Храм Ильи Пророка в Ярославле. Золотое Кольцо России.

Jun 17, 2015 06:00

Оригинал взят у vladimirdar в Храм Ильи Пророка в Ярославле. Золотое Кольцо России.


Всего 72 фото

Церковь Ильи Пророка была последней достопримечательностью Ярославля, где мне посчастливилось побывать в этот светлый день. Это великолепный белый храм на центральной площади древнего Ярославля - выдающийся памятник знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранивший почти полностью свой первоначальный облик. Редкая по красоте церковь Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих любителей и знатоков древностей, художников, ученых и, конечно, туристов.

Она интересна не только тем, что находится в самом центре современного Ярославля, но и тем, что возведена в 1647-1650-х годах на средства граждан города, богатейших и именитых ярославских купцов братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными, которые занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями. Братья являлись поставщиками товаров для царского, патриаршего дворов и были лично знакомы с первыми Романовыми - царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем.

Церковь была построена на скрипинском подворье, которое в те времена было расположено в самом центре Земляного города, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. Рядом с подворьем стояли две деревянные церкви - холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Только после перепланировки улиц Ярославля в конце XVIII столетия Ильинская церковь оказалась на открытой для обозрения площади - Ильинской, а потом уже и Советской.
02.



О братьях Скрипиных - строителях этого замечательного храма известно не много. Они знали грамоту - об этом свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончании строительства Ильинского храма. Кроме того, купцы обладали художественным чутьем и вкусом, были знакомы с творчеством лучших мастеров из разных русских городов.

Ильинская церковь поистине стала их любимым детищем. Братья руководили возведением храма и его украшением на всех этапах трехлетнего строительства. К завершению строительства храма патриарх Иосиф, с дозволения царя Алексея Михайловича, даровал Скрипиным редчайшую священную реликвию - частицу ризы Христа, которую в 1625 году посол персидского шаха Аббаса торжественно вручил в Москве патриарху Филарету. Получив столь значимую не только для прихода, но и для всего Ярославля святыню, братья произвели перестройку церкви и возвели шатровый Ризоположенческий придел. Он на фото ниже справа.03.



Украшение церкви было также выполнено братьями необычайно богато. В состав центрального иконостаса вошли три иконы XVI века, остальные были заказаны ярославской и костромской артели. Храм украсили и любовно собранные Скрипиными иконы домашнего моления, которые располагались в центральном храме и Ризоположенческом приделе. Большинство икон имели великолепное убранство: серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Не менее роскошными были и церковная утварь, облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Освещали центральный храм большое медное паникадило (центральная церковная люстра) весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый. На колокольне Скрипиными было поставлено 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни - «от меньших зазвонных до пятого колокола, что прежде был благовестный». Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
04.


Фото Храма Ильи Пророка в Ярославле Прокудина-Горского. 1910. Библиотека Конгресса США. Источник.

Скрипины позаботились о содержании храма. Там они устроили и свою домовую церковь, с расположенной под ней семейной усыпальницей, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни Скрипиных. Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. Всего же в родовой усыпальнице восемь захоронений и семь надгробий.
05.


Работа над отделкой храма продолжалась и после смерти братьев на протяжении второй половины XVII - начала XIX века. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма.

В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы - Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.
06.


Архитектурный облик Ильинской церкви сохранился без больших изменений.  Первые перестройки коснулись кровли - изначально храм имел декоративное позакомарное покрытие, которое в начале XVIII века заменили четырехскатной тесаной кровлей. Центральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни - зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю. Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изменена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами «яко ненужные» и кирпичная глава.
07.



На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839-м, 1843-м, 1846-м, 1853-м и 1871-м годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. Однако к концу XIX века церковь сильно обветшала, и в начале XX века в ней начали проводится большие реставрационные и ремонтные работы по инициативе и на средства ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.
08.



После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка не избежала участи многих русских храмов и была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей. Церковь Ильи Пророка была открыта для посетителей до начала 1930-х годов.

Этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами необычайно красив. Это сложное по композиции здание соединяет в себе главный храм во имя Ильи Пророка, небольшой северный придел, южный Покровский придел с трапезной и увенчанный шатром придел Ризоположения.
09.


1 - Главный Храм Ильи Пророка и центральный иконостас
2 - Северный придел
3 - Дьяконник алтаря храма
4 - Южный Покровский придел с трапезной
5 - Придел Ризоположения
6 - Колокольня
7 - Галереи
8 - Придел Гурия, Самона и Авива
9 - Западное крыльцо галереи храма

10.



Основной куб храма опоясан галереей с крыльцами и приделами, к нему примыкает стройная колокольня. Его композицию дополняют два великолепных белоснежных шатра - на колокольне и приделе Ризоположения. Пятиглавие основного четверика доминирует над приделами, колокольней и окружающими зданиями. Первоначально двухъярусная галерея храма была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные "крыльца" на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой - рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо - более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.
11.



Каждая из построек храмового комплекса не теряет своей самостоятельности. Благодаря своему сложному, не симметричному построению здание выглядит по-разному с разных точек обзора. Главы крыты черепицей, состоящей из отдельных чешуек. Ромбовидные чешуйки накладываются одна на другую и приклепываются железными гвоздями, приходящимися в швы железной кладки.

Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов. Удлиненный шатер придела Ильинской церкви очень изящен. Его декор - гурты с перевязками, идущие вдоль ребер, создает определенный ритм скольжения верх. Шатер колокольни по сравнению с придельным более приземист, но более декоративен. Ярусы «звона» и «слухов», необходимых для усиления звука, украшают шатер своим богатым убранством. Фасады главного четверика оформлены скромнее, с явным акцентом на выделение более значимого - западного фасада. Западный фасад подчеркивается шатрами, фланкирующими его с двух сторон. Задумана была церковь Ильи Пророка конструктивно близкой к ранним ярославским храмам, величественной, гармоничной и нарядной.

Фрески - главное украшение Ильинской церкви - представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.

Западная галерея
12.



Они написаны в два летних сезона 1680-1681 годов знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным «со товарищи», среди которых были и ярославские мастера. В числе работ прославленных мастеров росписи Троицкого собора Даниловского монастыря в Преславле-Залесском, церкви Воскресения в Ростовском кремле, комплекса Московского Кремля, храмов Костромы и многих других.
13.



Северная галерея
14.


15.


16.



Фрески - справа от Северных врат храма Ильи Пророка
17.



Врата небольшого Северного придела храма
18.


19.


Храм Пророка Ильи "сходу" поражает своей монументальностью, возвышенностью и какой-то нежной легкостью и "золотистой благостью"...
20.



Насыщенность храма настенными росписями, их плотность и количество сюжетов восхищают и ты, просто, забываешь о себе, других и Мире, находясь в этом Царстве Божием...) Именно в Храме Пророка Ильи особенно это чувствуется. Возможно, как раз потому, что церковь замышлялась и строилась не государством, а именно добродателями-гражданами Ярославля, что делали это с радостью и от всей души...
21.



Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом. Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Великолепно и подлинно реалистично изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой.
22.



Одна из главных сцен этого «храмового» фриза церкви Ильи Пророка -  выше упомянутая «Жатва», - часть повествования о рождении сына у бедной самаритянки, внезапной смерти ребенка и чудесном воскресении мальчика пророком Елисеем, учеником Ильи. Так, например, показаны подробности купания мальчика и хозяйственных хлопот одной из служанок.
23.



Центром соседней композиции, посвященной смерти ребенка, стала христоматийная сцена жатвы. В этой сцене ярче всего проявилось мировосприятие авторов росписи, их эпический подход к повествованию. Фрески величественны, как народные былины, поражают своим колоритом и обилием деталей.
24.



Росписи «стелются» по стенам храма широкими полосами или фризами. Самый нижний ряд украшен так называемыми орнаментальными «полотенцами» и часто поновлялся, так как оказывался стерт одеждой прихожан.
25.


26.



Кроме нижнего, орнаментального яруса, роспись делится еще на пять поясов. Своды и два верхних яруса (шестой и пятый снизу) посвящены евангельски сюжетам. Следующий - четвертый снизу - ярус иллюстрирует «Деяния апостолов». Третий снизу пояс содержит «храмовые» изображения, повествующие о житии Ильи Пророка, а второй снизу - сцены из жизни Елисея, ученика Ильи.
27.



И в Ильинском, и в елисеевском фризе основное место занимают изображения чудес: воскрешение мертвых, исцеления больных, помощь бедным. Но наиболее интересны в росписях не сами чудеса, а обстоятельства, в которых они происходят. Художники детально прорисовали бытовые детали, тем самым как бы приземляя, «обмирщая» религиозную тематику и предоставляя возможность воссоздать условия жизни на Руси в XVII веке.

Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма и отчасти смахивают на народный лубок. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранившейся в церкви Ильи Пророка - частице Ризы Господней. Сюжеты стенописи Ризоположенско-го придела как раз и повествуют об истории обретения Ризы и о передаче ее царю Михаилу Федоровичу.
28.


29.


30.



В храме Ильи Пророка целых пять иконостасов. Ильинский центральный иконостас по праву считается одним из лучших примеров русских иконостасов XVII столетия. Первоначально он был тябловым, т.е. состоял из четырех брусьев, украшенных травным орнаментом на серебряном фоне, на которых стояли иконы. Ныне существующий иконостас выполнен в стиле московского барокко и сооружен предположительно в 1696 году ярославским мастером Ильей Якимовым.
31.


В состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания - это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Слева от царских врат находится икона «старого мирского строения» и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
32.


33.



Ряд местных икон, среди которых «Спас Смоленский» справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней - небольшая икона «Эммануил с двумя ангелами» - принадлежат к числу первоначального декоративного убранства иконостаса и упоминаются в «Книге церковного строения», составленной Скрипиными после окончания строительства храма. Их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославского художника Стефана Дьяконова и мастеров его круга.
34.


35.


36.


37.



Царские врата
38.


39.


40.


41.



Федоровская икона Божьей Матери
42.


43.


44.


45.



Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.
46.



Примерами уникальных по форме и значению образцов деревянной резьбы в Ильинской церкви являются так называемые моленные места - своеобразные соединения надпрестольной сени и трона.
47.



Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.
48.



Места состоят из двух частей - квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов. По всей видимости, сень, и места выполнены одной артелью резчиков - очевидно множество общих черт как в богатстве орнаментов, покрывающих все архитектурные детали, так и в композиции и мотивах резьбы.
49.


50.


51.



Элементы украшения шатра моленного места
52.



Сейчас мы выйдем из Ильинского храма и пройдем по его галереям и, где возможно, по приделам...
На первом плане - Северные врата небольшого Северного придела.
53.


64.


55.



Западная галерея
56.



Здесь мы поворачиваем налево и выходим к Покровскому приделу Храма Ильи Пророка
57.


58.



Это своды трапезной Покровского придела. Для удобства я их перевернул на 180 градусов.
59.



Иконостас Покровского придела.
60.



Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 году - тябловый - был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 году его заменили новым барочным. Затем, в конце XIX века барочный иконостас также был разобран и снова заменен на резной, выполненный в русском стиле русском стиле. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.
61.



Здесь мы видим редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: он включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде. Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII веке и предположительно принадлежат  кисти Федора Зубова. За правым клиросом стояла икона «Илья Пророк» XVI века, которая была местным храмов «Святой Вонифатий» второй половины XVII века. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
62.



Сейчас мы находимся в Покровской галерее...
63.



Это врата в Придел Ризоположения
64.



И это как раз он и есть с внешней стороны храма...
65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.



Это вид Храма Ильи Пророка со звонницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
72.



Храм Пророка Ильи в Ярославле восхитил во всех отношениях. Можно было бесконечно находиться в этом потрясающим душу месте, впитывая Небесный Свет,Золотистую Радость, искреннее Прощение и Божественное Принятие...

Источники:

Храм Пророка Ильи. Музей Православного зодчества.
План Храма Ильи Пророка

© Vladimir d’Ar

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Ярославль - виды города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря
Фото-этюд Ярославля - Северной Флоренции Золотого Кольца России

Фрески, интерьеры, Архитектура, Храмы

Previous post Next post
Up