течение года сумел переломить ситуацию. В 1893 году музыкальным директором театра стал другой знаменитый дирижёр - Артур Никиш.
За время своего существования театр повидал большое количество известных музыкантов. Среди них были: Густав Малер, который в течение четырех лет был главным его дирижером, музыкальный руководитель Отто Клемперер , а также Янош Ференчик, Бела Барток и Джакомо Пуччини, дважды ставивший свои оперы на сцене театра. В этом театре в разные годы работали такие замечательные композиторы, дирижёры и артисты, как Отто Клемперер, Бела Барток, Ламберто Гарделли, Янош Ференчик, Беньямино Джильи, Ева Мартон, Йожеф Симанди и другие.
Театр был оснащен по последнему слову техники, здесь впервые для подъема сцены было установлено гидравлическое оборудование. Здание во время Второй мировой войны практически не пострадало, и уже в 1945 году были возобновлены оперные постановки. Спустя пять лет зал был значительно расширен и проведено новое освещение.
Однако в 1979 году правительство было вынуждено закрыть театр на капитальный ремонт по причине аварийности здания. Торжественное открытие Венгерского государственного оперного театра состоялось ровно через сто лет после первой премьеры.
Великолепное, роскошно украшенное здание театра по праву является шедевром венгерской архитектуры. Он возведен в стиле неоренессанс с отдельными элементами барокко и построено архитектором Миклошем Иблем в период между 1875 и 1884 годами, богато украшено выполненными в стиле барокко орнаментами, скульптурами и картинами. Особенно интересна настенная живопись работы Берталана Секея, Мора Тана и Кароя Лотца вдоль лестниц внутри здания и в зрительном зале.
Большой интерес вызывает настенная живопись, выполненная художниками Кароем Лотцем, Берталана Секея и Мораном Таном. Экстерьер театра украшают статуи - Ференца Листа, являющегося самым известным композитором Венгрии, и Ференца Эркеля, автора национального гимна.
Зрительный зал, выполнен в традиционной для театров подковообразной форме. Декор интерьера включает скульптуры и картины ведущих деятелей искусства того периода. Имеет вместимость 1261 места. Зал занимает 3-е место по акустике в Европе после миланской Ла Скала и Парижского оперного театра.
Хотя по своей вместимости и размерам театр не вошел в число крупнейших, по качеству акустики и красоте, достопримечательность Венгрии считается одной из лучших театров оперы в мире. <
........>
Строительство оперного театра велось около десяти лет по проекту известного венгерского скульптора Миклоша Ибла. Того самого, кто спроектировал целую улицу в Будапеште - проспект Андраши, которую сравнивают с Елисейскими полями в Париже.
Торжественное открытие оперного театра состоялось 27 сентября 1884 года. На нем присутствовал император Австро-Венгрии Франц Иосиф. Говорят, что убранство будапештской оперы настолько поразило императора и превосходило по пышности украшения оперы в Вене, что Франц Иосиф вскоре после торжественного открытия покинул здание, не дослушав представление до конца.
В этот день публика услышала первые акты опер «Бан Банк» и «Ласло Хуньяди», авторство которых принадлежит композитору Ференцу Эркелю. Именно он и стал первым директором оперного театра. Правда, пианист из него вышел гораздо лучше, чем управленец. <
............>
Технические решения здания казались революционными: впервые в мире использовались гидравлические машины , их разработала венская компания Asphaleia.С помощью ручной лебедки можно опустить вниз до стульев первого этажа 30-и центнеровую бронзовую люстру большого зала, которая сейчас является промышленным памятником.
Несмотря на превратности истории в последующие десятилетия всегда было характерно музыкальная интенсивность и высокий художественный уровень. Оперный театр может похвастаться такими артистами, как Эва Мартон, Елена Токоди, Андреа Рост, Денеш Гуляш, Блек Аттила и Габор Бретз. Кроме того, много легендарных зарубежных артистов пели в Будапеште, в том числе Рене Флеминг, Чечилия Бартоли, Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Кура Томас Хампсонес Хуан Диего Флорес. <
..........>
Театр ставит национальные венгерские оперы, в т. ч. «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1918), «Хари Янош» (1926), «Секейская прядильня» (1932) Кодая и др. Большое место занимает в репертуаре зарубежная, в т. ч. русская классика; театр осуществил постановки опер «Евгений Онегин» (1902), «Борис Годунов» (1913), «Хованщина» (1936) и др.
Значительным событием в развитии венгерского балета была постановка балета «Деревянный принц» Бартока (1917). В 1930 венгерский балетмейстер и танцовщик Д. Харангозо поставил балет «Сцена в Чарде» Хубаи, который ознаменовал утверждение национального направления в венгерском балете.
В 1945 он же поставил балет Бартока «Чудесный мандарин». На развитие венгерского балета оказал большое влияние русский классический балет. В театре работали советские балетмейстеры: В. И. Вайнонен, А. М. Мессерер, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский. В 1950 осуществлены постановки балетов «Щелкунчик» и «Пламя Парижа» Асафьева.
Лучшие постановки венгерских национальных опер в 40-70-е годы - «Волшебный шкаф» (1942) и «Чином палько» («Орлиные перья», 1951) Фаркаша, «Это и есть война» (1962) и «Преступление и наказание» (по Достоевскому, 1969) Петровича, «Кровавая свадьба» (1964) и «Гамлет» (1968) Соколаи, «Трагедия человека» Ранки (1970), и балетов - «Хитрые студенты» Фаркаша (1949), «Свадебный платок» (1951) и «Песнь Бихари» (1954) Кенешшеи, «Мати Лудаш» Сабо (1960) и др.
Оркестр Венгерского оперного театра выступает с 1853 как самостоятельный симфонический оркестр под названием «Будапештское филармоническое общество» (инициатор и организатор Ф. Эркель), ведёт регулярную концертную деятельность. С 1960 председатель-дирижёр Я. Ференчик, с 1967 - А. Короди. С оркестром работали крупнейшие дирижёры - Г. Абендрот, Э. Ансерме, Б. Вальтер, Р. Штраус, В. Фуртвенглер и др.
В СССР Венгерский оперный театр гастролировал в 1958 и 1971, балетная труппа - в 1965.
Первый период существования балетной труппы театра связан с деятельностью итальянского балетмейстера Ф. Кампилли, который перенёс на будапештскую сцену балеты, пользовавшиеся популярностью в других странах Европы, и поставил несколько собствственных балетов («Ренессанс», «Рококо», «Коппелия», все - 1884; «Сатанелла» Пуньи и Гертеля, «Наила» Минкуса и Делиба, «Сильвия», все - 1885; «Робер и Бертран» Шмидля, 1890, и др.). Балеты также ставили балетмейстеры Ц. Смеральди, Й. Хасрайтер, Л. Маццантини, Ц. Северини.
В 1902-15 годы с труппой работал приглашённый из Вены итальянский балетмейстер Н. Гуэрра, который много сделал для подъёма хореографического искусства в Венгрии. Гуэрра поставил около двадцати балетов (в т. ч. «Венецианский карнавал» Берте, «Карлик-гренадёр» Сиклы, оба - 1903; «Сильвия», 1904; «Маладетта» Видаля, 1905; «Покрывало Пьеретты» Дохнаньи, 1910; «Коппелия», 1912; «Прометей», 1913, и др.), однако в силу объективных причин, ему не удалось создать подлинно оригинального и жизнеспособного репертуара.
Значительным событием стала постановка балета Б. Бартока «Деревянный принц» (1917). Её осуществили балетмейстеры Э. Брада и О. Зёбиш, руководившие труппой в 20-х годах.
В конце 20 - начале 30-х годов происходило становление венгерского балета, складывались основы национального репертуара, формировались творческие особенности труппы и появились талантливые исполнители. В этот период постановки осуществляли балетмейстеры А. Гобье и Р. Кёллинг, ранее работавшие в труппе С. П. Дягилева и восстановившие здесь балеты «Треуголка» (балетмейстер Л. Ф. Мясин) и «Шехеразада» (балетмейстер М. М. Фокин). Успешной была деятельность балетмейстеров Я. Цеплиньского и А. Миллоша, известного венгерского танцовщика и педагога Ф. Надаши, начавшего работу в будапештском театре в 1936, а также художника и главного режиссера Г. Олаха, организатора и постановщика многих балетных спектаклей.
Новый этап в развитии балетного искусства Венгерского оперного театра начался после освобождения Венгрии от фашизма и установления народно-демократического строя. Он связан с расцветом творческой деятельности Д. Харангозо, начавшего балетмейстерскую работу в театре ещё в конце 30-х годов. Харангозо первым на венгерской сцене поставил балет Бартока «Чудесный мандарин» (1945) и в дальнейшем не раз обращался к этому спектаклю, создавая новые его версии.
Этому плодотворному периоду в жизни театра в значительной степени способствовало сотрудничество с группой советских педагогов и хореографов, творческие контакты и обмены театра с московским Большим театром и ленинградским Театром им. Кирова. Поставленные советскими балетмейстерами балеты классического наследия и балеты советских композиторов пополнили репертуар труппы: «Щелкунчик» (1950), «Лебединое озеро» (1951), «Бахчисарайский фонтан» (1952), «Жизель» (1958), «Гаянэ» (1959), «Ромео и Джульетта» (1962). <
...........>
В
будапештском театре оперы и балета я, конечно же, уже бывала. Но не фотографировала. А тут подвернусля такой случай -и планов особых не было, и утренний спектакль давали чудеснейший, ну как тут пройти мимо билетов в интернете?
Интерьеры театра сохранились в памяти очень пышными, но четкой картинки не было. Тем приятнее было ощущать себя посредине такого роскошества.
Еще одна особенность будапештского театра в том, что его строили не придворные архитекторы Хельмер и Фельнер, как все оперные театры империи вплоть до Лъвова. И получилосъ тем не менее очень красиво.
Давали Спартака. А я очень давно не была на балете. Да и Спартака живьем видела в 10-летнем возрасте.
Click to view
Случается подобное крайне редко, но критиковать заведение не за что. Вот так вот, не за что. Английского билетерши и работники гардероба не знают, так что с того?
Зато здание каждой клеточкой напоминает боярские палаты. Откуда у венгерского хлопца российская грусть образоваласъ?
Постановка была великолепна. Вот настолько великолепна, что от сцены было не оторваться. И танцоры - что это за чудо-мальчики. Девочки несколько слабее, но зато мальчики - это настолько феиерично, что такое редко увидишь.
«Спартак» - балет в 4 актах 9 картинах; композитор Арам Хачатурян; автор либретто Николай Волков; литературной основой послужили многие исторические материалы и художественные произведения. Премьера: 27 декабря 1956 года, Ленинградский театр оперы и балета им Кирова (так в СССР назывался Мариинский театр). Балетмейстер-постановщик премьерного спектакля: Леонид Якобсон. Ныне балет известен в двух основных редакциях:
хореография Л. Якобсона
хореография Ю. Григоровича
Сюжетом балета стала история древнеримского раба-гладиатора Спартака и поднятое им восстание, произошедшее в 74 до н. э. - 71 до н. э. Восставшие сумели победить в нескольких битвах с римскими легионами. Однако в конце концов восстание под предводительством Спартака было жесточайшим образом подавлено. Римская республика этого периода являла собой погрязшую в разврате и жажде зрелищ толпу, ведомую корыстолюбивыми сенаторами и склоняющуюся в сторону то одного, то другого харизматичного лидера, стремящегося стать диктатором. Это было время начального разложения Римской республики, когда она еще была сильна, но всполохи недовольства уже зрели внутри неё, что в итоге привело к диктатуре Цезаря и основанию Римской Империи его внучатым племянником Октавианом (27 год до н.э.).
Сюжет балета «Спартак» ведет к событиям Римской республики в 73 - 71 годах до н. э., и, тем не менее, по идеологии - это типично советский балет. В советское время на смену легким и сказочным балетам приходят героические постановки, апофеозом которых становится революционная непримиримость. Именно идеологическая фабула - борьба низших слоев общества с высшими - стоит в основе сюжета балета «Спартак», именно эта борьба является основополагающей для всего советского официального искусства. Даже во время Великой Отечественной войны в правительственных обращениях к народу призывалось защищать не просто родину, а - советскую родину, где главным словом было «советскую», то есть страну, где низший слой одержал победу над высшим.
Про Великую Отечественную войну мы вспомнили не случайно: свидетельства о появлении балета «Спартак» относятся как раз к этому периоду, когда, казалось бы, по известной поговорке, музы должны молчать. Но история неоднократно опровергала этот постулат: во время войны музы не молчат, но говорят на языке оружия. В декабре 1941 года, в особенно тяжёлые дни Великой Отечественной войны, композитор Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым, я приступаю к работе над балетом „Спартак“. Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак».
Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход вглубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <…> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость»
Работа над балетом началось еще раньше - в 1933 году, и начали ее балетмейстер московского Большого театра Игорь Александрович Моисеев - ему-то и принадлежала идея балета - и приглашенный им для совместной работы драматург-либреттист Николай Дмитриевич Волков. Однако, уже в начале 1930-х годов в штате московского Большого театра стали происходить крутые изменения.
О самом реальном Спартаке исторических фактов сохранилось очень мало, поэтому его биографию авторам пришлось домысливать (т.е., попросту сочинять). В качестве литературной основы для либретто были использованы:
«Жизнеописания» Плутарха (50-120 гг.)
сатиры Ювенала (около 60-140 гг.).
статья Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима»
книга советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание»
роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» - это касалось в первую очередь описания ристалищ
исторические хроники М. Оливье «Спартак»
«Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, - писал Н. Д. Волков, - как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <…> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Неудивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей.
Сюжетная канва балетного спектакля не может полностью следовать историческим событиям. Театральная постановка имеет свои законы, она должна уложить действие в несколько часов и показать зрителю законченное действие в его определенном чисто драматургическом развитии. Поэтому театрально действие часто излагает свою версию исторического события весьма примитивно и поверхностно, неся другие - сценические - задачи. Поэтому не стоит искать в балете точного изложения действительных фактов, имевших место много лет назад в Римской империи. <
..........>
Краткое содержание
балета «Спартак» (каждая постановка строится на варианте своего оригинального балетного либретто, на сегодня в мире существуют более 20 версий постановки).
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом. Захваченные в плен люди обречены на рабство. Среди них - Спартак. Но Спартак не может с этим смириться, он не мыслит свою жизнь в рабстве. На рынке продают рабов и Спартака разлучают с Фригией. Красавицу Фригию доставляют к полководцу Крассу, и Эгину настораживает его интерес к новой рабыне. В разгар оргии Красс приказывает для полного развлечения привести гладиаторов: пусть сражаются насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. Победителем оказывается Спартак, его доводит до отчаяния, что он был вынужден убить своего товарища. Спартак не желает больше этого выносить и принимает решение бороться за свободу. Его поддерживают и другие гладиаторы. На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяется группа пастухов - это римский пролетариат, тоже решивший бороться за свободу и независимость.
Click to view
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Красс празднует свои победы. А тем временем войска Спартака окружают его дворец. И вот уже Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре.
Месть Красса не знает пределов. Он собирает легионеров, идущих на подавление восстания Спартака. Спартак готов принять бой. Но Эгина вместе с куртизанками пробирается к гладиаторам и соблазняет самых морально неустойчивых из них, заманивая в ловушку и передавая в руки легионеров Красса. В неравном бою с легионерами гибнут Спартак и его верные друзья. Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, но она полна веры в бессмертие его подвига.
Click to view
Известный советский театральный критик и режиссер Б. Львов-Анохин в свое время так писал об этом балете: «„Спартак“ - это самое яркое современное выражение традиций советской хореографии в области создания героического балета. Этот спектакль представляет собой торжество, триумф героического мужского танца». Будапештский театр - не Большой,но эта вещь у них прекрасно получилась.
Опера порадовала со всех сторон. Даже
онлаин - билеты продаются указанием ограничений по возрасту! Да и цены оченъ гуманные - ложа за 28€ позволяет ходитъ хоть каждые выходные.