От Рождества до Богоявления. Видео: Олег Воскобойников, Антонина Шарова, Дмитрий Захаров о средневековом Рождестве
Рождество. Рукопись XII века. Нормандия. Марциан Капелла (латинский писатель V века). «О браке Филологии и Меркурия». Фрагмент миниатюры. Городская библиотека Алансона, Алансон, Франция / Martianus Capella. De Nuptiis Philologiae et Mercurii. Normandy 12th century. Ms. 0635, fol. 103v. Bibliothèque municipale d'Alençon, Alençon, France
В XI-XII веках в Западной Европе существовала целая плеяда празднеств, связанных с рождественскими событиями. Эти праздники проходили и в декабре, и в январе. Так, где-то существовал праздник ослов. В ходе празднования в храм вводили осла в сопровождении девушки, которая олицетворяла Деву Марию, с младенцем на руках. Устраивалась некая ослиная литургия. Священник, который вел службу, в конце издавал восклицание на манер ослиного крика и паства должна была этот крик воспроизвести. "Иа-иа" в церкви из уст христиан - это не насмешка, а специфическое народное благочестие и восприятие содержания евангельских событий.
Да что простой народ - в среде рыцарства не всегда было ясное понимание содержания праздника. Даже в XIII (!) веке некоторые авторы, описывая крестовые походы, нередко путали в определениях Рождество Христово и время Пасхи, Воскресение.
2.
Марциан Капелла. «О браке Филологии и Меркурия». XII век. Нормандия. Городская библиотека Алансона, Алансон, Франция / Martianus Capella. De Nuptiis Philologiae et Mercurii. Normandy 12th century. Ms. 0635, fol. 103v. Bibliothèque municipale d'Alençon, Alençon, France. via
В Средние века Рождество иногда называли малой или второй Пасхой. Была главная Пасха и две малых: Рождество, вернее, все 12 дней от Рождества до Богоявления; и Пятидесятница.
Важно, что праздновали весь двенадцатидневный цикл: от 24 декабря до 6 января.
3.
Рождество, фрагмент полностраничной миниатюры / Heure de Charles d'Angoulême. Horae ad usum Parisiensem. 1475-1500. Manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 1173, f. 18v. Source
4.
Рождество / Heure de Charles d'Angoulême. Horae ad usum Parisiensem. 1475-1500. Manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 1173, f. 18v. Source
5.
Поклонение волхвов / Latin 1173, f. 22v
6.
BNF Latin 1173, f. 24v
1 января - праздник обрезания Христа. Таким образом, наш Новый год - день пролития первой божественной крови как преддверия большой крови. И это седмица Рождества.
Обрезание Господне. Фридрих Херлин (Герлин) - немецкий живописец поздней готики. Алтарь Двенадцати Апостолов, 1466. Церковь Св. Иакова, Ротенбург-об-дер-Таубер, Германия / Circumcision of Christ, detail from Twelve Apostles Altar (Zwölf-Boten-Altar). Painting by Friedrich Herlin (1435-1500) of Nördlingen, 1466. Rothenburg ob der Tauber. via
9.
Обрезание. Винченцо ди Бьяджо Катена (1470/80, Венеция - 1531, Венеция). В собрании герцога Лейхтенбергского картина считалась работой Джентиле и Джованни Беллини. В 2016 году объявлено, что в ходе реставрации подтверждено авторство Винченцо Катены, ученика Джованни Беллини. Холст (перевод с дерева), масло. 77х104 см. Ж-160. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Этикетка. Информация о произведении на сайте ГМИИ, в каталоге Итальянской живописи ГМИИ. Работа хранилось в запасниках. Сейчас картина на великолепнейшей выставке "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" в Пушкинском музее. Куратор выставки - президент ГМИИ Ирина Антонова. Photo by Tatiana Gorbutovich
10.
Обрезание. Мастерская Джованни Беллини. Около 1500. Национальная галерея, Лондон / The Circumcision. Workshop of Giovanni Bellini. About 1500. Oil on wood. 74.9 x 102.2 cm. Inscription summary Signed. NG1455. The New Testament relates how after his birth, Jesus was circumcised according to Jewish tradition (Luke 2: 21). The black background seems to be original. Paintings of this subject were highly popular in Venice in the late 15th and early 16th century; this composition was extremely popular and was much copied and adapted. The National Gallery, London. Source
Официальная версия возникновения праздника Рождества, принятая и западной, и восточной церквями: праздник возник при императоре Константине или чуть позже из наложения христианского культа на празднество в честь рождения Непобедимого Солнца. Константину культ Непобедимого Солнца весьма нравился, культ этот был чрезвычайно популярен в римской армии.
11.
Поклонение волхвов. Андреа Мантенья. Около 1495-1505. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США / Adoration of the Magi. Andrea Mantegna (Paduan, about 1431 - 1506). About 1495-1505. Distemper on linen. 48.6 × 65.6 cm / L'Adoration des Mages (Published Title). 85.PA.417. Andrea Mantegna's composition of figures and objects compressed within a shallow space was based on his study of ancient Roman reliefs. He used a neutral background and sharply defined details to focus the viewer's attention on the kings' adoration of Christ. The J. Paul Getty Museum. Source. Original (9049 x 6988)
«Православная Энциклопедия» о зарождении праздника Рождества в статье «Год церковный» сообщает так:
" В III в. наряду с Пасхой появляется еще одна важнейшая веха - праздник Рождества Христова (на Западе) или Богоявления (на Востоке). Как и в случае Крестной смерти, точные даты Благовещения, Рождества Христова и Крещения Господа неизвестны. Хотя в предании некоторых христианских общин сохранялись конкретные числа Благовещения или Рождества [1], общепринято связывать Рождество Спасителя с днем зимнего солнцеворота, тем более что в это же время совершались языческие торжества в честь Солнца [2] (в Риме император Аврелиан в 275 установил праздник в честь Непобедимого солнца /Natale Solis Invicti), а Христос в соответствии с пророчеством - Книга пророка Малахии, 4:2 - именовался «Солнцем правды» [3]. Конкретные числа зимнего солнцеворота различались: на Востоке было принято 6 января [4], в Риме - 25 декабря (в настоящее время - 21 декабря). Именно эти даты были встроены в структуру церковного года как праздники Богоявления и Рождества Христова; в IV в. и на Востоке (за некоторыми исключениями), и на Западе было принято празднование обоих праздников; со временем вокруг них сложились свои системы постов, предпразднственных и попразднственных дней и связанных с ними празднований. "
О празднике Рождества в Средние века в программе "Час истины" исторического телеканала "365 Дней" рассказывают историки Олег Сергеевич Воскобойников и Антонина Владимировна Шарова. Тема передачи: "Рождество Христово. Средневековье", ведущий Дмитрий Захаров. В числе прочего разговор о волхвах, в X веке превратившихся в царей; пастухах и овцах; осле и воле, своим дыханием согревавших Младенца Христа; Митре; рождественской елке; вертепах; персонажах, приносящих подарки; и т.д.
Олег Воскобойников и Антонина Шарова о Рождестве в Средние века: