Оригинал взят у
lica_alica в
"Золото иконостасов" в КоломенскомДумаю, многие в курсе, что Коломенское - это не только яблоневые сады, чистейшей красоты церковь Вознесения или зеленый туман Голосова оврага, вот только я и сама чаще всего езжу туда лишь за красотой и умиротворением. Буквально тянет туда что-то, и объяснения этой тяге нет. Но иногда еду не за воздухом, особым духом места и тишиной, а с вполне конкретной целью - увидеть очередную интересную выставку (или даже выставки), которыми Коломенское неизменно радует. Красота одной сейчас будет прямо здесь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67504/225315365.78/0_1a4c22_e93fc5d8_XXL.jpg)
«ЗОЛОТО ИКОНОСТАСОВ. Художественная резьба по дереву XVI-XIX веков» - так называется выставка, открытая в Подклете деревянного Дворца царя Алексея Михайловича. Да, я знаю, большинство его не признает, этот дворец, не ходит туда, но, народ, выставка подлинных шедевров какое к этому отношение имеет? Да за возможность увидеть уникальные экспонаты из запасников музея можно идти куда угодно, по-моему!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67890/225315365.78/0_1a4c23_29a5c1bf_XL.jpg)
А в экспонатах там царские врата, скульптура, обрамленные фигурными рамами иконы, сияющие золотом ажурные колонки и выносные кресты. Все это было привезено в Коломенское в 1930-е годы, когда закрывались многие храмы и монастыри, а предметам церковного убранства грозило уничтожение. И вот теперь результат сохранения и реставрации перед нами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6429/225315365.78/0_1a4c24_bed97d46_XL.jpg)
И будет перед нами до 3 апреля этого года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6429/225315365.78/0_1a4c25_2544dbb7_XL.jpg)
Всего три небольших зала, казалось бы…
Целиком иконостасов, конечно, нет, никакой музей не вместит в себя их масштаб, но вот самые красивые их части - царские врата разных эпох и столетий - здесь во всем великолепии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64827/225315365.78/0_1a4c29_de6af2f4_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67890/225315365.78/0_1a4c2a_89dbcf87_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64120/225315365.78/0_1a4c2b_b355617c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68556/225315365.78/0_1a4c2c_967e5288_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/225315365.78/0_1a4c2d_66645be7_XL.jpg)
Детали царского моленного места Михаила Федоровича Романова из Свято-Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Скульптуры лежащих львов помещались в подножии царского трона как символы царской власти и стражи моленного места.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/225315365.78/0_1a4c28_ba3feb6d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/72233/225315365.78/0_1a4c27_8844723_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/225315365.78/0_1a4c26_c19a3451_XL.jpg)
Херувим - деталь короны царских врат, 1633 год, из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64827/225315365.78/0_1a4c2e_b8ee1885_XL.jpg)
Оттуда же кронштейны «Руки точеные». Подобной формы резные столбики по указу царя Алексея Михайловича были выполнены в 1668 году мастером Оружейной палаты Климом Михайловым для украшения оконных рам Столовой палаты Коломенского дворца.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64354/225315365.78/0_1a4c2f_124d4c15_XL.jpg)
Резьба второй половины XVII века, стилистика европейского барокко, выполненная руками белорусских резчиков, приехавших на работу в Москву.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/225315365.78/0_1a4c30_81ef5cb2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/225315365.78/0_1a4c31_74238078_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/225315365.78/0_1a4c32_c7ef9e11_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/225315365.78/0_1a4c33_13192de_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/225315365.78/0_1a4c34_31527fda_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66316/225315365.78/0_1a4c35_490cf8c2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/225315365.78/0_1a4c36_5f548614_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/225315365.78/0_1a4c37_402fbb21_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68946/225315365.78/0_1a4c38_c3f1bce3_XL.jpg)
И третий зал, середина XVIII - начало XIX в.в., «елизаветинское барокко» и следующий за ним классический стиль.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/225315365.78/0_1a4c39_6e2aa7ad_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/225315365.78/0_1a4c3a_6909051e_XL.jpg)
Иконы из Палеха, начало XIX века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/225315365.78/0_1a4c3b_2e4f45e0_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/225315365.78/0_1a4c3c_a823c589_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/225315365.78/0_1a4c3d_50eeed71_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/225315365.78/0_1a4c3e_155b8f6e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65449/225315365.78/0_1a4c40_3383d019_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64624/225315365.78/0_1a4c41_b526e896_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27964/225315365.78/0_1a4c42_6c46c1f7_XL.jpg)
Царские врата конца XIX века, созданные в столярной мастерской купца второй гильдии Николая Александровича Ахапкина.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47606/225315365.78/0_1a4c43_fbc82fd9_XL.jpg)
Отдельное колоссальное удовольствие - книги! Собственно, у меня это даже не удовольствие - практически благоговение. Таинство… Камень, дерево - от них ожидаешь сохранности в веках, но хрупкая субстанция, сотни лет сохраняющая слово!
1637-й год, 1680-й, 1757-й… Написаны все в Киево-Печерской Лавре.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/225315365.78/0_1a4c44_a6749d97_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/225315365.78/0_1a4c45_fc5680eb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/225315365.78/0_1a4c46_de211f8_XL.jpg)
Новый Завет 1715 года в более позднем окладе, но того же XVIII века.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/225315365.78/0_1a4c47_5c5be7f9_XL.jpg)
А перед этим чудом я просто зависла в немом восхищении!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/225315365.78/0_1a4c48_297d8d93_XL.jpg)
1677 год, иконописец Ивашка и другие. С русского Севера, из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Сень напрестольная - едва ли не единственный в своем роде памятник древнерусского искусства. Она была привезена в Коломенское в 1939 году в разобранном виде, а теперь, благодаря реставраторам, во всей красе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65488/225315365.78/0_1a4c4a_c897f917_XL.jpg)
И не говорите, что вы теперь увидели ее здесь и что этого достаточно. В реальности она производит совершенно невообразимое впечатление, будто парит в невесомости, воздушная, резная - подлинное чудо!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/225315365.78/0_1a4c49_c086bf20_XL.jpg)
Причем выставка «Золото иконостасов» закончится 3 апреля, а вот сень на своем месте в Подклети Коломенского дворца находится всегда. Лишь одно только «но» может помешать увидеть ее в конкретное посещение: если выставка, которая будет экспонироваться в этих залах, не совпадет по смыслу с этим шедевром. Тогда сень отделяют занавесом от выставочного зала, и она ждет следующей выставки, более для нее подходящей… вот как эта, прямо сейчас.