Углич. Музей истории русской водки

Sep 18, 2016 09:13

Оригинал взят у raven_yellow в Углич. Музей истории русской водки
«Руси есть веселие пити, не можем без того быти»
(Владимир Красно Солнышко, из "Повести временных лет")

Почему в Угличе открыт «Музей русской водки»? Да потому что именно здесь начинал свою благородную деятельность Петр Арсеньевич Смирнов, король русской водки, поставщик императорского двора, потомственный почетный гражданин России.



Начинал он в весьма скромном звании, он был крепостным мальчишкой дворян Скрипицыных, и служил половым в трактире своего дядюшки. Трактир этот находился в Угличе, как раз на том самом месте, где сейчас расположен «Музей городского быта».



Служа половым, юноша очень многому научился: он был любезен, обходителен, расторопен и честен. Он считал последнее самым важным правилом: «Никогда нельзя клиента обманывать и обсчитывать».



Позже он перебирается в Москву к своему отцу Арсению, который уже имел собственный ренсковый погреб - лавку по продаже вина, и постепенно создает свое предприятие, сразу выдвинув главным принципом высокое качество продукции.



Сначала на заводе работало не больше 10 человек, а объем производства составлял всего десяток бочек. Это не мешало Смирнову требовать от сотрудников эффективной работы, и уже через год на заводе работало 25 человек, а от заказчиков не было отбоя. Петр Арсеньевич приобрел четырехэтажное помещение возле Чугунного моста, где расположились квартиры предпринимателя, склады, винная лавка и сам завод.



Такой рост всего за год заставляет задуматься о том, как Смирнов наращивал клиентскую базу. У Петра Арсеньевича были подставные клиенты из завсегдатаев трактиров, которые должны были время от времени спрашивать везде, продается ли «смирновка».
- Какая еще «смирновка»? - удивлялся хозяин заведения.
- Коли нет, пойду в другое место искать, - отвечал страдалец.



За ним приходил другой и спрашивал её же. Хозяева питейных домов и лавок сразу решили: «Раз люди спрашивают - значит, эта продукция обязана быть в ассортименте». И очень быстро количество закупщиков напитка увеличилось на порядки.



Это был не единственный прием по продвижению бренда. Смирнов понимал, что большая часть его аудитории - полуграмотные или вовсе неграмотные мещане и бывшие крепостные, которые вряд ли станут читать на этикетке, кто производитель и что они покупают. К этой аудитории нужен был особый подход, и предприниматель стал размещать на бутылках изображение своей штаб-квартиры у Чугунного моста в Москве - это мог понять любой. Этикетки были яркими и запоминающимися.



Еще одна оригинальная особенность: разные напитки разливались в разную тару. Если покупатель хотел купить «Сибирскую» - он знал, что ему нужна бутылка в форме медведя. Кроме алкоголя, в смирновских лавках можно было приобрести плакаты с изображением продукции - так сообщалось о многообразии ассортимента.



Кроме клиентов, Смирнову нужно было найти для предприятия подходящих рабочих. Петр Арсеньевич предлагал людям, которые хотели устроиться на его завод, продегустировать свой товар. Сам предприниматель был совершенно непьющим человеком. Кто-то отказывался, кто-то соглашался попробовать. Смирнов смотрел за реакцией.
- Ну и как, братец, хорошо тебе стало?
- Ух, хорошо-то как, барин! - говорили некоторые.
- Ступай дальше, голубчик, не подходишь ты нам.



В то же время Смирнов был известен разумным и аккуратным отношением к своим сотрудникам. Он руководствовался правилом «Счастливый рабочий - эффективный рабочий»: на его производстве не было высоких штрафов, он строил для работников хорошее жилье, возводил больницы и неплохо им платил. За все время руководства Смирнова на его предприятиях не произошло ни одной забастовки - показатель для 19 века блестящий.



По русской традиции, на праздниках - чаще всего на Масленицу - проводились кулачные бои. Когда жил Смирнов, в этой народной забаве будто бы соревновались разные предприятия. Заводские работники Петра Арсеньевича были постоянными победителями в этих состязаниях, но однажды из-за крупного заказа руководители завода не отпустили главных силачей, и команда Смирновых проигрывала.



Несколько человек сразу же отправились к предпринимателю, а тот распорядился отправить подкрепление, пообещав прибавку к жалованию за победу. Он с явным недовольством отметил управляющему, что позор в случае поражения будет хуже, чем любые производственные убытки.



Смирнов одним из первых начал всерьез экспортировать кавказские вина, что также приносило хорошую прибыль. Впрочем, он производил отличную продукцию и на своем заводе, где было разработано несколько сотен оригинальных рецептов. Важными товарами были ликеры и настойки - с разными вкусами и для разной аудитории. Предприниматель приглашал различных ученых, чтобы разрабатывать новые рецепты.



Этот подход в итоге приведет к возникновению еще одной легенды: якобы рецепт идеальной водки Смирнову помог создать сам Дмитрий Иванович Менделеев. Это выглядит сомнительно, учитывая объемы и количество сортов этого продукта, производимых предпринимателем.



Встречается версия, что у истоков этой истории стоял сам Смирнов: он обратился к Дмитрию Ивановичу, а позже использовал это в рекламе. Такой подход использовали многие предприниматели, и подтвердить или опровергнуть эту версию сейчас сложно.



В 1886 году сбылось давнее желание Смирнова: Александр III на Нижегородской ярмарке продегустировал его продукцию и остался так доволен, что сделал предпринимателя единственным поставщиком Двора Его Императорского Величества.



После внедрения государственной монополии на водку Петр Арсеньевич Смирнов управлял предприятием еще три года. Умер он в 1898 году. Семейное дело унаследовали сыновья предпринимателя Петр, Николай, Владимир, Сергей и Алексей; дела у них пошли не очень хорошо.



В 1914 году был введен сухой закон, и производство пришлось переводить на безалкогольные напитки, а в 1918 году предприятия перешли под государственный контроль. Во время Гражданской войны часть Смирновых эмигрировала. Владимир Петрович участвовал в белом движении, а после его поражения отправился в Константинополь, где создал бренд «Smirnoff», но особых успехов не добился.



Самым любопытным экспонатом музея является медаль «За пьянство» - чугунная медаль, введённая Петром I в 1714 году, с целью борьбы с пьянством. Вес медали - 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею пьянице в полицейском участке и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. И носил ее якобы бедолага то ли неделю, то ли до тех пор, пока пить не бросит.



Музеи, алкоголь

Previous post Next post
Up