Оригинал взят у
alexspet в
Два Питера и Ян
(Кликабельно)
Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с конькобежцами и западнёй для птиц, 1565. Дерево, масло, 37x55,5 см. Королевский музей искусств Бельгии, Брюссель.
Питера Брейгеля Мужицкого (Старшего) недаром считают, помимо всех его прочих заслуг, родоначальником пейзажа - как прекрасно написан зимний ландшафт с рекой и конькобежцами, как тонко передаёт здесь мастер особенности влажной фламандской зимы, как детально выписаны все подробности быта фламандцев. Конечно, пейзаж этот больше известен по многочисленным копиям, сделанным старшим сыном Питера Брейгеля - тоже Питером. Питер Брейгель Младший получил прозвище "Адский".
Эрмитажная копия скорее всего была написана на деревянной основе (фактура живописи при увеличении говорит в пользу такого предположения), но сейчас основа - холст. Это не удивительно, так как с конца 19 века в Эрмитаже и других музеях часто переводили живописный слой с доски на полотняную основу, чтобы избежать разрушения живописи от повреждения дерева точильщиком или от растрескивания досок.
(Кликабельно)
Зимний пейзаж на реке,1615-1620.Холст, масло.ГЭ
Сыновей у Питера Брейгеля Старшего было двое, оба стали художниками, работали в его мастерской, помогали ему и копировали его работы. Поэтому в наследии семьи Брейгелей запутаться не мудрено . Всё же своё творческое лицо было у каждого из представителей этой семьи художников: более "мрачное" с многочисленными сценами страстей Христовых - у старшего сына Питера Брейгеля (1564-1638), прозванного "Адским"; более жизнерадостное у младшего Яна Брейгеля (1568-1625), прозванного "Бархатным" за изысканные натюрморты и пейзажи, виртуозно написанные и невероятно привлекательные по колориту. Поскольку старший сын потомства не имел, то ему так и суждено было остаться Младшим Питером Брейгелем, а у младшего сына Яна была семья, сына его назвали Яном - так появились Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший. Внук и правнук Яна тоже стали художниками, но о них мы поговорим отдельно, а пока - вот вам портреты сыновей Питера Брейгеля Мужицкого (все картинки ниже - кликабельны):
Мастерская Ван Дейка. Портрет Питера Брейгеля Младшего. Холст, масло, 58х45,5 см. ГЭ; Рубенс. Семья Яна Брейгеля Старшего, 1613-1615. Дерево, масло, 125,1×95,2 см. The Courtauld Institute of Art, Лондон.
В том же Королевском музее искусств в Брюсселе, где находится "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" Брейгеля Мужицкого есть ещё одна его работа - ранний вариант "Поклонения волхвов":
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов, около 1562. Холст, темпера, 124x169 см. Королевский музей искусств Бельгии, Брюссель.
Сыновья копировали эту работу отца, с небольшими вариациями, на двух копиях ниже очень хорошо видно, за что получили свои прозвища художники: мрачная атмосфера и темные краски копии старшего сына и нарядная, изысканная по колориту сцена, написанная младшим - "Адский" и "Бархатный" варианты:
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов, 17 в. Холст, масло, 140,2x171,5 см. Королевский музей искусств Антверпена.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Поклонение волхвов, 1598. Медь, масло, 33х48 см. Музей истории искусств, Вена.
Младший сын полюбил писать на медных пластинах свои небольшие по размеру композиции - тяготел к миниатюрности и тщательной выписанности.
"Поклонение волхвов" от семьи Брейгелей больше известно в более позднем "снежном" варианте, где Вифлеемская сцена перенесена в зимнюю Фландрию - известно много копий Питера Брейгеля Младшего, сделанных с оригинала отца: одна из них находится в Эрмитаже, ещё одна - Рейксмузеуме в Амстердаме, есть и много других...
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов, в.п. 16 в. Холст, масло, 36x56 см. ГЭ
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов, между 1598-1638. Дерево, масло, 41х57 см. Рейксмузеум, Амстердам.
А это, вероятно, оригинал. Во всяком случае, он в настоящее время считается работой Питера Брейгеля Старшего:
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов, 1567. Дерево, масло, 35х55 см. Музей "Am Römerholz" - коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур, кантон Цюрих, Швейцария.
"Бархатный" Брейгель тоже отдал дань композициям на религиозные темы, у него есть самостоятельные произведения - ниже несколько его работ из Музея истории искусств в Вене.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Распятие, около 1595. Медь, масло, 26х35 см. Музей истории искусств, Вена.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Дорога на рынок, 1603. Медь, масло, 18,4х26 см. Музей истории искусств, Вена.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Лесной пейзаж с оленьей охотой, около 1593. Медь, масло, 25х36 см. Музей истории искусств, Вена.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Лесной пейзаж и Горный пейзаж с искушением Христа, оба - около 1605-1610. Дубовые доски, масло, 40х32 и 62х41,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Кроме двух последних пейзажей, все приведенные картины написаны на медных пластинах - это было распространено в то время во Фландрии.
В венском музее хранятся ещё несколько известных работ Питера Брейгеля Мужицкого разных периодов. Более ранние "Битва Поста и Масленицы" и "Детские игры" написаны ещё вполне в духе средневековых "густонаселенных" картин, в которых лица людей почти не персонифицированы, а композиция в целом представляет собой вид сверху на "человеческий муравейник", где каждый занят каким-нибудь делом или принимает участие в коллективной забаве-драке-трудовом процессе...
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы, 1559. Дубовая доска, масло, 118×164 см. Музей истории искусств, Вена.
Питер Брейгель Старший. Детские игры, 1560. Дерево, масло, 118×161 см. Музей истории искусств, Вена.
Совсем другие композиционно его работы, в которых действие разворачивается в пейзаже. Пейзаж-панорама, пожалуй, главный герой этой величественной картины, а люди - просто статисты. Сцена, давшая название картине, занимает скромное место у левого края...
Питер Брейгель Старший. Самоубийство Саула, 1562. Дерево, масло, 34×55 см. Музей истории искусств, Вена.
Точно также евангельская сцена "Обращения Савла" показана на крошечном пятачке в глубине картины, а на переднем плане изображена многокрасочная кавалькада, шествующая по горной дороге. Пейзаж написан в равной степени тщательно и на переднем плане, и на дальнем плане. Живописное мастерство художника здесь достигает такой виртуозности и лёгкости письма, что картину можно рассматривать с лупой, и не устанешь восхищаться...
Питер Брейгель Старший. Обращение Павла (Савла), 1567. Дерево, масло, 108×156 см. Музей истории искусств, Вена.
Ещё один, трагический, сюжет показан Брейгелем Мужицким как обыденная сцена: посреди мастерски написанного пейзажа в шествующей толпе на втором плане не сразу разглядишь согбенного Христа, несущего Крест, только на переднем плане разыгрывается драма...
Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу, 1564. Дубовая доска, масло, 124×170 см. Музей истории искусств, Вена.
Для сравнения с этой композицией привожу самостоятельную картину Питера Брейгеля Младшего на этот же сюжет - масштаб таланта отца сыну явно не по плечу, хотя он и хороший живописец...
Питер Брейгель Младший. Голгофа, 17 в. Дерево, масло, 106,8×161,5 см. Королевский музей искусств Антверпена.
В венском музее есть ещё одно знаменитое "Несение креста" - Босха. Очень интересно посмотреть эту картину и её оборот (это часть несохранившегося триптиха) после картин Брейгеля...
Босх. "Несение креста" и оборотная сторона "Ребенок с вертушкой и ходунком" около 1500. Дубовая доска, масло, 57,2х32 см. Музей истории искусств, Вена.
В завершение, предлагаю посмотреть фрагмент из фильма "Музейные часы", который я рекомендовала посмотреть любителям музеев: экскурсовод рассказывает о картинах Брейгеля Старшего в Музее истории искусств Вены:
Click to view