Оригинал взят у
ivankoval11 в
Краков: Мариацкий костелЕго полное официальное название - Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии. Но, конечно же, больше его знают как Мариацкий. Не просто одна из основных доминант краковского Главного Рынка, не только второй по важности после Вавельской кафедры костел города, но еще и одна из самых известных в мире малых базилик - особых церквей, чей титул присваивается римским Папой.
Костел на месте современного стоял еще в начале второго тысячелетия. Сначала деревянный, потом, с ХІІІ века, каменный. Но таким, каким его знают сейчас, храм начали строить в 1320-ых годах. Тогда был возведен раннеготический зальный храм. В конце XIV века для улучшения освещения костела были добавлены большие оконные проемы.
Таким образом костел из зального храма превратился в базилику и приобрел современный вид.
Следующий XV век стал одним из самых активных в расширении и украшении костела. Именно тогда были построены боковые часовни с захоронениями известных поляков и пресвитерий с звездным сводом, у фасада базилики возвели две башни - Хейналицу и колокольню, а интерьер храма украсил один из известнейших скульптурных шедевров поздней готики - Большой алтарь Вита Ствоша.
"...Когда трубач над Краковом возносится с трубою -
Хватаюсь я за саблю с надеждою в глазах...
...Над Краковом убитый трубач трубит бессменно,
Любовь его безмерна, сигнал тревоги чист..."
Так написал Булат Окуджава в одной из своих песен, рассказывая о символе костела и города, - мариацком хейнале. По легенде, трубач, увидев приближающихся врагов, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Город сумел отбить атаку, а хейнал с тех пор заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь воина-героя. Сам хейнал (по венгер. "утро" - сигнал к побудке или предупреждение об опасности) раздается каждый час с одной из башен костела. Отсюда и её название - Хейналица.
Более высокая, 82 метра, она имеет квадратную форму, ближе к вершине превращаясь в восьмиугольник. В конце XV века башня была накрыта готическим шлемом работы Матиаса Херингкана. Позже на шпиль этого шлема была установлена золоченая корона. У входа в эту башню обращает на себя внимание большая бронзовая мемориальная доска, заложенная в 1883 году. Она была создана к 200-летию битвы под Веной и представляет собой триумф короля Яна ІІІ Собеского.
Вторая башня является костельной колокольней и имеет высоту 69 метров. Как и Хейналица, она украшена шлемом. Но не готическим, а позднеренессансным - менее острым, и более объемным.
Почему же башни имеют разную высоту, хотя строились в одно и то же время?
Есть несколько версий, а точнее - легенд.
Легенда первая гласит, что башни строили два брата. Старший построил свою более быстро и уехал из города. Но вернувшись, увидел, что младший не останавливается и его башня получается более крепкой и красивой. От гнева и зависти он убил брата, но, придя в себя и устыдившись содеянному, бросился вниз с башни. С тех пор башни так и стоят с разной высотой, как напоминание о красоте и преступлении. А для достоверности легенды всем желающим в соседних Сукенницах показывают нож, которым брат убил брата.
Вторая легенда, более романтическая, рассказывает о двух семьях, которые строили башни. Чтобы окончить длительную вражду между родами, было решено связать семейными браками детей. Молодые любили друг друга, но, при этом, спешили построить свою башню быстрее. В конце концов победила семья невесты, которая добросовестно исполняла свои супружеские обязанности, после чего, полная сил, уходила к башне. А муж утомленный и довольный еще долго отдыхал дома :)
Третья версия самая реальная. Хейналица была построена как дозорная башня города, поэтому получилась более высокой. А вторая башня использовалась только как колокольня. Поэтому смысла поднимать её не было. Да и денег в городском бюджете на это тоже.
Ну а какая из этих версий самая правдивая пусть решает каждый сам!
К ХІХ веку костел окончательно приобрел тот вид, который знаем мы сейчас. На южной стене храма были прикреплены солнечные часы. Они указывают не только время, но и день, и месяц. Часы украшены надписью на латыни "Dies nostri quasi umbra super terram et nulla est mora", что переводится как "Наши дни есть будто тень на земле и не имеют ни одного продолжения"
В то же время, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь. Площадь возникла в 1802 году. Она небольшая и окружена буквально 5-6 домами. С южной стороны площадь закрывает небольшая церковь - костел святой Барбары.
Костел был построен более 6 веков назад. Раньше он был церковью кладбища. В 1583 году церковь и соседние здания стали собственностью иезуитского ордена. Именно здесь свои проповеди читал известный католический теолог, писатель и ректор Петр Скарга. В самой церкви похоронено Якуб Вуек - переводчик Библии на польский язык. Старинный дом, в котором были госпиталь, лицей и бурса, украшает надпись на латыни "Pateat amicis et miseris " - "Пусть будет открыто для друзей и бедных".
Центр площади в средине ХХ века украсил "колодец голубей" с бронзовой статуей в центре. Это подарок краковских ремесленников. Сама статуя является увеличенной копией одной из статуй, изображенных на алтаре Вита Ствоша. Это фигура бедного студента.
Если подойти к статуи поближе и присмотреться, то можно увидеть, что студент одной ногой опирается на ленту Мёбиуса - ленту с одной стороной.
Ну а так выглядит костел с башни старой ратуши, расположенной напротив его:
Далі буде...