Оригинал взят у
vaduhan_08 в
«Валгаллы белое вино…»Оригинал взят у
olgina67 в
«Валгаллы белое вино…» И зовут моё место занять рядом с ними
В чертогах Валгаллы,
Где вечно живут храбрецы.
Ну вот и добаласъ я наконец-то исторически до ноября. К 1 ноября вся европа дружно законодательно меняет резину на зимнюю, а посколько обувка моей лошадки лежала на тот момент в сервисе в линце, взяла я отгул накануне и отправиласъ переобуваться. По дороге подумалосъ - раз уж я еду в сторону немецкой границы, то почему бы и напрогуляться на баварщину? Тут же забронировала отель инастроиласъ на приключения.
Посреди ночи вдруг вспомнила о том, что границы с германией у нас нынче перегружены и закрыты и пробки случаются длиннющие. кинулась звонить в автомобильный клуб, разведывать обстановку. Они мне пообещали 2 часа ожидания на границе и пожелали удачи на дорогах.
Ехать недалеко, всего то 250 километров. Это обратно я ехала до граца 500, но и они оказались совсем неутомителъными. Поэтому выехала ни свет ни заря. И по множеству причин не прогадала. Во-первых, я видела наикрасивейший восход солнца в зеркале машины.
А во-вторых я проскочила границу, не просто не останавливаясъ (никаких проверок на дорогах, никаких пограничников, никакой саранчи, вообще никого), а на хорошей скорости. Автобан был пуст почти до самой цели моего путешествия.
Пуст, но унылым его тоже было не назвать - яркий, осенний, залитый солнцем - в данном случае больше бронзовый , чем золотой, он каждый километр менялся. Солнце сменял густой туман, лежащий прямо на дороге.
Проезжаешь черз это молоко и выныриваешъ вдруг под ярко-голубое небо и слепяще-яркое солнце.
Удовольствия такая езда доставляет море.
Но все дороги когда-нибудъ заканчиваются, подходила постепеннок концу и эта. Вернее, наши с ней пути расходилисъ в разные стороны. Она текла себе дальше, а мне в соответствии с мысленым планом предстояло свернуть в пампасы.
В десяти километрах от Регенсбурга, над Дунаем, стоит величественный комплекс - Вальхалла. Это здание напоминает легендарный Афинский Парфенон. Проектировал его
Лео фон Кленце: (нем. Leo von Klenze, 29 февраля 1784, Шладен - 27 января 1864, Мюнхен) - немецкий архитектор, художник и писатель, известный в России возведением здания
Нового Эрмитажа в Петербурге. Считается выдающимся представителем классицизма, основатель стиля неогрек. (Сразу вспоминается Теофил Хансен и
венский парламент). Вот именно он и показался впереди ожидаемо и все-таки очень неожиданно.
Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall - «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии - небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов. О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе. В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Вальхаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук..
По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.
Ну как тут на злобу дня не вспомнить 72 исламских девственниц...Время работы тоже обозначено, чтобы девственницы не перестарались
Великий мечтатель Людвиг Баварский задумал эту постройку ещё будучи принцем - в 1807 году, когда немецкие государства потерпели поражение в войне с Наполеоном. По мысли Людвига его Вальхалла должна была стать памятником величайшим представителям Германии за 1800 лет, начиная с битвы в Тевтобургском Лесу в 9 году н. э. Назвать сооружение Вальхаллой в честь мифологического небесного чертога, пристанища душ храбрых воинов, предложил кронпринцу учёный Иоханнес фон Мюллер.
Иоганн Мюллер (нем. Johannes von Müller; 3 января 1752, Шаффхаузен - 29 мая 1809, Кассель) - известный швейцарский историк. Состоял на службе у курфюрста майнцского, а после взятия Майнца французами в 1792 году отправился в Вену и поступил сначала в государственную тайную канцелярию, потом в имперскую библиотеку.
Когда, вследствие его нежелания переменить религию (он был протестантом), у него отнята была всякая надежда на повышение и даже запрещено печатать, хотя бы и за границей, продолжение его исторического труда, он в 1804 году покинул Вену и сделался историографом в Берлине, где ему поручено было написать историю Фридриха II.
как нашли, как выбрали это совершенно волшебное место для мавзолея памяти - не знаю, но место завораживающее. причем - неважно, смотришъ ты снизу вверх с другого берега реки или сверху вниз с валгалы на загогулины, которые выписывает Дунай.
подняться к Валгалле можно двумя путями - пешком из городка по длиннющей лестнице - это изначально не мой вариант- и на машине с тыла в горку. Дорога нашласъ быстро. Но на стоянке я слегка опешила - пусто. Гулко, свежо, осенне. И пусто. потом нарисовалосъ еще парочка человек, пытавшихся у меня (!!!) узнать, как пройти в библиотеку где тут вход. А вход - снова на горке. Но подниматься по золотому ковру, достаточно пологому и с поручнями, было в удовольствие. .
Людвиг решил, что в этом Зале будут находиться бюсты и мемориальные доски, посвящённые не только немцам, но и представителям других германских народов: англосаксам, швейцарцам, готам и франкам; не только героям войн, но и деятелям культуры, религии, науки. Чествования удостаивались мужчины и женщины.
В преддверии образования Германской империи в 1871 г., «немецкий» был синонимом «германского», поэтому в зал были включены представители готов, лангобардов, англосаксов, франков и швейцарцев.
Ко времени коронации Людвига в 1825 г. уже было закончено 60 бюстов. В 1826 г. Людвиг выбрал место для зала - на берегу Дуная рядом с Регенсбургом. Здание построено в стиле афинского Парфенона. На северном фризе находятся аллегорические изображения германских государств, тогда как на южном - преимущественно батальные сцены.
Размеры Вальхаллы почти совпадают с размерами Парфенона афинского Акрополя, длина составляет 48,5 м, ширина - 14 м и высота - 15,5 м.
Вальхалла была достроена в октябре 1842 года. Масштабное сооружение архитектор выполнил в древнеримском стиле с мощными античными беломраморными колоннами и классическим треугольным фронтоном. Фризы здания декорированы рельефами с аллегорическими изображениями германских государств и батальными сценами. 358 ступеней ведут к пантеону от берега Дуная.
ни один греческий храм не поражал меня. Ну то естъ вообще никак не впечатлял. Ни в греции, ни где-либо еще. даже венский парламент - он парламент иесть. Здание красивое, но дух не захватывает. А здесь дыхание перехватило.
даже не догадываласъ, что способна на такое дело. но колонны оказались гигантскими, а я сама себе - маленъкой, как алиса в стране чудес или гулливер в стране великанов. ни в одном соборе не возникало такого ощущения, а ведь это - именно то, чего добиваласъ церковь, создавая огромные и величественные храмы. Здесъ такой задачи не стояло, а эффект - потрясающий.
мощнейшие глыбы ступеней - нет, не те лестницы, по которым сюда поднимаются, а ступени фундамента, внушают даже не уважение, а первобытный ужас ибо никаких ограждений нет и навернутъся с такой высоты по сколъзкому граниту - проще простого.
C фасада - пастораль par excellence. Застывший дунай, над которым парит не то-туман, не то-пар, тишина такая, что слышен автобан за много километров
Дверъ создает такое же ощущение, что и колонны. Она огромна и , глядя на нее, невозможно сдержат' побежавшие по спине мурашки: это что за великан должен появиться, чтобы открыть створки полностью? какого геракла мы тут ожидаем?
Строительство зала славы было начато 18 октября 1830 г., в 17-ю годовщину Битвы народов. При открытии Зала Вальхаллы 18 октября 1842 года в нём было 96 бюстов и 64 мемориальные доски для людей, чей портрет или описание не были доступны, чтобы моделировать скульптуру.
Главным критерием для включения первых 160 человек, увековеченных в Зале, была принадлежность к германской культуре, поэтому там были представители Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Швейцарии и государств Прибалтики.
Высоко над Дунаем возвышается Валгалла, "зал славы и почетный зал" немцев. Внушительно. Но гид гасит пафос: "Вы должны представить себе, что это инструмент коачинга, все служило для укрепления уверенности бытия". Да, естественно, можно сказать об этом и так.
Наследный принц Людвиг фон Байерн был, во всяком случае, в 1807 очень подавлен тем, что Наполеон победил пруссаков и вообще свел на нет Святую Римскую Империю Немецкой нации. А потому и задумал план собрать изображения "отличившихся во славе немеццев" (так,наверное, будет ближе всего к старонемецкому Teutschen) в храме. Герои и духовные вожди должны были поддержать отечество - символически, по меньшей мере.
"Валгалла должна принести полъзу для укрепления и расширения немецкого смысла!", - так Людвиг праздновал открытие памятника. И уже в 1848
после аферы с танцовщицей Лолой Монтес вовсе не геройски сложил корону. Однако, Валгалла, названная по элизийскому местопребыванию смелых воинов германской мифологии, остается до сегодняшнего дня в любом случае туристическимим магнитом.
Есть и еще один момент: не каждое безумно дорогое строительство в Баварии - дело рук сказочного короля Людвига II. Валгалла была с бюджетом в 4 млн. гульденов самым дорогостоящим проектом его дедушки Людвига I. И да, "Кини" еще не представлен в Валгалле. <
.......>
Список с большой серьезностью перечисляет с 1842 преимущественно благородных гoспод, после второй мировой войны, однако, немного имен, в том числе федеральный президент Теодор Хойсс и "франкская дива"
Эльке Зоммер.
кстати в 2009 году в Валгалле и на ее фоне снимался немецкий художественный фильм - "
Охота на священное копье"
В первый момент глаза разбегаются. Маски, лица, имена. Судьбы, подвиги, слава. Очки, естественно, благополучно осталисъ лежать в машине. Пришлосъ снова полъзоваться зумом фотоаппарата, чтобы прочитать надписи.
бавария в свое время выпустила серебряную монету к кдню открытия Валгаллы. немцы - сегодняшние не подкачали и ответили достойной золотой и серебряной монетой к столетию.
Крылатую богиню, осеняющую итд итп мы увидим еще раз чуть ниже, в связи с Брукнером.
В Вальхалле находятся четыре бюста выдающихся личностей российской истории, имеющих немецкое происхождение. Сколько австрийцев - не знаю, но , скажем, тот же Шварценберг - удостоился. О нем я рассказывала
вот тут.
Кстати далеко не каждый хотел попасть посмертно в Валгаллу: У Генриха Гейне, например, бюст которого был установлен в 2010, при жизни как только не издевался и не насмехался над залом славы. Поэт никогда не хотел на насест мраморных черепов. Но ничего не помогло.
Валгалла сегодня? Прежде всего это чудесное сооружение классицизма с лучшим видом на низину Дуная около Регенсбурга. Это не банальное место демонстрации национального сознания. Скорее музей, в котором дедушки с внуками могут играть в историческую викторину: "Грегор Мендель, это который с генетикой, с семенами горошин... " Действительно из 194 имен многие неизвестны никому : не только Юлиус Эхтер Меспелъбрунн ( 1545-1617), вюрцбургский архиепископ и передовой боец контрреформации.
Кроме всего прочего Валгалла предлагает увлекательную скульптурную выставку. Прославляются ли и если, - то как великие, удостоившиеся чести: Скульптор Иоганн Готтфрид Шадов изообразил, например, в 1807 Фридриха Великого короля Пруссии как "Фридерикус II. Рекс" с короной цезаря на глове. Физик Альберт Эйнштейн ( бюст работы Вильгельма Улигса) напротив, вылепленный в 1990, смотрит на нас прямо-таки ясно улыбаясь.
Коллекция побуждает поразмышлять над преходящей славой - Sic transit gloria mundi. Чье имя потеряно в веках, в какое время кто и почему удостоился Валгаллы? Кто отсутствует на постаменте? Заставляют ли эти личности, скорее их тени из холодного мрамора, почувствовать гордость за отечество?
Тут невозможно не вспомнить Брехтовского Галилея "Несчастна страна, которой необходимы герои"
Но здесъ собраны не только национальные воины. С 2003 в Валгалле присутствует даже Софи Шоль, казненная нацистами член "Белой розы" как одна из 12 женщин. Под ее бюстом доска: "В память обо всех, мужественно сопротивлявшихся неправомочности, силе и террору Третьего Рейха. Это тоже немецкая история. <
.......>
Должна сказать, что чувство гордостииспытала и я, увидев бюст Екатерины великой.
Откуда берутся сегодня кандидаты? Частные лица предлагают личность. Важно: Заявитель должен принять на себя все издержки - примерно 30 000 евро. Хотите предложить кандидата для Валгаллы? Начинайте собирать средства. <
.......>
Глядя на изменения в стиле, приходится признать, что искусство чем дальше - тем в бОлъшем долгу. Если бюсты какого-нибудъ там кеплера и Валленштаина (мы его не любим, но пусть будет) изящны, красивы, благородны и обладают ко всему прочему указанием на то, чем указанный персонаж зарабатывал на хлеб с маслом. Кеплер вот, например, знаток, звезд. Можно предположить, что Вагнер с Бахом и так всем известны, но тогда хоть бы углы пообтесали, неудобно право слово.
И что делают, собственно, шведский король Карл X Густав или рожденный в 1599 в Антверпене художник Антон ван Дик в этой галереи? Людвиг I высказал мысль: "кто мыслит немецкою мовою"....
Довелось возгордиться и еще раз - за Габсбургов. И что ж это все как ни предмет гордости - так баба женщина. И коня, и избу, и в памяти потомков...
Габсбургов очень удачно расположили рядом с Фуггером. Ибо все, что делалосъ по велению и согласию каизеров, делалосъ на Фуггеровские деньги. Об этом я уже рассказывала
вот тут. как это обычно бывает, по степени значимости бывают первые и вторые. Для вторых нашлось место на памятных дощечках так высоко, что и не прочитаешь. но главное - не победа, главное- участие.
мраморный пол невероятно узнаваем и имеет двер памятные надписи - об окончании строительства и об окончании реставрации.
Валгалла - не изобретение Рихарда Вагнера, никакая не вечная мраморная декорация для драмы богов "кольцо Нибелунгов ", зал славы никак не связан с "полетом валькирий". И наконец: национал-социалисты мало ответственны за сооружение Валгаллы, хотя они там хорошо себя чувствовали.
В июне 1937 Гитлер устроил, например, установку бюста композитора Антона Брукнера. На стекле кассы - выписка из гостевой книги со снимком этого события. Освежающее оскорбление наших дней.
Об этой истории с Брукнером я уже расскызавала
вот тут. Кстати, брукнер нынче переехал, такого почета, как при Гитлере ему уже не положено и стоит его бюст у другой стены.
В настоящее время правительство Баварии, как преемник королевской власти, выбирает тех, чьи бюсты помещаются в
Зал Славы. Единственное условие - человек, чей бюст предлагается разместить в Вальхалле, должен умереть более двадцати лет назад. Со времени открытия в Зал добавлено только 32 бюста и одна мемориальная доска (регулярность в добавлении отсутствует), так что в настоящее время в Вальхалле 193 памятных знака, из которых 12 посвящены женщинам.
Через 170 лет после создания сооружения внутри становится тесно. Свободных мест для бюстов осталосъ оченъ немного. Руководитель Государственного строительного ведомства регенсбурга Ханса Вебера подчеркивает, что никаких пристроек и расширений не предусмотрено. Ведъ речь идет об исключительном, защищенном историческом памятнике. Однако, в зал поместится еще 3 или 4 бюста. И бюсты можно еще сдвинуть на полках потеснее, чтобы создать свободные места.
Баварский совет министров решил в 2006 чествовать 3 выдающиеся личности: Карл Фридрих Гаусс, Эдит Штаин и Генриха Гейне. "Обычно процесс выбора и чествования происходит раз в 5 -7 лет. так что уже давно пора продолжить. <
......>
Возвращаясь через анфилладу высоких, стройных и оченъ простых, но таких внушителъных колонн, снова прочувствовала, чтотакое - мороз по коже. Стоянка на самом деле невелика. Получается, что желающие либокарабкаются пешком либо их просто оченъ мало, что противоречит уверениям немцев об особеой любви студентов к этому месту.
Скажите мне, друзья, в какой Валгалле
Мы вместе с вами щелкали орехи,
Какой свободой вы располагали,
Какие вы поставили мне вехи.
И прямо со страницы альманаха,
От новизны его первостатейной,
Сбегали в гроб ступеньками, без страха,
Как в погребок за кружкой мозельвейна.
Чужая речь мне будет оболочкой,
И много прежде, чем я смел родиться,
Я буквой был, был виноградной строчкой,
Я книгой был, которая вам снится.
Когда я спал без облика и склада,
Я дружбой был, как выстрелом, разбужен.
Бог Нахтигаль, дай мне судьбу Пилада
Иль вырви мне язык - он мне не нужен.
Бог Нахтигаль, меня еще вербуют
Для новых чум, для семилетних боен.
Звук сузился, слова шипят, бунтуют,
Но ты живешь, и я с тобой спокоен.
О.Мандельштам