Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2.

Mar 22, 2016 21:17

Оригинал взят у vladimirdar в Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2.


Всего 68 фото

Церковь Вознесения Господня в Коломенском всегда вызывала у меня сильное неосознанное исступленное и необъяснимое волнение, потому как образ этого Храма, устремленного в небеса явно отзывался в душе самыми высокими и теплыми чувствами. Древние зодчие смогли возвести храм Вознесения Господня в камне в таком пронзительном и возвышенном звучании, что внутренне ты, как будто готов воспарить и вознестись вместе с ним, к местам горним.

И, точно также, меня всегда манили и привлекали внутренние пространства Вознесенского храма. Но бесконечная реставрация, замешенная на перманентных скандалах между реставраторами и общественостью насчет адекватности этого самого реставрационного процесса еще с советских времен, не давала такой возможности. В 2007 году рестарационные работы в Церкви Вознесения, наконец, к счастью, были закончены и, мы получили возможность увидеть Храм Вознесения изнутри. Этому моему неуемному любопытству, источавшему меня нескольких десятилетий, была наконец дарована свобода узреть, что же там находится внутри. В основном, этому всему и будет посвящена вторая часть моего рассказа о церкви Вознесения в Коломенском. Мы увидим таинственный подклет церкви Вознесения, где в предреволюционный 1917 год была обретена чудотворная икона Державная, увидим ее саму, узнаем как это происходило, и конечно, осмотрим саму́ Вознесенскую церковь и, вообще, увидим всё своими глазами. К тому же, заодно, насладимся Коломенскими пейзажами, что хороши в любое время года.

По летописным источникам освящение церкви Вознесения произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана.
02.



Здание церкви Вознесения входит сейчас в комплекс музея-заповедника «Коломенское» - это всемирное наследие ЮНЕСКО с 1994 года. 8 декабря 2000 года храм был вновь освящён. С 1994 года в церковном отношении Вознесенский храм имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена его реставрация, и подклетный ярус церкви был открыт для посещений.
03.


Вход в подклет - под западным крыльцом церкви Вознесения (на фото ниже - по центру - ситуационно - под крыльцом).
04.



05.



В подклете церкви Вознесения Господня в Коломенском работает постоянно действующая выставка «Тайны церкви Вознесения».
06.



Первый зал (дальний) экспозиции подклета посвящен созданию и истории строительства церкви Вознесения. В нем представлены подлинные белокаменные детали с церкви Вознесения XVI в., предметы археологии, найденные при раскопках в Коломенском. Самый ранний - фрагмент браслета XIV-XV вв.Во втором зале развернута медийная и фотовыставка, посвященная реставрации церкви. Посетители смогут увидеть фотографии конца XIX века - начала XXI века, по которым можно проследить динамику существования памятника в исторической ретроспективе. Здесь же будет демонстрироваться документальный фильм о первом шатровом храме на Руси.

Мы же начнем со "второго зала", а точнее - с первого "по ходу"...
07.



Подклет церкви Вознесения интересен не только как часть шедевра древнерусской архитектуры, но и как пространство, полное исторических тайн. До сих пор загадочным остается его назначение. Недаром в нем пытались искать «библиотеку Ивана Грозного» и в 1920-х годах даже пробили многометровую шахту сквозь монолит каменного фундамента.
08.



Здесь царит полумрак, поэтому фотокамере пришлось сильно "вытягивать" картинку за счет увеличения светочувствительности...
09.



В 1911 году именно отсюда, с подклета храма Вознесения учёный-спелеолог Игнатий Стеллецкий начал поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Он успел найти под храмом потайной подземный ход и множество подземных хранилищ, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом революция, помешали его работе.
10.



Сейчас мы направляемся в дальний зал подклета...
11.



Поскольку я здесь никогда не был, весь этот окружающий контекст вызывал явно восторженный "исторический трепет")
12.


13.



В этом зале центральное место отведено белокаменным фрагментам церкви, что были найдены при археологических раскопках как в самой церкви, таки и вокруг нее.
14.



Со всем этими артефактами наглядно знакомит эта самая экспозиция в подклете храма. В притворе подклета сосредоточены материалы, позволяющие подробнее познакомиться с историей и архитектурой храма Вознесения, почти полутысячелетней жизнью, уникальными подробностями из истории реставрации. Фонды Музея представили здесь никогда ранее не выставлявшиеся обмерные чертежи, фотографии, проекты архитекторов XIX-ХХ веков, подлинные фрагменты первоначального белокаменного декора церкви Вознесения XVI века и другие объекты, найденные при раскопках.
15.


16.


17.


18.



Именно в подклете церкви Вознесения 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II, была чудесно явлена Державная икона Богородицы, что было воспринято в Православной Церкви как свидетельство покровительства и заступничества Богоматери, Ее особого попечительства о России, знаком символической передачи Ей верховной царской власти.
19.



В алтарном месте, в арке, рельефно выделенными и незакрашенными побелкой красными кирпичами, находится икона Божьей Матери Державная...
20.


21.


22.



Это не та самая икона о которой шла речь в начале этой второй части. Это список, а скорее, даже, некая интерпретация оригинала. Оригинал мы еще увидим - он находится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.
23.


24.



Слева, справа и далее от иконы - на стендах - иллюстрированные фрагменты истории Коломенского.
25.

26.


27.



Впечатление о подклете осталось самое восторженное. Немного удивило то, что он совсем небольшой по площади. Возможно подклет гораздо обширней и разветвленней, но об этом сейчас можно только догадываться...

Пришло время нам отправиться осматривать церковь Вознесения Господня изнутри...
28.


29.



Это главный западный портал церкви Вознесения. Вид с гульбища.
30.


31.



Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви ничего не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места».
32.



Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета.

Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата (см. первую часть). Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.

Все таки, шатровые церкви завораживают своей "устремленностью к небесам". Шатер Вознесенской церкви только подчеркивает кружащую голову высь, этих самых "небес".
33.



В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.
34.


35.



Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света - от ослепительно-яркого до сильно затененного. По площади храм невелик - 8,5 × 8,5 м, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора.
36.



Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. В ходе реставрационных работ установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально.

Иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.
37.


38.


39.



Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
40.



Строгое декоративное убранство подчеркивает пропорциональность и величественность здания. Удачно найденное решение создает зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали храма прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь.
41.



В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. Подобные каменные церкви с крестчатым сводом, появившиеся на рубеже XV-XVI веков, утверждали возросшую роль и силу православия: молящихся как бы осенял реально зримый сводчатый крест. Как писал летописец, враги Руси «не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной...».
42.


43.



44.



Иконы церкви Вознесения Господня.

Икона "Спас в Силах"
45.


46.



Икона "Вознесение Господня".
47.



Икона "Господь Вседержитель".
48.



Иверская икона Божьей Матери.
49.



Икона "Святой Стефан".
50.


51.


52.



Церковь Вознесения хранит много тайн. Как уже упоминалось, именно здесь 15 марта 1917 года была найдена последняя чудотворная икона Богоматери. И именно здесь, как полагают некоторые учёные, следует искать знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Ведь именно в Коломенское 3 декабря 1564 года царь выехал на богомолье, прихватив с собой казну и наиболее важные реликвии. Когда царь прибыл в Коломенское, он из-за беспутья простоял в селе две недели, а когда погода установилась, он, минуя Москву, отправился в Александровскую слободу, откуда отправил боярам и духовенству послание, в котором обвинил их в измене.
53.


54.


Пожалуй, - еще ряд ракурсов Вознесенской церкви и самого Коломенского...
55.


56.


57.


58.


59.


60.



А еще - строки из очерка Елены Лебедевой "Церковь Вознесения в Коломенском" об обретении Иконы Божьей Матрери "Державная":

"...Что-то великое, чудесное, долгожданное должно было произойти под сводами этого храма. История действительно уготовила этой церкви высочайшую миссию, и чудо Божие осенило Коломенское. Здесь встретили грядущую революцию чудесным явлением Державной иконы Божией Матери, случившимся в тот страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда государь отрекся от престола. Первый духовный отпор черной године русской истории был дан именно здесь, в коломенской церкви Вознесения...".
61.


История явления хорошо известна: в феврале 1917 года, накануне трагических событий, крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Богобоязненная крестьянка оробела и стала просить разъяснить неведомое сновидение. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней Величественную Женщину, в Которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее лика. Сопоставив два сна и причастившись, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что приснилась ей. Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав ее, отправился с ней на поиски образа, но нашли его только, когда решили спуститься в подклет и посмотреть хранившиеся там иконы. Когда обнаружили самую большую, почерневшую от пыли икону и осторожно промыли ее, открылся Державный образ Богоматери, знаменовавший, что власть в России перешла в руки Самой Царицы Небесной.
62.


До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Толпы богомольцев стекались в Коломенское на поклонение чудотворному образу, от которого начались первые исцеления, затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Потом ее возили по другим церквям, и лишь по воскресным дням она оставалась в Коломенском.

Храм иконы Казанской Божьей Матери, где сейчас находится икона "Державная".
63.


Есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле - Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, отправляли в эвакуацию, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она Божиим Промыслом пробыла до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия - в запасники Государственного Исторического музея. Лишь 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню в Коломенском… А когда икона прибыла - засияло солнце и в его лучах образ вернулся в храм. Предание связывало возвращение чудотворного образа с освобождением от воинствующего атеизма и спасением России от богоборчества. На следующий же год СССР окончил свое существование вместе с падением власти КПСС.
64.


А вот и чудотворная Икона Божьей Матери "Державная"...
65.



В заключение - еще пару зимних фоток волшебного и загадочного Коломенского.
66.


67.


68.



Источники:

Елена Лебедева. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 2006.
Яндекс-словарь. Церковь Вознесения в Коломенском.
Википедия.

© Vladimir d’Ar

Часть первая

церкви, подмосковье

Previous post Next post
Up