Тетраморф над пентафорой. Palazzo AgnusDio в Венеции.

Jun 03, 2016 05:43

Оригинал взят у dreamsoftartaro в Тетраморф над пентафорой. Palazzo AgnusDio в Венеции.
На этой неделе к месту будет вспомнить о тех, кому традиционно приписывают авторство книг, составивших основу Нового Завета. Перечень их звериных воплощений (тетраморф) в средневековом искусстве бесконечен и причудлив. Я покажу вам один из самых примечательных пунктов этого списка, связанный с дворцом AgnusDio, тем более, что у меня перед ним есть небольшой должок.
Венецианские palazzo - они такие. То надменно шествуют вдоль фронта больших каналов, точно благородные красавицы, сражая нас красотой лиц, величавостью осанки, пышностью одежд. Или же будят воображение, бросая короткий взгляд из-за оконной завеси. Вот так же украдкой глядит на нас с задворков знаменитого Ca’Pesaro дворец AgnusDio. Глядит всеми пятью стрельчатыми проемами своего окна. Шуршит крыльями чудесных зверей из люнета этого окна. Дворец скорее всего получил название из-за скульптурного тондо, изображающего Божьего Агнца.


То самое окно (пентафора), смотрящее на канал, украшено евангелистами и сценами  из Благовещенья.
Автор решил задачу компоновки фигур Богоматери и Архангела Гавриила просто и эффектно. Он сделал крайние арки пентафоры выше и шире центральных.


Еще один рельеф с Собором Архангела Михаила венчает входную арку дворца.


Все рельефы датируются серединой XIV в., временем расцвета венецианской готики, и традиционно относятся к кругу мастера Андриоло из Виченцы. Поглядите, какая уверенная выразительная манера. А крылья? Вот что у венецианцев всегда получалось здорово, так это - крылья. Легкие, вибрирующие. Зритель точно чувствует их взмахи на своем лице. Воистину - «ассирийские крылья стрекоз».




Что еще выдает масштаб дарования мастера? Все композиции разыгрываются на совсем небольшой, относительно фона, высоте рельефа. Это видно, если кинуть взгляд вскользь.


Светотеневой контраст между высотой рельефов и более значительной глубиной оконных проемов создает эффект необычайной легкости.
А это семейное фото сделал Fausto Maroder, фотограф, преданный летописец и знаток своего города.


Архитектура, Италия, декор

Previous post Next post
Up