Оригинал взят у
dona_anna в
Зажечь ханукальную свечку... Я каждый год зажигаю ханукальные свечи не только потому, что этого требует традиция, но еще и потому, что я пироманка люблю зажигать свечи. Праздник Ханука как раз дает такую возможность для постоянных веселых огоньков в доме целых 8 дней. Эти огоньки делают праздник особенно приятным для меня. И наверно поэтому, я так люблю собирать изображения ханукальных подсвечников из самых разных мест. Я уже несколько раз представляла свою коллекцию, вот и сегодня расскажу о празднике и покажу последние поступления.
Сами ханукальные подсвечники рассказывают о еврейской истории и связаны с ней напрямую.
Традиция зажигания ханукии началась в 164г.д.н.э., после очищения Храма маккавеями, и продолжается до сих пор. Она символизирует чудо Хануки: согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм.
Многое о Хануке рассказывают нам сами ханукальные подсвечники.
Вот пример: до нас не дошли изображения пяти братьев - маккавеев, героев восстания. Иудаизм запрещает изображения да и слишком давно произошли эти события. Но конечно же, всегда хотелось представить себе, как они выглядели Иуда Маккавей и его братья.
Так увидел братьев - маккавеев
Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Эта ханукия создана в 50е годы 20 века.
Музей Эрец-Исраэль "Маккавеи с факелами", 1950г.
Две следующие ханукии показывают нам реальные события после освобождения Храма.
Очищение Храма, как его увидел
Зеэв Рабан, ханукия создана между 1909 и 1929гг.
Музей Эрец-Исраэль
После продолжительных поисков всё же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи всё же решили зажечь менору, поскольку Храм должен был быть освящён.
Зажигание меноры в Храме после победы маккавеев. По эскизу Зеэва Рабана, 20е годы прошлого века, серебро, Музей Эрец-Исраэль.
Всегда были распространены ханукии, имеющие заднюю стенку, которые можно было как вешать на стену так и ставить. Их украшали разнообразной еврейской символикой. У такой ханукии могло быть два шамаша, как тут, которые не во время праздника Ханука использовались для зажигания субботних свечей.
Вариант ханукии для бедных подешевле, не серебряной, по тому же эскизу, не из серебра, создана в 1920г.
Музей Эрец-Исраэль
Произошло чудо: масла одного небольшого кувшина хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается восемь дней.
Разглядывая ханукальные подсвечники можно узнать каким образом происходило само чудо Хануки. Об этом нам рассказала ханукия из коллекции
Еврейского музея в Риме.
Видите, как тут, соблюдая традицию, изящно и точно показано Чудо Хануки?
Вот, специально покрупнее. Видите рука сверху маслице подливает в менору? И так восемь дней. Вот и ответ на вопрос, как это могло быть? Теперь все ясно. Там, наверху, правильное масло есть всегда и в любом количестве, было бы куда лить.
Обратите внимание, рядом с менорой два дерева изображено, так это точно оливы. Только оливковое масло, приготовленное со всем соблюдением правил, годится для меноры в Храме.
Ханукальные светильники делаются в разных стилях. Некоторые из них напоминают о меноре в Храме, как мы уже видели выше. Именно поэтому важно помнить о принципиальных различиях ханукии и меноры.
У ханукии 8 светильников плюс шамаш, служащий для зажигания светильников, в отличии от меноры у которой 7 светильников. Менору зажигали в Храме, а ханукию зажигают каждый год в каждом еврейском доме. Ханукию зажигают раз в год в праздник Ханука в течении 8 дней в память о ханукальном чуде. В ханукальном светильнике могут быть использованы самые разные материалы, в меноре же только специальное чистое оливковое масло.
Изначально ханукальный подсвечник не был единым. Он состоял из восьми отдельных светильников, которые ставились один рядом с другим в один ряд. Этому найдены археологические свидетельства: были найдены глиняные светильники представляющие собой как бы единую емкость для масла с восемью отверстиями для фитилей.
Позднее появились ханукальные светильники напоминающие формой менору, то есть имеющие центральную ось, от которой отходило по четыре подставки в каждую сторону.
Музей итальянского еврейства (Иерусалим), 18 век (?).
Две ханукии, с изображениями монет восстания Бар-Кохбы.
Школа Бецалель, начало 20х годов прошлого века.
Выставка
"Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм" Школа Бецалель, начало 20х годов прошлого века.
Выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм"
Ханукия, изготовленная фирмой "Цель-Цион" 1950г. по эскизу Зеэва Рабана.
Музей Эрец-Исраэль
Ханукальный подсвечник из Варшавской синагоги.
Еврейская община была уничтожена и синагога тоже. Каким же образом сохранился подсвечник?
Когда в 1939г. нацисты вошли в Польшу, представители еврейской общины начали продавать имущество из синагоги, чтобы получить средства для бегства как можно большего количества людей.
Одна шведка купила 2 ханукальных подсвечника, которые принадлежали общине. В 1960г. она пожертвовала подсвечники Израилю, сказав что деньги неважны, а она возвращает подсвечники домой.
Один из них находится в
Музея еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот - Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי) в ТА, второй в Иерусалиме, в Гехал Шломо.
Ханукия из патронов, 1942г.,
Музей Еврейского легиона В центре Башня Давида, слева герои прошлого, справа - герои настоящего.
50е годы прошлого века. Музей Эрец-Исраэль
Изображения войн прошлого и современных. Текст "В эти дни, в это время", фирма "Нордия", 50е годы прошлого века (?).
Музей Эрец-Исраэль
Ханукия в виде листьев оливы, 50е годы прошлого века. Музей Эрец-Исраэль
Керамическая ханукия, фирма "Кад весефель", 20 век.
Музей Эрец-Исраэль
Позолоченная ханукия, автор Моше Цабри, 1986г.
Музей Эрец-Исраэль
Само слово "ханукия" חנוכייה, к которому мы все так привыкли, появилось относительно недавно, только в конце 19в. благодаря Хемде Бен-Йехуда, жене Элиэйзера Бен-Йехуда. Она обнародовала его в газете "Цви", которую выпускал Элиэйзер Бен-Йехуда. До этого просто говорили "ханукальный подсвечник". Слово "ханукия" не напечатано в словаре Элиэйзера Бен-Йехуда, которым многие из нас пользуются.
За отчетный период прошедшее время у меня собралось много современных ханукальных подсвечников, которые тоже отличаются, некоторые выдумкой, некоторые тонкостью работы, а некоторые и тем и другим.
Эту и следующую ханукию можно купить в магазине "Бейт-Атфуцот"
Я специально не убрала тут цену. Это ее цена в шекелях, а в долларах или в евро, то это около 1100-1200, зависит от курса. Серебро, ручная работа.
Замечательная ханукия очень тонкой работы, жаль что витрина очень отсвечивала и я не смогла ее сфотографировать получше.
Магазин в Цфате.
Ханукия, автор ландшафтный скульптор
Реувен ГафниЯрмарка во время
фестиваля в хайфском районе Бат-Галим.
Эту симпатичную кото-ханукию сделала моя давнишняя приятельница
Сандра СименхозЯрмарка во время
фестиваля в хайфском районе Бат-Галим.
Ханукия, современная работа.
Магазин в Цфате Ханукия от
Михаль Негрин Ханукия из
ресторана Линк Ханукия у
изготовителя шофаров Шимона Кенана, естественно, тоже из рогов
В разных местах Израиля, под открытым небом, можно встретить ханукальные светильники, как в Хануку, так и круглый год.
Ханукию на фоне ёлки можно увидеть во время
хайфского фестиваля "Хаг ахагим" (праздник праздников).
Ханукия
на одном из перекрестков в Шомроне.
Ханукия в полях в районе Кинерета.
Уличные ханукальные светильники из Иерусалима
Эту дверцу с изображением ханукии открывают и во внутрь ставят ханукию, которую зажигают.
Веселой Хануки!
!חג חנוכה שמח
Ханукальные подсвечники я уже показывала
тут и
тут.
Еще мои рассказы к Хануке:
Несколько веселых и грустных ханукальных историй Первую свечку Хануки мы приглашаем зажечь... This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/