Оригинал взят у
vittasim в
«Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза». Часть IВсе фотографии, кроме первой - из интернета.
Выставка «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» проходила в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина летом 2015 года.. В экспозиции были представлены 29 живописных работ фламандских художников - представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их последователей. Сегодня в мире лишь два крупных коллекционера специализируются на работах семьи Брейгелей: Константин Мауергауз и французский бизнесмен Бернар Арно. Данное собрание, представляющее одну из лучших коллекций работ семейства Брейгелей в мире, сформировалось в течение последних лет путем приобретений в авторитетных европейских галереях и на крупнейших аукционах, включая прославленные Sotheby’s и Christie’s. Его отличают сюжетно- тематическое разнообразие, и высокое художественное качество произведений. Среди принадлежащих ныне К.Ю. Мауергаузу произведений есть как хорошо известные специалистам работы (достаточно назвать «“Доброго пастыря” Кронакера»), так и те, что достаточно давно фигурируют на европейском антикварном рынке, но не рассмотрены в искусствоведческой литературе и, по сути, впервые вводятся в научный оборот благодаря данной выставке.
-Мартен ван Клеве (Клеф) Старший Антверпен, 1524 - Антверпен, 1581
Представитель семьи антверпенских художников (ровесник Питера Брейгеля Мужицкого, создавший немало копий его картин) - сын живописца Виллема ван Клеве, старший брат известного пейзажиста Хендрика III ван Клеве, отец и наставник Мартена ван Клеве Младшего. Профессиональное образование получил в мастерской известного антверпенского «романиста» Франса Флориса. Мастер гильдии св. Луки в Антверпене с 1551 года. В этом городе работал почти безвыездно на протяжении трех десятков лет. Возглавлял большую процветавшую художественную мастерскую. Современники оценили талант Мартина: среди них он считался большим мастером писать человеческие фигуры. Наибольшей же известности он достиг в больших жанровых композициях, которые привлекали зрителя своим увлекательным рассказом, массой занимательных деталей, меткими характеристиками и острой наблюдательностью.
Мартен ван Клеве Старший «Избиение младенцев» дерево (дуб) масло
«Избиение младенцев»- это измененная в деталях копия с полотна Питера Брейгеля Старшего, созданная примерно в 1566 году. Брейгель перенес евангельский сюжет в типичную нидерландскую деревню и свел его конфликт к противостоянию между напуганными простолюдинами и военным отрядом. Ван Клеве уменьшил число персонажей и изменил пропорции: из-под его кисти вышли крупные фигуры, вписанные в пейзаж, а не брейгелевские люди-песчинки, затерянные в окружающем мире. Полотно долгое время считалась одной из 14 копий картины, выполненных Питером Брейгелем Младшим.
Мартен Ван Клеве Старший «Возвращение стада» дерево (дуб) масло
«Возвращение стада» - авторская интерпретация ван Клеве темы из брейгелевского цикла «Месяцы».
Питер Брейгель Младший, прозванный Адским Брюссель, 1564 - Антверпен, 1637 /1638
Сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), умершего, когда Питеру Младшему было всего пять лет, старший брат Яна Брейгеля Старшего (Бархатного). Профессиональное художественное образование получил под руководством своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст, в Брюсселе, затем обучался у Гиллиса ван Конинкслоо в Антверпене. Работал преимущественно в этом городе, где в 1585 году стал мастером гильдии св. Луки. На протяжении нескольких десятилетий возглавлял мастерскую, в которой не только работали многочисленные ассистенты, но и обучались молодые художники, среди которых было немало выдающихся творческих индивидуальностей - например, прославленный мастер натюрморта Франс СнейдерсДо 1616 года свои картины подписывал Brueghel, после Breughel. Многократно копировал работы своего гениального отца, Питера Брейгеля Старшего, привнося в их интерпретацию много нового и индивидуального; его работы занимательны в деталях, камерны и декоративны. Художник оказал большое влияние на многих мастеров, следовавших в фарватере его творческих достижений.
На выставке было представлено 12 работ Питера Брейгеля Младшего, что по количеству превосходит собрания картин этого мастера в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина (5 и 3 соответственно).
Питер Брейгель младший Адский «Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне» _дерево (дуб) масло
«Проповедь Иоанна Крестителя» с минимальными изменениями воспроизводит знаменитую картину отца художника. Кроме этой реплики было «еще не менее 14 вариантов, исполненных в мастерской Питера Брейгеля Младшего. Во времена Питера Брейгеля Старшего приверженцы кальвинизма, которым было запрещено собираться в городах, устраивали проповеди в чистом поле. Картина Брейгеля отца «Проповедь Иоанна Крестителя» изображает именно такую сцену. В довершение аналогии, святой Иоанн был казнен (как во времена Брейгеля - многие кальвинисты) за то, что распространял еретическое учение, которое в те времена считалось христианство.
Пустыня здесь напоминает типичный ренессансный пейзаж - с извивом реки, рощицей и едва различимой группкой людей на одном берегу, крышами города на другом, и бледным силуэтом горы, увенчанной развалинами замка, вдали… Впереди же, на первом плане, - плотная толпа любопытствующих, пестрое сборище , характерное для такого космополитического торгового города, каким тогда был Антверпен. Возможно - справа, на пригорке Брейгель Мужицкий изобразил себя, а сын повторил этот портрет. В плотной толпе слушателей одинаковых лиц практически нет. Едва ли не каждого Питер Младший наделяет характерной чертой внешности, наряда или выражения лица. На лицах путников, выпивох с красными носами, загорелых крестьян и основательных седобородых горожан, а также благочестивых хозяек художник проявляет широкий диапазон эмоций: от поэтической завороженной рыжей девушки в розовом платье до напряженного запрокинутого лица слепого, которому сосед, видимо, описывает проповедника… В толпе вовсю работают «прорицатели» - значит, вера не так крепка.
Питер Брейгель младший Адский «Крестьянская свадебный танец»_дерево (дуб) масло
Питер Брейгель младший Адский «Посещение крестьянского дома» _дерево (дуб) масло
В картине Питера Брейгеля Младшего "Посещение крестьянского дома" пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок.
Питер Брейгель младший Адский »Деревенский адвокат» (Крестьяне у сборщика налогов) дерево (дуб) масло
Известное полотно художника, картина 1618 года «Кабинет деревенского адвоката»- одна из множества копий картины «Уплата десятины», воссоздаваемой Брейгелем Младшим многократно под разными именами. Версии, созданные художником в разное время, отличаются друг от друга цветом одежды помощника юриста с гусиным пером, сосредоточенно склонившегося над бумагой, и крестьянина, стоящего неподалеку от двери. Возможно, что поводом для подобной трактовки названия послужило бурное развитие публичного нотариата в крупных торговых городах Нидерландов в Средние века и Новое время. Первые профессиональные нотариусы появились в Антверпене менее чем за одно столетие до создания картины. С поклоном к сборщику десятины, облаченному в красное (красный цвет считался символом власти) идет крестьянский люд. Внимательно всматриваясь в документ и удерживая кипу бумаг другой рукой, он внимательно выслушивает крестьянина. Контора с трудом вмещает несчетное количество бумаг. На столе чернильница - непременный атрибут нотариуса, вручаемый при вступлении в должность, и песочные часы, хрупкость которых, как и короткий, отмеряемый ими интервал, напоминают о быстротечности времени. Клочки бумаг, разбросанные по полу, корзинка с яйцами, небрежно принимаемая крестьянином из рук женщины, протягивающей ее не глядя, корзина с сожженными документами, мертвая дичь, ветхая, заплатанная одежда крестьян (отдавая последнее, они мнут в руках свои шляпы) , отсутствие фрагментов оконного стекла также напоминают о бренности бытия.
Питер Брейгель младший Адский "Добрый пастырь".дерево (дуб) масло
«Добрый пастырь», начиная с 1920-х гг находился в коллекции Н.К. Рериха, который, по причине мирового экономического кризиса, был вынужден в 1930 г. продать картину музею Принстонского университета. В 1960- 1980-х гг. картина принадлежала бельгийскому барону Кронакеру, по фамилии которого в литературе это полотно нередко именуется «Добрым пастырем Кронакера». Чуть более 30 лет назад, в 1981 году на выставке в Брюсселе картина считалась оригиналом Питера Брейгеля Мужицкого, но по результатам новейших исследований, прежде всего хроно-дендрологическим, удалось установить, что доска, на которой написана картина, была спилена не ранее 1589 года, когда Мужицкого уже давно не было на свете.
Питер Брейгель младший Адский «Семь деяний милосердия» дерево (дуб) масло
На картине изображены семь деяний милосердия, взятых из Матфея 25.
В соответствии с Евангелием католическая церковь перечисляет шесть деяний милосердия: 1. Накормить голодного. 2. Напоить жаждущего. 3. Дать приют страннику. 4. Одеть нагого. 5. Посетить больного. 6. Посетить заключённого в темницу. К ним добавляется из Ветхого Завета 7. Похоронить мёртвого.
Питер Брейгель младший Адский «Крестьянский праздник»_дерево (дуб) масло
Самое большое полотно мастера - «Крестьянский праздник» повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама Вроде бы обычная сценка из жизни фламандской деревни XVI века - отмечают свадьбу. «Здесь мы видим всякие шаржированные сцены потасовок между разными группами людей, здесь хождение по шпагам, но в целом - самые разные сюжеты, которые дают нам представление о картине народной жизни. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны - добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой - грубыми и невоспитанными, - своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия, иронии», - пояснил куратор выставки Владимир Садков.
Питер Брейгель младший Адский «Бобовый король» дерево (дуб) масло
Работа Питера Брейгеля Младшего "Бобовый король (Король пьет!)" (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. По старой нидерландской традиции 6 января - день национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» - к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» - от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина - хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.
Питер Брейгель младший Адский «Невеста духова дня»_дерево (дуб) масло
«Невеста Духова дня», по-видимому, является самостоятельно разработанной композицией Брейгеля младшего.
В день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.
Питер Брейгель Младший Адский «Крестьянская свадьба» дерево(дуб)масло
«Крестьянская свадьба» с минимальными изменениями воспроизводит знаменитую картину отца художника;
Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на перевернутом кверху дном чане, остальные на лавках из необструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора. На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне.. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения. Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница. Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. Понятно, что люди, изображенные на полотне, не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными, что приводило к резкому росту цен на зерно и как следствие этого недоеданию, голоду, эпидемиям. Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования. В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. Невеста изображена единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.
Питер Брейгель младший Адский Из цикла «Нидерландские пословицы_Крестьянин засыпает колодец, когда в нём утонул телёнок»_дерево(дуб)масло
Дурень, засыпающий яму, после того, как в нее свалился теленок - представляет собой целую галараю глупостей - неумений предвидеть и вовремя принять меры.
_Питер Брейгель младший Адский Из цикла «Нидерландские пословицы._У неё в одной руке огонь, в другой вода (она двулична и лжива)»_дерево (дуб) масло
http://cultobzor.ru/2015/04/mladshie-breygeli/9-50/http://365mag.ru/culture/sostoyalos-otkry-tie-vy-stavki-mladshie-brejgeli-kartiny-iz-sobraniya-konstantina-mauergauzahttp://posta-magazine.ru/lifestyle/the-bruegels-at-pushkin-miseumhttp://dailynewslight.ru/?u=03052015603http://mir24.tv/news/culture/12513337https://otvet.mail.ru/question/171341830https://www.pinterest.com/toysbox/младшие-брейгели/https://www.babyblog.ru/user/winged-friend/111067http://vechnost7.blogspot.ru/Библиотека искусства «Мир Брейгеля 1525-1569» Тимоти Фут Москва Терра - книжный клуб 2003