Оригинал взят у
p_krysa в
Храм Гроба Господня в ИерусалимеИерусалимский храм Воскресения Христова, или храм Гроба Господня стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью римского императора Константина. В путешествие в Иерусалим Елена отправилась в возрасте около 80-ти лет.
Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Наиболее ранние историки сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;
Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.
Схема Храма Гроба Господня:
отсюда Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но позднее было восстановлено все разрушенное. Интересно, что в восстановлении Храма принимала активное участие жена Хозроя Мария, так как она была христианкой. Сам Хозрой в отношениях между зороастрийцами и христианами предписал каждому придерживаться законов отцовской веры, отрекаться от которых запрещалось как тем, так и другим.
Следующее разрушение Храма произошло в 1009 году, когда халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви, примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами.
В середине XX века планировалась существенная перестройка храма, осуществлению которой помешала Вторая мировая война.
На фото лестница, ведущая в придел Деления риз Господних, где воины по существовавшему тогда обычаю поделили одежды Христа (10-я остановка):
Современный храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Несмотря на ряд разрушений, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.
Царская Россия делала немало для поддержания и украшения главного христианского храма. Так, в 1808 году он испытал величайшее бедствие от пожара. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины. Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении иерусалимской святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень». Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, пожертвования из России не прекращались, а после победы над Наполеоном даже значительно увеличились. Пользуясь содействием православной России, греки приступили к восстановлению храма Гроба Господня. Воспоминанием об этом до сих пор служат помещенные в разных местах изображения двуглавых русских орлов. После восстановления храм предстал перед паломниками во всем своем былом великолепии. Главные украшения были даром России.
Одна из колонн Храма (слева от входа) расколота почти наполовину. Согласно легенде в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами турецкие власти заперли храм, не допустив православных на службу. После молитвы православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, расколов колонну, и из трещины явился Святой Огонь.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Миропомазания. На этот Камень было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения благовониями перед погребением:
Эта процедура запечатлена на большом мозаичном панно прямо над Камнем:
Сейчас этот камень облицован мрамором. Над Камнем Миропомазания висят 8 лампад - по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов. Считается, что Камень Миропомазания мироточит, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы.
Внутренняя отделка Храма у Камня миропомазания:
В Храме находится небольшая часовня, расположенная над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). Место это сразу узнаваемо по церемонии схождения
Благодатного огня, которая транслируется в Пасху:
Перед входом в Кувуклию над портретами двенадцати апостолов подвешены лампады:
Купол над Кувуклией выполнен в виде солнца с двенадцатью лучами, символизирующими двенадцать апостолов. Каждый луч разделен на три части, что обозначает Троицу:
Напротив Кувуклии расположен Кафедральный Собор Воскресения Христова (Кафоликон):
Храм Воскресения занимает центральное место всего комплекса. Четыре больших столба поддерживают четыре арки, на которых укреплен купол, освещающий храм. Восточная часть храма возвышена на несколько ступеней и закруглена: это место служит довольно просторным алтарем. У левой (северной) и правой (южной) стен находятся кафедры: налево -- патриарха Иерусалимского, а направо - патриарха Антиохийского. Иконостас в Кафоликоне - из чистого золота, иконы выполнены в византийском стиле. В алтаре находятся части Живоносного Креста Господня и правая рука Св. Василия Великого. Слева от входа на стене висит список Иерусалимской иконы Божьей Матери, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой.
Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески - Омфалос), место, где, где согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения (на фото он едва виднеется за "ларцом"):
Северная галлерея Храма:
Армянский придел Разделения Риз в восточной части Храма:
Далее можно проследовать вниз по лестнице в армянскую церковь Святой Елены, основательницы Храма. Главный алтарь, обновленный в 1950 году, был посвящен Святой Равноапостольной царице Елене, стараниями которой было обнаружено в IV веке место Распятия Иисуса Христа и был вновь обретен Святой Крест Господень. Согласно армянскому преданию, когда
Григорий Просветитель после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Теперь алтарь переосвящен во имя Григория Просветителя, национального святого Армении. Большая фреска, украшающая стену, посвящена Григорию Просветителю, первому епископу Армении, который в конце III - начале IV веков, то есть фактически одновременно с реформами Константина Великого, проводившимися в Византии, обратил в христианство царя Армении и всю страну:
Мое внимание привлекла мозаика на полу, где я узнала такие знакомые мне армянские сюжеты. Вот в центре явно вырисовывается
Арарат. А это что под ним? Неужели
Звартноц?
В окне горят 3 неугасимые лампады:
За алтарем есть секретные катакомбы, в которых прятались и молились ранние христиане.
Из церкви лестница ведет в придел Обретения Креста. Это то самое место, где Святой Еленой было обнаружено три креста. Нужно было установить, который из этих крестов является истинным Крестом Господним, и тогда ими поочередно прикоснулись к телу только что умершего человека. Животворящий Крест Господень воскресил покойника. Место это находится прямо под Голгофой и использовалось как мусорная яма, в которой и были найдены реликвии. Вот оно:
За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках. Справа под стеклом одно из чудес - самопоявляющаяся икона. Говорят, что прежде ее не было на камне, но с течением времени она открывается все больше и больше:
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией - литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики.
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Соперничество перешло и в сферу звука. Во время служб идущих в разных частях церкви, католики включают во всю мощь магнитофонную запись ревущего готического органа. Чтобы их было слышно, православные батюшки начинают петь еще громче, отчего храм наполняется невообразимой какофонией. В этой «акустической войне» техническое преимущество на стороне латинян, поскольку греки поют только «живьем». Так что «бои» идут с переменным успехом.
Поднявшись вверх по ступеням от Камня Помазания, можно попасть на Голгофу.
В Храме есть и другие приделы, но что-то мы не стали осматривать из-за столпотворения, что-то за неимением времени и желания отстаивать в длинной очереди, поэтому направились к выходу из Храма в сторону Коптской и Эфиопской церквей.
Использованы материалы
отсюда,
отсюда,
отсюда,
отсюда и
отсюда Путешествие по Израилю в
моем журнале