Мосты Петербурга

Sep 29, 2015 20:55

Оригинал взят у vedma_cook в Мосты Петербурга



У петербуржцев есть одна поговорка: “Москва стоит на семи холмах, а Петербург - на сто одном острове». И действительно, Петр I основал свою столицу в месте, где Нева делится на множество маленьких протоков и впадает в Балтийское море. А между этими протоками расположились острова самых разных размеров и форм.
Общая длина рек, протоков и каналов в Петербурге сегодня составляет около трехсот километров, из них больше половины - искусственные, то есть созданные руками человека. Петр хотел сделать Санкт-Петербург настоящим морским городом, в котором все передвигались бы исключительно на лодках. Даже запрещал строить мосты!

Первый деревянный мост - Петровский (с 1887 года Иоанновский), был построен в 1703 году между Городовым и Заячьим островом, где в ту пору велось строительство Петропавловской крепости.



Затем в городе появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка).



Мост несколько раз подвергался основательной реконструкции. Он был деревянный и каменный, цельный и разводной, с деревянной оградой и чугунными перилами, с башнями и конными статуями. Современный вид мост приобрел в 1841 году. Именно тогда на нем были установлены скульптуры со сценами укрощения коня, которые принесли Аничкову мосту известность и поместили его на всю сувенирную продукцию Петербурга.




А это - Пантелеймоновский мост. Он был построен в 1823 году, и стал первым цепным мостом в России.



Интересный факт - этот мост переименовывался 6 раз! Сперва на его месте был простой деревянный безымянный мост. В 1823 году он стал Цепным. В 1908 году его переименовали в Пантелеймоновский мост, а в 1915 - Гангутский. Затем он именовался мостом Декабриста Пестеля, а через 5 лет просто - мостом Пестеля. Современное название вернули в 1991 году, и с тех пор он неизменно оставался Пантелеймоновским.




Цепной мост простоял 83 года. К началу XX века интенсивность движения значительно выросла, появились первые автомобили, и пропускная способность старого моста, ширина которого составляла всего 10,7 метра, оказалась недостаточной. В 1906 году старый мост разобрали, и приступили к его реконструкции. И уже в 1908 году состоялось открытие нового, арочного моста.




Еще 3 интересных представителя городской инфраструктуры, заслуживающих внимания - цветные мосты: синий, красный и зеленый. Есть еще и четвертый, желтый, мост. Но из-за того, что он уже давно потерял свою окраску, и заполучил новое название (Певческий) мы вычеркнем его из категории цветных.

Все эти мосты пересекают реку Мойку, и по строению очень похожи. Жители старинного Петербурга нередко путали их, поэтому мосты покрасили в разные цвета и в соответствии с ними назвали.

Первым был построен Зеленый мост - в 1716 году.




Знаменитым этот мост стал не только потому, что был первым через Мойку. Он также стал первым чугунным мостом в городе. Его облачение в металл произошло через 90 лет после возведения - в 1806 году.




Проект Зеленого моста был настолько эффектен и экономичен, что впоследствии его стали применять как типовой. Это был первый в мире типовой проект металлического моста.

В 1717 году через Мойку был возведен Красный мост. Точнее, красным он стал только в 1778 году, а до этого был Белым.




К слову сказать, Красный мост - единственный из четырех однотипных мостов Мойки, который сохранился до наших дней в первоначальном виде. Никакие реставрации не изменили его внешний облик.

Синий мост - самый широкий в Санкт-Петербурге. Его ширина составляет почти 100 метров (97,3).




В конце XVIII века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках нанимателя на этом месте собирались плотники и каменщики - самые востребованные специалисты. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить - в народе площадь носила название «рабий рынок». Этот рынок просуществовал до 1861 года.

Помимо «цветных», есть в Петербурге и «звериные» мосты - Египетский, Львиный и Банковский. Наряду со статуями Аничкова моста они твердо заняли свое место на сувенирных открытках и магнитиках.




Египетский мост был построен по примеру цепного Пантелеймоновского моста, и торжественно открыт в 1826 году. На протяжении 79 лет он исправно служил на благо родного города,  а в 1905 году таинственно рухнул под весом эскадрона гвардейской кавалерии. Любители мистики тут же приписали сей факт проделкам некой Марии по прозвищу «Египетская». Она проживала в одном из домов на Фонтанке, и окна ее как раз выходили на этот мост. По молодости своей Мария была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: «Что б вам, военным, провалиться!», и в следующий момент мост обрушился. Но, видимо, Мария была доброй ведьмой, поэтому никто из людей в этом происшествии не пострадал.

Львиный и Банковский - пешеходные мосты - одни из старейших подвесных мостов в Петербурге. Фигуры львов и грифонов являются творением одного и того же мастера, а один из последних частично изображен на логотипе кондитерской фабрики имени Крупской.










Самый большой мост в Санкт-Петербурге - Большой Обуховский (Вантовый Мост). Его протяженность составляет 2 824 метра, а высота над водой равна 30 метрам. Большой Обуховский мост также знаменит и историей своего названия: впервые в истории города проводилось голосование среди жителей Петербурга на лучшее имя. Предложения были разнообразны: «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Ленинградский» и другие. Но победило название в честь близлежащего Обухова. Мосту дали приставку Большой, так как Обуховский мост в Северной столице уже есть.




Точное количество мостов в Петербурге неизвестно никому. Их число постоянно меняется - засыпают высохшие речушки и разбирают не нужные переправы, а где-то строят новые. Но среди местных жителей принято считать, что количество мостов составляет около трех сотен. При этом, 21 из них - разводной, а  218 - пешеходные. Однако краеведы утверждают, что в Санкт-Петербурге располагается около 800 мостов.

А какие из них ваши любимые?

Архитектура, ПИТЕР

Previous post Next post
Up