Оригинал взят у
pavel_otdelnov в
Сады земных наслаждений.Босх сам не давал названий своим картинам, поэтому название условное. Датировка тоже приблизительная (1500-1510).
Одна из самых загадочных картин во всей истории искусства. До сих пор спорят о том, что значат изображенные здесь сцены.
До сих пор спорят о том, что заказчик этого триптиха.
Всех больше споров вызывает эта центральная часть.
Одни говорят, что Босх был адептом секты Адамитов (которые проводят службы в обнажённом виде), и делал триптих по заказу этой секты. Что спорно хотя бы потому, что Босх председательствовал в Братстве Богородицы, и, вероятно, был ревностным католиком.
Другая версия - это аллегорическое изображение человеческих пороков. И это скорее всего, самая убедительная версия.
Ещё трактовка - это сюжеты на тему сладоострастия (Luxuria).
Вчера я посмотрел фильм о работе исследователя творчества Босха - Николаса Бома.
Он утверждает, например, что изображение фонтана в левой створке - ошибка перевода второй главы Бытия: "...пар поднимался с земли и орошал все лице земли." В переводе Вульгаты Библии вместо "пара" написано "фонтан".
По поводу центральной створки он утверждает, что это "каталог грехов", а птицы - символы пороков.
"Пожиратель" в аду, по его мнению, - не сатана, а аллегория греха чревоугодия.
Слева внизу -
игроки в азартные игры, в центре, стоящее на гнилых деревьях в лодках - пьянство.
Ещё Босх ненавидел полифоническую музыку, которая стала заменять хор. Поэтому музыкантам автор отвёл особое место.
Крупнее (5332 х 2983) можно посмотреть здесь.
Ещё ключ к разгадке - изображение "Сотворения мира" на закрытых створках. Получается мир до грехопадения - и мир после него.
Споры об этом произведении, мне кажется, не кончатся никогда. Но написано оно бесспорно великолепно. Поэтому советую открыть ссылку выше и посмотреть покрупнее.
Ещё крупнее- только в
Гугле.