Оригинал взят у
tagelis в
Литомышль. Замок 20 августа 2015 года, 5-й день путешествия по Чехии с ОИРУ
Чехия, Пардубицкий край, Литомышль
49°52'24"N 16°18'47"E
Источники информации по истории замка:
очень неплохой
путеводитель, изданный Чешским институтом национального наследия - Karel Kuča et al. Guidebook to Monuments in the care of the National Heritage Institute in the Czech Republic. Prague, 2013;
подробное описание памятника на сайте ЮНЕСКО.
На первом фото: вид на замок с башни костела Обретения св. Креста, принадлежащего ордену пиаристов.
Замок в Литомышле, который считается одним из лучших памятников Ренессанса в Чехии, строился в 1568-1581 годах для канцлера Вратислава Пернштейна. Место, где он расположен, имеет долгую историю. Первое упоминание о Литомышле относится к 981 году: в то время здесь находилась укрепленное поселение Славниковичей, которое впоследствии перешло под контроль Пржемысловичей. Среди исследователей нет единого мнения о том, где именно находилось древнейшее ядро крепости; археологические раскопки выявили остатки укреплений на территории парка, к северу от существующего замка. В источниках также упоминается церковь св. Климента, которую традиция связывает с деятельностью Кирилла и Мефодия.
В начале 40-х годов XII столетия в Литомышле был основан монастырь премонстрантов с церковью Девы Марии. К сожалению, о монастырских постройках того времени ничего не известно.
В 1344 году папа Климент VI упразднил монастырь и сделал Литомышль центром новой епархии. Это повлекло за собой строительство епископской резиденции. Под 1366 годом в источниках упоминается "старый дворец", расположенный "за хором", то есть к востоку от церкви. Есть также упоминания о "новом дворце", однако его местоположение никак не уточняется. Документ 1398 года сообщает о новом разделе территории и построек бывшего монастыря между капитулом церкви и епископом. Судя по тексту источника, пространство вокруг бывшей монастырской церкви имело плотную и довольно сложную застройку. Хотя локализовать местонахождение перечисленных в тексте построек относительно существующего замка затруднительно, интересно само упоминание замка, капеллы св. Квирина и церкви св. Климента, явно находившейся где-то неподалеку.
Через 27 лет после подписания упомянутого документа все церковные постройки был до основания разрушены гуситами. Епархия перестала существовать.
Новые хозяева этих мест, семейство Костка из Поступице, занялись постепенным восстановлением дворца только после окончания гуситских войн. К сороковым годам XV века относится упоминание большого зала в замке Литомышль. В 1460 году замок пострадал от пожара, а в 1477 году Ян Костка получил из казны значительную сумму на его ремонт. Исследования показали, что некоторые части постройки этого были впоследствии включены в конструкцию ренессансного замка.
В 1546 году замок снова горел, а год спустя был конфискован государством. В 1550 году королевский управляющий писал о завершенииздесь неких строительных работ в погоревшем замке. В 1560 году случился очередной пожар. Источники упоминают "замок Литомышль, недостроенный и непригодный для жилья, имеющий всего несколько помещений".
В 1567 году владельцем замка становится Вратислав Пернштейн. Незадолго до этого из казны было выделено 10 000 талеров на восстановление замка. Работы начались в 1568 году под руководством архитектора Джованни Баттиста Аосталли, к которому через некоторое время присоединился его брат Ульрико. В плане постройка представляет собой почти правильный квадрат, при этом глубина крыльев различна. В восточном углу находится капелла св. Моники (1572-1577 гг.). По преданию, что она стоит на том же месте, где находилась капелла св. Квирина предыдущего, готического, замка.
Внутренний двор замка с трех сторон оформлен аркадами. На северо-западной стене аркадам соответствуют фризы из композиций, выполненных в технике сграффито. В нижнем ярусе изображены сцены из библейской истории о Самсоне (о них в подробностях дальше). Выше - две большие батальные композиции, которые восходят к "Битве у Мильвийского моста" Джулио Романо и "Битве при Ангиари" Леонардо. В следующем ярусе, между окнами - античные персонажи и сюжеты. В верхнем ярусе чередуются портреты правителей и сцены охоты.
Солнечные часы в центре северной стены.
Росписи чуть поближе. Хорошо видно, как настоящая архитектура сочетается с нарисованной: консоли оконных карнизов становятся "капителями" колонн, обрамляющих композиции.
Переходим к сюжетам, связанным с Самсоном. По-видимому, художники вдохновлялись серией гравюр, изготовленных Филипом Галле (Philip Galle) по рисункам Мартена ван Хемскерка (Marten van Heemskerck). Репродукции гравюр, датируемых временем около 1560 г., нашлись
в онлайн-коллекции Британского музея.
Жертвоприношение Маноя
"Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю" (Суд., 13:20)
9
Свадьба Самсона и филистимлянки
Самсон и Далила
"И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его" (Суд. 16:19).
Самсон разрушает храм филистимлян.
"И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою.
И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем" (Суд. 16:29-30).
Самсон, поражающий филистимлян
"Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек" (Суд. 15:15)
Композиция с шестой гравюры из серии на стену не попала. Это хорошо известный сюжет о Самсоне и льве.
Однако, лев здесь все же есть. В третьем ярусе, рядом с вот таким (увы, неидентифицированным) персонажем.
Детали: нарядная труба с забавным персонажем, немного похожим на
"лесного человека" из Книги гербов и родословий с гравюрами Йоста Аммана...
...и дверная ручка.
За дверью - интересные интерьеры. Фотографий нет, причину сейчас уже не вспомню - то ли вообще было запрещено снимать, то ли мне стало жалко очередной сотни крон. Но пару слов о том, что находится внутри, сказать стоит. Общепризнанная достопримечательность - это, конечно, театр 1796-1797 годов. Сохранились два занавеса и подлинные декорации, созданные Йозефом Платцером. В моем личном рейтинге следующее по значимости место занимает зал, все стены которого заняты большими "портретами" лошадей.
Существующие интерьеры в основном были созданы после пожара 1775 года, в период, когда замком владели Вальдштейн-Вартенберги. Впрочем, первоначальное ренессансное убранство внутренних помещений к этому моменту уже давно не существовало: в первой четверти XVIII века, при Траутмансдорфах (владельцы замка с 1649 по 1753 год), интерьеры были отделаны в стиле высокого барокко. Руководил работами архитектор Франтишек Максимилан Канька.
После экскурсии по интерьерам оставалось не так уж много времени до отъезда в следующий пункт. Из двух вариантов его использования - рассматривать и фотографировать верхние ярусы росписей с лоджии или поискать что-то интересненькое снаружи - был выбран последний.
Поэтому выходим из ворот, смотрим на галерею и юго-восточный фасад...
и начинаем рассматривать sgraffiti, которые на внешних стенах имитируют руст.
На одном из "блоков" - надпись с именем мастера Симона Влаха. На северной стене замка есть похожий автограф реставраторов XX века.
Среди картинок встречаются забавные персонажи и сюжеты. Вот, например, летучая мышь номер раз...
...и номер два.
Еще птички-зверушки :)
Пить или не пить?
что-то романтичное...
Здесь уместилась целая русалка, правда, в несколько скованной позе.
Просто шляпа, но с перьями.
Под карнизом - сюжеты посложнее и понаряднее.
Еще пара архитектурных кадров. Капелла в восточном углу замка.
Угловая лестничная башня.
Напоследок - современный вариант sgraffiti, встретившийся по дороге из замка к автобусу.