Оригинал взят у
pantv в
Большая Хоральная петербургская Синагога Экскурсия по Большой хоральной петербургской Синагоге.
Бывал я в разных храмах и мечетях, а вот в Синагоге как-то не доводилось. Интересно было посмотреть и узнать историю нашей питерской Синагоги. Большая хоральная синагога Петербурга является второй по величине в Европе после будапештской.
Официально, со времен Екатерины I, евреям было запрещено проживать не только в Петербурге, но и вообще в России. Был такой закон. Однако ради своей выгоды, некоторые русские принимали еврейских купцов, врачей и т.п.
Когда к власти пришла Анна Иоанновна, она сразу взялась за евреев и 2 декабря 1742 года именным Указом потребовала "высылки всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом".
Екатерина II смягчила требования и разрешила некоторым евреям проживать в столице. А после присоединения Польши в конце XVIII века, Россия получает огромные территории на западе империи где евреев было многовато и выслать их было сложно, да и некуда. Нигде их особо не ждали, а жили евреи там с незапамятных времен. Закон утратил свою силу по здравому смыслу и евреям было разрешено создавать общины.
Николай I даже решил попробовать призывать евреев в армию. Создали для них специальные полки, но потребовались помещения для молитв, раввины и т.п. и т.д...и вскоре поняли что еврей-воин дело больно хлопотное, но все равно для проживания в столице для евреев нужно было разрешение.
Были случаи что еврейские женщины для легализации нахождения в Петербурге даже покупали "желтые билеты" проституток. Но, естественно, проститутками не работали. Их вычисляли, наверное брали взятки под страхом высылки.
Лишь Александр II ослабил ограничения на проживание евреев в Петербурге.
1 сентября 1869 года император Александр II разрешил евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Сразу начался сбор средств на строительство. Самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С. С. Поляков и И А. Вавельберг, по 10 тысяч - А. М. Варшавский и А. И. Зак. Все они имели свои личные персональные скамьи в синагоге (ниже на фото). Что интересно, в истории остались не только давшие самые большие суммы, и тот кто дал самую маленькую - 2 руб от доктора Самсоновича из Киева )))) Курировал строительство архитектор Бенуа.
При строительстве синагоги сразу началась продажа мест на храмовых скамейках. Можно было купить место на всю жизнь или на год. В первых рядах скамейки тут именные и сейчас (фото ниже).
Вообще, синагога на иврите - бейт-кнесет, что буквально означает "дом собрания". Конкретный архитектурный стиль в Торе не прописан. Поэтому синагоги могут иметь разнообразные стили. Пусть даже маленькая комната. Закон требует лишь одного - чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо. И в остальном должна быть оборудована правильно, кошерно. Иметь отдельное место для женщин, библиотеку, место для чтения Талмуда и т.п. К примеру, вот синагога в Майнце.
Интересно что сами евреи хотели построить Синагогу по принципу русских храмов, что бы сильно от них не выделялась. Но русский искусствовед В. В. Стасов, наоборот, доказывал, что стиль будущей синагоги должен быть обязательно близок к мавританскому. И добился своего )))
Синагогу планировалось построить о пяти куполах и на три тысячи мест. Но император проект не утвердил, посоветовав быть скромнее. В результате получилось на полторы тысячи и с одним куполом.
Церемония освящение петербургской синагоги.
В годы Первой мировой войны в здании синагоги располагался госпиталь.
После революции Синагогу чуть было не закрыли. Хотели открыть в ней театр юных зрителей или Дом просвещения. Но Сталин написал работу "Головокружение от успехов", где тонко намекнул о том что круто взяли... и ее решили временно оставить и не закрыли, правда все ценности вывезти успели..
В 2013 году Большая Хоральная Синагога Петербурга отметила 120 летие.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору)
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости - устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
Духовный руководитель общины - Раввин. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Но у хасидов можно и без сдачи экзаменов.
Это гениально! )))
Народ для разврата собран.
Экскурсию проводил замечательный экскурсовод и сотрудник Синагоги Виктор Леонидович Амчиславский.
Венчальный зал.
Потолок шикарный.
Нам рассказали и показали как проходит еврейская свадьба, какие особенности и традиции. В ночь музеев свадьбы Виктору пришлось показывать непрерывно, огромным группам по 50 человек. В результате им было проведено более 15 учебных свадеб за ночь, что возможно рекорд для одного человека ))
Рассказчик он азартный и говорить может часами ))) только вопросы подкидывай.
Нам рассказали наверное всю историю еврейского народа, а уж из петербургских евреев наверное ни одного не пропустили )) с юмором и тонкими деталями )))
Если коротко - в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская. Между ними различия касаются порядка молитв, устройства синагоги и т.п.
Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию.
Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв.
Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов.
Но хоть обряды и обычаи, как читать Тору разные, она все равно для всех одна.
Идем в главный зал синагоги.
Зал обладает уникальной аккустикой.
Есть легенда что в один из прекрасных дней сюда зашел юный Бродский с двумя девушками, чисто показать интерьеры.
Так как для женщин предусмотрено специальное помещение сверху, их мягко попросили... а Бродский послал попросившего на ЮХ... с тех пор в синагоге не любят раннего Бродского.
Страница Торы.
Скамьи старые, дореволюционные, простоявшие тут все советское время.
И именные таблички остались еще с тех времен.
Это главные меценаты.
"Ковчег" синагоги. Тут хранятся свиток Торы... под надежным роллетом.
Люстра на потолке зала является копией люстры берлинской синагоги, которая была утеряна во время нацисткого погрома
"Хрустальной ночи"
Я подозреваю что это план "алтарной части" на старой стене синагоги (вид сверху). Ее решили не закрашивать а взяли в рамочку.
Вид в окно.
Вид в две стороны.
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Поэтому идем смотреть библионеку на второй этаж.
В будний денб сюда может прийти любой до 18 часов и взять литературу (как и посмотреть синагогу).
Для евреев всекгда считалось благочестивым делом купить для синагогской библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный "Шулхан арух", а также сотни или даже тысячи других книг.
Даже Горького нашел )))
А это места для женщин. Дотрагиваться до женщин у евреев нельзя. А во вроемя молитвы они не должны отвелекать мужчин, поэтому молятся сверху, отдельно.
Вообще в Торе для женщин только три заповеди, а остальных куча для мужчин. Считается, что женщины "тянут" мужчин вниз, на землю, а мужчины стремятся вверх, т.к. они существа облачные с неземными фантазиями и легко поддающиеся искушениям. Женщины мужчин остепеняют и приземляют ))) и если мужчкая измена - это грех и плохо, то женская - вообще за гранью...
И тут есть именные скамьи.
Поднимаемся к месту где стоит орган и хор и на чердак.
Живописная винтовая лестница.
Выше уже купол. Света тут не было, а купол громыхал от ветра, словно по нему кто-то бегал.
Менора.
Вид вниз от органа.
Это женские места.
Возможно самое интересное место, куда даже не всех евреев пускают )))
Тут хранятся старые не кошерные книги. Их много, ведь если у Торы случайно сттрется даже одна буква, она становится не кошерной и отправляется сюда. А община покупает новую Тору, которая достаточно дорогая - около 30 тысяч евро. Ее пишут на специальной бумаге специальными чернилами. Подправлять и реставрировать нельзя. Делается это специально. Есть у чеоловека тяга и почтение к старым вещам, а поклоняться надо не им, а тексту.
С другой стороны, уничтожение религиозной литературы в которой есть упоминание Бога является святотатством, поскольку древнееврейский язык и письмена имели сакральное значение. Вот и хранятся они здесь с императорских времен.
Художественной литературы тут нет. Здесь и Тора и толмуды и различные религиозные труды. Книг много. Беспорядок потому что тут сейчас идут поиски какой-то важной книги, которая возможно тут есть )) но еще не найдена.
На этом все ))) некоторые старые фото (С) в инете.
Спасибо
redirupdate и
spbblog за приглашение. Огромное спасибо
Еврейской религиозной общине уникальную возможность побывать даже в генизе, а за интересную подробную экскурсию Виктору Леонидовичу Амчиславскому. Кстати, у петербургской Синагоги есть даже свой ЖЖ
sinagoga_spbНадеюсь было интересно...