Костел святых апостолов Петра и Павла в Кракове

May 25, 2015 14:13

Оригинал взят у ivankoval11 в Костел святых апостолов Петра и Павла в Кракове
В середине XVI века в Речи Посполитой начали распостраняться идеи Реформации. Протестантские проповедники жили при дворах магнатов и шляхты, открывали типографии и церкви. Особенно популярными они были на землях современной Прибалтики, Беларуси и Украины.
Буквально через несколько лет, как говориться "вдогонку" им, в государство начали проникать иезуиты. Именно этот католический орден стал в Польше, как и в многих других странах, популяризатором католицизма и нового типа образования. При иезуитских костелах создавали лучшие школы, коллегии и университеты. Именно иезуитские священники становились духовниками королевской семьи. А их храмы превращались в жемчужины архитектуры, живописи, скульптуры и даже науки.
Краков не стал исключением. Именно здесь в первой половине XVII века был построен костел святых апостолов Петра и Павла, который стал одним из украшений города.

1. Фасад костела.



Первые представители ордена иезуитов поселились в Кракове в 1579 году. На тот момент у их не было своего костела и сначала они обосновались в маленьком храме на Рыночной площади. Но его было не достаточно, поэтому спустя несколько лет Общество Иисуса начало искать новый участок земли, где можно было возвести свой костел. На тот момент это было очень даже затруднительно. Краков, окруженный кольцом городских стен, был плотно застроен. Поэтому купить новый участок можно было только с уже стоящими на нем зданиями. Один из таких вариантов на улице Гродской и был выбран представителями ордена.

2. Вид на костел с площади св. Марии Магдалины. Справа виднеется костел св. Андрея, а в центре площади - памятник Петру Скарге.



Костел строили почти 40 лет, что даже по меркам того времени было длинным сроком. Строило его 4 архитектора - один создал план стройки, второй с временем уехал, третий умер. В 1635 году, после длительных улучшений, переделок и реставраций, храм был торжественно открыт епископом Томашом Оборским.
Сам костел стал первым краковским зданием в стиле барокко. Основная заслуга в возведении храма принадлежит придворному казначею ксендзу Петру Скарге (само собой, иезуиту!) и королю Сигизмунду ІІІ Вазе, который финансировал постройку. Церковь была спроектирована по канонам главным римским иезуитским костелам - Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù) и церкви св. Сусанны (La chiesa di Santa Susanna).

3. Макет костела около входа в церковь.



Чтобы привлечь внимание, костел был построен немного дальше от самой дороги. На фоне соседнего старого костела св. Андрея, чьи башни нависали над проезжей частью улицы, храм иезуитов был более камерным, изысканным и утонченным. Его фасад украсили статуи святых и королей в нишах, над главным порталом большой и заметный герб иезуитов, а над ним, в благодарность за финансирование постройки костела, королевский герб Сигизмунда ІІІ Вазы.

4. Слева в нише статуя основателя Общества Иисуса св. Игнатия Лойолы. В его руках книга с надписями "Ad majorem Dei gloriam" (К вящей славе господней) - девиз ордена, и "Constitutione Societ Jesu" (Общество Иисуса) - название ордена. Справа в нише, скорее всего, статуя св. Франциска Ксаверия - сооснователя иезуитского ордена и миссионера, обратившего в христианство большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением, быть может, апостола Павла.



В 1722 году польский архитектор Каспер Бажанка на площадке перед костелом возвел ограду, которая отделила храм от улицы. Ограждение было сделано в виде постаментов, на которых стояли скульптуры 12 апостолов. Сами статуи были сделаны немецким скульптором Давидом Хеелем из пиньчувского известняка. Правда, к нашему времени эти статуи были заменены на точные копии из такого же камня. Это было сделано из-за кислотных дождей, которые размыли лица святым. Сами оригиналы хранятся в Историческом музее.

5. Статуи апостолов.



6. Святые в лучах заката.



7. Вид на площадку и ограждение с выхода из костела.



Как шутят жители Кракова, костел настолько маленький, что статуи пришлось поставить на улице.

Что же внутри самого костела?

Интерьер костела достаточно строгий, монументальный и величественный. Высокие колонны светлого цвета, украшения с позолотой, боковые нефы с иконами, алтарями и декорациями в насыщено-темных тонах.

8. Костел внутри.



9. Вид со стороны алтаря.



Стены и боковые нефы украшены надгробиями известных церковных деятелей, алтарями с иконами святых, картинами на религиозную и патриотическую тематику.

10. Вот так



11. Картина.



Стоит обратить внимание на надгробие краковского епископа Анджея Тшебицкого, которое расположено в северной части пресвитерия. Оно было сделано в конце XVII века, через 20 лет после смерти епископа. При создании надгробия использовалось 3 вида мрамора - темный, ясно-кремовый и зеленый. Скульптуры вокруг бюста Тшебицкого указывают на Славу, Веру и тщетность земной жизни.
Сам епископ - личность почти легендарная. Один из самых просвещенных людей своей эпохи, церковный и народный авторитет, известный библиотекарь и единственный епископ, который за всю историю Польши был interrex'ом - временным правителем Речи Посполитой в период междуцарствия.

12.

Главный алтарь костела был создан в поздне-барокковом стиле в 1735 году Антонием Фрацкевичем и Каспером Бажанкою (который, напомню, работал над ограждением перед костелом). Образ над алтарем - картину "Вручением Иисусом ключей св. Петру" - в 1820 году создал художник Йозеф Бродовский. Над картиной был помещен золотой щит с надписью "Ipsi nos docuerunt legem tuam domine"( что-то типа "Сами входим в царствие твое, Господи").

13. Вид на алтарь из глубины костела.



14. Роспись над алтарем на стенах храма создает эффект объемного изображения.



15. Алтарь вблизи.



Над центральной частью костела расположен самый высокий барокковый купол Кракова. Он украшен лепниной работы скульптора Давидом Хеелем (того же, что работал над статуями апостолов перед костелом).

16. Купол.



17. Идеальные пропорции кругов, овалов, квадратов и прямоугольников притягивают внимание.



Это уже потом я узнал, что в костеле (видимо, с этого купола) каждый четверг запускают маятник Фуко (46,5 метра - самый высокий в Польше), который показывает суточное вращение Земли. Жаль, что пропустил такое зрелище. Наверняка, интересно и красиво!

Перед алтарем есть ступеньки, которые ведут в нижние залы. Там, в криптах, похоронены писатель Славомир Мрожек, епископ Анджей Тшебицкий, священник и полемист Петр Скарга.

18.

Последний - не просто полемист и церковный деятель, а целая страница в истории костела, ордена иезуитов и страны. Будучи шляхтычом, он получил чудесное образование (напомню, что в те времена иезуитские школы были лучшими в Европе). Позже, занимаясь проповедничеством, организовал коллегии в Полоцке, Риге, Дерпте. Фактически создал виленскую иезуитскую коллегию и стал первым ректором Вильнюсского университета. Был инициатором Брестской церковной унии. Короче говоря, Личность, которая при всем при этом способствовала возведению данного костела.

19. Памятник Петру Скарге



На выходе из костела, посмотрев вверх, можно полюбоваться чудесным органом и музыкальными хорами. В 1638 году при костеле иезуитов была заложена капелла - самая большая в Польше (от 80 до 100 человек).

20. Вид органа и хоров со стороны алтаря.



21. Украшения органа сделаны в классическом барокковом стиле.



22. Соседние колонны украшены таким же ангелочками.



23. Надпись на хорах гласит "In omnem terram exivit sonus eorum" (Псалом 18:5: По всей земле проходит звук их).



На этих красивых словах из Библии будем прощаться с костелом святых апостолов Петра и Павла. Впереди нас ожидают старинные палаты, залы и комната Коперника в Ягеллонском университете.

Далі буде...

костелы, Краков

Previous post Next post
Up