Свято-Покровский монастырь в Суздале или Именитые узницы Покровского девичьего монастыря. Часть 2.

Nov 04, 2015 23:36

Оригинал взят у vladimirdar в Свято-Покровский монастырь в Суздале или Именитые узницы Покровского девичьего монастыря. Часть 2.


Всего 33 фото

Здесь мы продолжим повествование об именитых узницах Свято-Покровского девичьего монастыря ( часть 1). Одновременно и параллельно, я постараюсь давать немного дополнительных сведений о строениях монастыря и их историческом контексте.



Инокиня Александра - княгиня Волоцкая. Инокиня Александра (мирское имя Мария) - жена последнего Волоколамского князя Федора Борисовича. Он был сыном князя Бориса Васильевича, родного брата Ивана III. В 1506 году Федор Борисович, отправляясь в поход на Казань, составил духовное завещание, в котором в случае своей смерти завещал принадлежавший ему Волоколамский удел своей жене Марии. В боях за Казань, в 1513 году, Федор Борисович был убит. Завещанные им вотчины и угодья Волоколамска были отобраны Иваном III у княгини Марии. Мария была сослана в Покровский монастырь и пострижена под именем инокини Александры. Это была вторая суздальская узница. Место ее погребения находится в усыпальнице под Покровским собором. В литературе Александра ошибочно именуется княгиней Полоцкой.

В 1551 г. после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, при игумении Василисе была заново отстроена теплая Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV в. Апсида была пристроена к ней в XVII в., тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI в.
02.



Княгиня Евфимия Шемятичева. Евфимия являлась женой последнего на Руси удельного князя Василия Ивановича Шемятича. Он был внуком галицкого князя Димитрия Шемяки, известного по борьбе с московским князем Василием Темным. Не выдержав двадцатилетней борьбы с Москвой, Димитрий Шемяка бежал в Новгород, где был отравлен. Сын его Иван Димитриевич, со своим союзником по борьбе Иваном Андреевичем Можайским, бежал в Литву. Однако в 1500 году в связи с гонением на православие, дети двух перебежчиков - Василий Иванович и Семен Иванович, возвратились в Москву. Внутренняя вражда двух литовских беглецов раскрыла их враждебные отношения к Московскому правительству. В 1523 году Василий Иванович был схвачен, заточен в тюрьму, где вскоре и умер. Жена его Евфимия и две дочери - Ефросиния и Марфа - были сосланы в Покровский монастырь. Погребены они также в усыпальнице под Покровским собором.Зачатьевская церковь находится с северной стороны от Покровского собора, и характерна скорее для польской, чем для русской архитектуры. К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой.
03.



Ну, а теперь, - самая известная узница монастыря - Соломония Юрьевна Сабурова. Василий III был женат на боярышне Соломонии, дочери Юрия Константиновича Сабурова, потомка выходцев из татарской орды Мурзы-Чета. После 21 года супружеской жизни они не имели детей. Великий князь и княгиня жертвовали вклады на многочисленные монастыри, ездили на поклонение святыням, раздавали милостыни и освобождали преступников, применяли ворожбу, «чары и колдовство», но ничто им не помогало.
04.


Василий III и Соломония Сабурова

Тогда была вызвана известная в то время на Руси ворожея Степанида Рязанка, которая сказала, «что детям не быть». Князь решился на развод, который состоялся в начале ноября 1526 года. Соломония насильно была пострижена под именем Софии в Московском Рождественском монастыре и сослана в Каргополь в заточение. Однако начавшееся к ней паломничество вынудило верховные круги перевести ее в Суздаль, в Покровский девичий монастырь. При пострижении на прокормление Соломонии Василий III дал ей село Вышеславское в Суздальском уезде.

Великий князь женился второй раз на молодой княжне Елене Глинской. Она происходила из шляхты и была дочерью Михаила Глинского. Дядя ее Александр бежал из Литвы в Россию. С женитьбой великого князя на его племяннице он приобрел привилегированное положение при дворе. В свите молодой княгини Елены находился ее прежний любовник - князь И.Ф. Телепнев-Оболенский-Сабуров-Овчина, возведенный в знатные чины государства. Через три года желание великого князя сбылось: 25 августа 1530 года княгиня родила ему сына, нареченного Иоанном (будущего Ивана IV «Грозного»). «Великий князь ликовал, - пишет историк Тотмаков в своем исследовании, - не подозревая Оболенского сообщником брачному делу».

Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
05.


А между тем из стен Покровского монастыря по всей Руси пошли слухи, что «неплодная» ссыльная великая княгиня Соломонида, во иночестве София, родила сына Георгия. Из исторических документов известно, что эта молва не являлась выдумкой. За распространение и подтверждение этих слухов две боярыни, жены крупных первостепенных сановников - казначея Георгия Малого и постельничего Якова Мазура были наказаны. Желая удостовериться в истине, великий князь послал в Суздаль боярина и дьяка хорошенько разведать дело. Современник Сигизмунд Герберштейн, в бытность свою в Москве, слышал от многих, что Соломония родила сына Георгия, которого, однако, не показывала никому. «Ваши глаза еще не достойны видеть моего сына», - сказала инокиня Покровской обители присланным к ней следователям: «вы его увидите в свое время в могуществе и славе».

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи одноэтажная поварня кон. XVII в. - было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
06.


Гробница таинственного Георгия сохранялась в обширной усыпальнице под Покровским монастырем до 1934 года под видом гробницы Анастасии Шуйской, дочери царя Василия Ивановича, сосланной вместе с матерью в 1610 году в Покровский монастырь. Археологические раскопки А.Д. Варганова, проведенные в Покровской усыпальнице в 1934 году, позволили установить следующее: в гробике-колоде, открывшимся в раскопе, было обнаружено подобие куклы, сделанное из шелковых древних тканей, завернутых в материю и опоясанных пояском с кисточками. Костей погребенного реьенка не обнаружено. После реставрации тканей реставратором Видоновой по типичным для княжеской одежды золотым прошвам была восстановлена мальчиковая рубашка. Как орнамент надгробной плиты, так и обнаруженные в гробике ткани, отнесены реставратором к началу XVI века.

Полученные материалы полностью отвергли уверения духовенства в том, что гробница принадлежит Анастасии Шуйской, так как ни орнамент на надгробной плите, ни ткани, ни тем более золотые прошвы, не имеют ничего общего с XVII веком. Все это косвенно подтверждает правдивость монастырского предания и дает повод думать о сохранении княжича, воспитывавшегося, вероятно, в каких-то боярских семьях, хотя документального подтверждения этому факту нет, как нет и документальных подтверждений вскрытия этой детской гробницы. Между прочим, раскопки 1996 года не подтвердили, что под этой плитой было захоронение, поскольку места между напольными плитами и фундаментом собора было совсем мало - всего 0,3 м.

Поварня на фото - справа. Почему-то у меня не оказалось снимка этой поварни, хотя я точно помню, что снимал ее целиком)
07.



Есть некие соображения, что Иван Грозный, опасаясь претендента на престол - своего «старшего брата» - Георгия - неистово искал его по всей Руси, создав именно для этого институт опричины. Народные предания и легенды связывают сына Соломонии с благородным разбойником-атаманом Георгием Кудеяром, которого, якобы, удалось опричникам найти, пленить и убить в Новгороде, разорив по дороге Тверь, и Псков. Сразу после этого акта, опричина, броде и была распущена Иваном IV уже за ненадобностью. Однако, оставим эти версии для любителей альтернативной истории, поскольку существует, и более вероятная, естественно объясняющая все эти события - Соломония сознательно и добровольно пошла на постриг, дав Ивану III возможность обрести наследника, а для русской земли - будущего русского царя, в этом и сотоял ее первый духовный подвиг.
08.


Инокиня София скончалась в Покровском монастыре в 1542 г. Она оставила добрую память как человек глубокой веры. Известно, что она сама даже выкопала колодец для нужд обители. Монастырская традиция сообщает о многочисленных чудесах, совершавшихся у гроба Софии. Особое почитание ее началось еще в XVI столетии, а в середине XVII в. состоялось ее прославление в лике святых. Со времен петровских преобразований и на протяжении синодального периода ее почитание оказалось под запретом. Но оно возобновилось в 90-х гг. XX века. 27 марта 2007 г. патриарх Алексий II повелел внести имя преподобной Софии Суздальской в Месяцеслов РПЦ. Таким образом, эта старинная святая обрела общерусское почитание.
09.



Анна Васильевна Бельская. Анна Васильевна, рязанская княжна, племянница Ивана III и двоюродная сестра Василия III, была выдана замуж за князя Федора Ивановича Бельского, который приходился правнуком великому князю литовскому Ольгерду. Федор Иванович в 1482 году бежал из Литвы в Москву, где был хороню принят Иваном III. Царь устроил его на службу, женил на своей племяннице, дал ему вотчину - Демон (Демьянск), а затем Лух с волостями, Вичугу, Кинешму и Чихачов. Таким образом, Бельские становятся суздальскими вотчинниками наравне с князъми Шуйскими. Федор Иванович умер в 1506 году и похоронен в Суздальском соборе, там же погребены и его дети.

О причине ссылки Анны Бельской можно только догадываться. Вероятнее всего, она была замешана в событиях 1508-1510 гг., развернувшихся вокруг царевича Димитрия, который ей приходился племянником. За сочувствие к нему она и получила ссылку в Суздаль. Анна Васильевна Бельская, во иночестве Александра, погребена в западной стороне около собора. После пристройки крыльца, погребение ее оказалось под крылечной лестницей.
10.


Евдокия Александровна Старицкая (Нагая). Евдокия Александровна из рода бояр Нагих была первой женой князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. Свадьба Владимира и Евдокии была совершена в воскресенье 31 мая 1550 года. Спустя четыре года Владимир Андреевич разлюбил Евдокию, причиной было, видимо, бесплодие. Он сослал ее в Покровский монастырь, где она была пострижена под именем Евпраксии. Время ссылки Евдокии - примерно начало 1555 года, так как второй брак Владимира Андреевича с Евдокией Романовной Одоевской был свершен 28 апреля 1555 года.
Евдокия Нагая умерла около 1597 года. Вместе с ней в Покровский монастырь была заключена и ее племянница Ирина Михайловна Нагая, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.
11.


Домна - Евдокия Богдановна Сабурова. Первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного, Евдокия Богдановна являлась дочерью Богдана Юрьевича Сабурова. Женитьба состоялась 4 ноября 1571 года. Из рода Сабуровых происходила и Соломония - первая жена Василия III. К этому же роду принадлежали и Годуновы и Вильяминовы. Через некоторое время после свадьбы царь Иван вынудил своего сына сослать Евдокию в монастырь и жениться вторично. Евдокия была сослана в Покровский монастырь и пострижена под именем Александры.
12.


Прасковья Михайловна Соловая. После ссылки в Суздаль первой жены - Евдокии Богдановны Сабуровой царевич Иван Иванович женился вторично на Прасковье Михайловне Соловой. Она происходила из рода Петровых-Соловых, была молода и красива. Однако вскоре после свадьбы по принуждению отца Ивана Грозного Иван Иванович сослал свою молодую жену, как и первую - Евдокию Сабурову, в Суздаль.
13.




Анна Григорьевна Васильчикова - пятая из восьми жен Ивана Грозного. Дочь костромского дворянина, Анна Григорьевна рано потеряла родителей и проживала в Москве у своих родственников, в доме князя Михаила Ивановича Воротынского, где, видимо, Иван Грозный и подсмотрел ее, избрав в жены. Свадьба Анны Григорьевны с царем была сыграна в 1575 году. Однако менее чем через год Иван Грозный разлюбил свою молодую жену и сослал ее в Суздаль, в Покровский монастырь. В чем заключалась причина ссылки Анны Васильчиковой, сказать трудно. Скорее всего, - воспитание ее в среде опальных князей. Анна Григорьевна, как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.
14.


Узницей Покровского монастыря была и Евдокия Федоровна Лопухина. Евдокия Федоровна Лопухина - первая жена Петра Первого. Она происходила из рода незнатных бояр Лопухиных. Свадьба царя с Евдокией была совершена 21 января 1689 года.
15.


В 1698 году, после возвращения из-за границы, Петр ссылает свою жену в Суздальский Покровский монастырь, где она спустя десять месяцев была пострижена в монахини под именем Елены.
16.


Пользуясь занятостью царя в государственных делах и вниманием местного суздальского духовенства, а особенно поддержкой московских царедворцев и родни, вставших в оппозицию реформам Петру, Евдокия, сняв с себя монашескую рясу и облачившись в светскую одежду, начала вести довольно мирской образ жизни. Воспитанная в боярских кругах, Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Такое же воспитание было дано и ее сыну, царевичу Алексею Петровичу, который рос при дворце, вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями консервативных кругов, ненавидящими все петровские нововведения. Алексей не любил отца. Он бежал за границу 26 сентября 1716 года к своему свояку австрийскому императору Карлу VI Габсбургу.
17.


Однако петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву в Преображенский приказ. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» перекинулось в Суздаль. Следствие тянулось ровно месяц, а 14 и 16 марта на «Генеральном дворе» был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Одни были казнены на площади, другие получили ссылку в Сибирь и лишь некоторые, вроде монашек, были наказаны розгами и возвращены обратно в монастырь. Евдокия же долгое время находилась в тюрьмах, но пережила мужа, свою соперницу Екатерину I и лишь с воцарением внука, сына Алексея Петровича - Петра II, получила освобождение от перенесенных ею тюремных мытарств.

Евдокия разместилась в Москве, в устроенных специально для нее покоях Новодевичьего монастыря. Добившись под конец своей жизни привилегированных прав, как порфироносная царица, Евдокия расправилась со своими врагами. Первом делом подвергся ссылке ее первый враг - главный вельможа Петра - Александр Данилович Меншиков, сосланный в дальний Березов.

Евдокия Лопухина скончалась 17 августа 1731 года, на 62-м году жизни. Погребена она в Новодевичьем монастыре, в главном соборе, около западного столба. На белом камне ее надгробия сохранилась надпись: «Лета 1731-го, месяца августа, числа 17, представися раба божия государыня, царя первого императора Петра Алексеевича супруга царевна Евдокия Феодоровна, во иноцех Елена урожденная Лопухина».
18.



На примере судьбы этих женщин нам все яснее и понятней становится затейливая, загадочная и такая неоднозначная история становления русского государства.
19.

20.



В заключении - подробный список именитых насельниц, погребенных в Покровской женской обители

Прп. София Суздальская, в миру великая московская княгиня Соломония Сабурова, жена Василия III. † 1542.
Княжна инокиня Александра, дочь великого московского князя Ивана III. † 1525.
Царица Анна Васильчикова, жена Ивана Грозного. † 1576.
Княгиня Евдокия Богдановна Сабурова, в монашестве Александра, жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного. † 1614.
Княгиня Евдокия Александровна Старицкая (дев. Нагая), в монашестве Евпраксия, жена Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. † 1597.
Княжна Ирина Михайловна Нагая, племянница княгини Евдокии Старицкой. † XVI.
Княгиня Мария, в монашестве Александра, жена Федора Борисовича Волоколамского, племянника Ивана III. †1525.
Княгиня инокиня Евфимия, жена Василия Ивановича Шемятича. † XVI.
Княжна инокиня Евфросиния, дочь князя Василия Ивановича Шемятича. † XVI.
Княжна инокиня Марфа, дочь князя Василия Ивановича Шемятича. † XVI.
Царевна Анастасия, дочь царя Василия Шуйского. † 1610.
Княгиня Анна Васильевна Бельская, в монашестве Александра, жена князя Федора Ивановича Бельского. † XVI.
Княгиня инокиня Марфа, мать царя Василия Шуйского. † 1 пол. XVII.
Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская, жена князя Димитрия Ивановича Шуйского.
Княгиня Марфа Васильевна Долгорукая-Шуйская, жена князя Ивана Ивановича Шуйского. † 1634.
Княгиня инокиня Марфа, жена князя Ивана Петровича Шуйского. † 1581.
Княгиня Марфа, жена князя Федора Ивановича Скопина-Шуйского. † 2 пол. XVI.
Княгиня инокиня Варсонофия, жена князя Василия Ивановича Горбатого. † 2 пол. XVI.
Княгиня инокиня Марфа, жена князя Федора Татева. † 2 пол. XVI.
Княгиня Анна, в монашестве Александра, жена князя Даниила Андреевича Ногтева.
Княгиня инокиня Анисия Кислая. † 1574.
Княгиня инокиня Александра, супруга князя Андрея Михайловича Кислого. † 1593.
Княжна Елена, дочь князя Андрея Михайловича Кислого. † 1576.
Княжна Евфимия, дочь князя Андрея Михайловича Кислого. † 1579.
Княжна инокиня Александра Черкасская. † 1586.

Еще немного пройдемся по монастырской земле, вдыхая аромат цветов и улавливая тонкие вибрации этой многострадальной, но святой земли.

Келейный корпус21.


22.


23.



24.

25.



Приказная изба (находится на входе в монастырь - слева от Святых врат). Конец XVII - начало XVIII вв. Канцелярия по управлению огромными монастырскими владениями. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е гг.Сейчас здесь располагается экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника с воссозданным в 1970 г. интерьером нач. XVIII в. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок».
26.



Еще один, последний взгляд, на сегодня, во внутренний двор Свято-Покровского монастыря...
27.



Мы покидаем эту тихую, но тихую как омут обитель) Какие же страсти здесь бушевали раньше!?! Но, постепенно, очевидно, эти самые страсти спадали, уступая место смирению и неизбежности такой пронзительной женской судьбы, хотя и с царскими родовыми корнями...
28.


29.



Еще немного осмотримся вокруг монастыря...
30.



Это дорога к реликтовому Покровскому лугу. Вдалеке - видны стены Спасо-Евфимиева монастыря и его Собор Спаса Преображения... на высоком берегу реки Каменки.
31.



А правее Спасо-Евфимиева монастыря - вот там - вдалеке - небольшой Александровский монастырь...
32.



... с его Вознесенской церковью и стремительной восьмигранной шатровой колокольней видимой отовсюду...
Но это уже совсем другая история)...
33.


Покровский монастырь оставил, как всегда, какое-то полное ощущение спокойствия и принятия такой тяжелой женской судьбины. Энергетика обители обволакивает и побуждает остановить беспокойный внутренний диалог собственного сознания. Встрепенувшись, ты, вдруг, ощущаешь в этом чу́дном месте, что спокойствие и гармония уже являются твоей неотъемлемой частью,ты понимаешь, что страдания и переживания высоких княжеских и царских насельниц монастыря неумолимо и постоянно трансформировались здесь в Любовь и Принятие, Прощение и Свет.

Источники:

Википедия
Ссыльные узницы и Некрополь Покровского монастыря. Сайт Русский турист.
Неразгаданные тайны Ивана Грозного "А был ли мальчик...?". Сайт Потерянные миры.
"Дело" Соломонии Сабуровой. Дмитрий Вилодихин. Сайт Русская Народная Линия.

 Vladimir d’Ar

Часть 1

монастыри, суздаль, Золотое кольцо

Previous post Next post
Up