Книга Мормона. Часть 3 - История и религия

Nov 06, 2017 10:34

Оригинал взят у andanton в Книга Мормона. Часть 3 - История и религия

Предыдущая часть

С чем ассоциируется слово "мормон" у обычного человека? Конечно, с полигамией, сиречь с многоженством.


Джозеф Смит погиб из-за баб. Хотя, если честно, в данном случае Джозеф виноват был сам. После того, как число его сторонников начало расти со скоростью лесного пожара и он познал что значат власть и богатство, на него явно напали какие-то бесы. Вокруг было слишком много женщин, и все они были преданы своему Пророку. Ведь сам Бог-то, он того... склонил Марию к греху. А может, и не одну Марию, кто ж теперь знает? В этом деле же надо какой-никакой опыт иметь, чтобы так сразу, да еще и в достаточно зрелом возрасте заделать себе Сына Божьего. Что ж такое, братцы, получается: Богу можно, а Пророку его нельзя? А подать сюда Откровение, пусть Бог лично объяснит, как надо себя вести молодым и красивым Пророкам. Бог и объяснил просто и понятно. И так выходило из его объяснений, что мужчина мог иметь сколько угодно жен, а вот женщина - не больше одного мужчины. Сейчас этот тезис ошибочно называют полигамией. Нет, это многоженство, работающее в одну сторону. Пророк Джозеф Смит хотел было объявить своей пастве о новом правиле, но тут вмешалась Эмма. Ей это Откровение не понравилось. Она, значит, рожай Пророку детей одного за другим, а он будет по Откровениям бегать. Нашла коса на камень. Поэтому вслух твердым голосом Смит ни разу слово "многоженство" не произнес. Он предпочитал более мягкое словосочетание "множественный небесный брак при некоторых обстоятельствах". Злые языки говорят, что у Смита было более 50 "небесных жен". Откуда же он их брал? Да от коллег-мормонов, откуда же еще. Идет, бывалоча, Пророк по городку Наву штата Иллинойс (туда перебралась община в последние годы жизни Смита), смотрит - женщина. Подходит он к ней и вежливо говорит, так, мол и так, было мне намедни Откровение, стань моей небесной женой. И что ей делать? Нельзя же отказывать Пророку. А земному мужу куда после этого податься? Только в оппозицию. Ненастоящий, говорит оппозиция, у нас Пророк. Бабник и стяжатель. Долой. Собрались обиженные Смитом мужи и напечатали разгромный листок. Свистнул тогда Смит свою боевую дружину и пошел на оппозиционеров войной. Поколотил их, листок уничтожил, типографию сжег. А этого было делать нельзя, потому что священная свобода слова пострадала. Тут-то губернатор Иллинойса, которого все эти мормоны достали к тому времени до печенок, Смита арестовал за смуту. Из тюрьмы Смит велел начальнику мормонской милиции себя освободить. Начальник колебался, ему своя жизнь была дороже. В итоге в тюрьме Джозефа и убили по-быстрому, чтобы не было бунта.

Вводил ли Джозеф Смит многоженство официальным образом? По этому поводу голоса разделились. Значительная часть мормонов считала, что да, вводил, и именно как заповедь. Но Эмма Смит всегда утверждала, что это вранье и наветы, и Джозеф Смит вел себя аки ангел в семейной жизни. Хотя были свидетельства обратного. В общем, история почище, чем у четы Клинтонов. Большинство статей, которые я нашел на эту тему, утверждает, что все-таки эта идея - единоличная заслуга Смита, и возникла она потому, что он мог себе эту маленькую шалость позволить. Но нормой жизни многоженство для мормонов стало после того, как второй в официальной историографии Церкви Пророк по имени Бригам Янг объявил об этом в 1852 году.




Памятник Бригаму Янгу возле Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.

В истории всегда так. Первый человек только расчищает дорогу. Его роль - созидание. Набор высоты обеспечивает человек номер два. Он либо гробит идею, либо поднимает ее. Мормонам, считай, повезло. Вторым пророком стал жестокий, деспотичный, но одновременно с тем действительно великий деятель Бригам Янг.

Бригам Янг был полной противоположностью Джозефу Смиту. По всем направлениям личности. Смит - изящный красавчик с тонкой душевной организацией, придумщик и фантазер (ну, не вруном же его называть). Янг - грубый властный мужлан, кузнец и плотник по основной профессии. За организацию исхода мормонов в пустыню Юты Янга называют "американским Моисеем". Довольно много народа умерло по дороге, между прочим. Первые пятнадцать лет правления Янга были достаточно турбулентными. За это время случилась небольшая гражданская война с правительством США, массовое убийство обоза переселенцев, шедших в Калифорнию, введение многоженства, лишение негров права занимать посты в Церкви как расово "неполноценных". Вместе с тем, то, во что превратилась Церковь с течением времени, является заслугой Янга. Аналогии с первыми вождями СССР напрашиваются сами собой. Да вообще это общечеловеческая тенденция.

Президентом Янг стал спустя почти три года после смерти Смита. Церковь находилась в полном упадке. Янг был президентом Совета Апостолов, утвержденного Смитом наподобие апостольского совета Христа. В одной из своих проповедей Смит сравнил власть этого совета с властью Пророка. После серии неудач и разочарований с временными Пророками-раскольниками мормонские апостолы решили этой властью воспользоваться. Первоначально пост Пророка предлагалось упразднить вовсе, чтобы никто не мог на него претендовать, и оставить только пост Президента. Но, получив власть, Бригам Янг рассудил иначе, и с тех пор Пророк и Президент Церкви - это одно и то же. Вскоре после своего утверждения Янг решил увести паству на Запад, где можно было бы строить жизнь с нуля, не оглядываясь на преследования властей и на внутренние распри.

24 июля 1847 года Бригам Янг увидел Соленое озеро с окрестных холмов. Сейчас в Юте этот день является официальным праздником, называется День Пионера.




Памятник мормонам-переселенцам, расположенный на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити.

Переселенцы стартовали из Айова-сити, расположенного за 2000 километров от Соленого озера. Люди были бедны настолько, что телеги они везли на себе. На лошадей денег у них не было. В дороге умерло 250 человек, но остальные дошли и начали заселять "мормонский пояс". На юге мормонские посланцы дошли до Мексики и основали колонии в мексиканских провинциях, на севере заселили дикий Вайоминг. Под руководством Янга строились церкви, дороги и мосты. Достаточно скоро заработала почта. Был основан университет Юты, ныне носящий имя Бригама Янга. Наконец, появились здания на Храмовой площади, причем идею знаменитого Табернакля предложил Янг лично. Некоторое время Янг пребывал в иллюзии, что ему удастся устроить собственное государство, но это не сбылось. Однако губернаторство как глава самой большой общины на Западе он получил. Семь лет Янг был губернатором довольно большой территории, включающей в себя несколько современных штатов. На это время приходится стремительный расцвет экономики края. Однако амбиции Церкви и территориальные претензии были столь велики, а тяга к экзотическому образу жизни столь неистребима, что президент США Бьюконен предпочел назначить губернатором Юты своего человека, не связанного с мормонами. Это привело к небольшой гражданской войнушке. В процессе ее развития случилась одна вовсе неприятная история. Мормонская милиция наткнулась на обоз переселенцев, направлявшихся в Калифорнию. Военная истерия, постоянные призывы к мщению за предшествующие убийства мормонских пророков и элементарное желание немного пограбить неверных привели к массовому убийству более 120 человек, включая детей. В живых мормонская милиция оставила только семнадцать детей младше восьми лет, которых раздали в мормонские семьи. Эта резня является самым темным пятном на репутации Церкви. Позднее всего один человек был за нее осужден и расстрелян на том же месте, где был уничтожен этот обоз. Непосредственной вины Янга в этом преступлении нет, и он даже выступил против массового убийства, но его указание пропустить обоз опоздало. Чисто военная же ситуация некоторое время шаталась неопределенным образом. Воевать никто не хотел. Мормоны не могли выдержать столкновения с регулярной армией, а армия побаивалась связываться с фанатиками. Янг рассматривал вариант сжечь Солт-Лейк-сити и уйти всем табором в Мексику, но в последний момент одумался, сдался и обменял власть светскую на полноту власти духовной. Это было в 1860 году. На некоторое время после этого федеральные власти от мормонов отстали.

Тем не менее, следующий кризис между Церковью и государством был неизбежен. Все федеральные назначенцы в Юте встречали откровенный саботаж. Параллельно существовало две судебные системы, два центра силы, два авторитета. Вначале государство было слабее, но со временем ситуация поменялась. Открытый конфликт назрел к 1890 году. Мормонов, в том числе высокопоставленных, стали пачками отлавливать и сажать за многоженство. В принципе, их прессовали все эти годы. Мормонские семьи были огромны. Исчезновение единственного кормильца означало катастрофу для большого числа зависимых от него женщин с детьми. Коран ограничивает количество жен четырьмя. Мормоны себя не ограничивали ничем. У самого Янга было 55 жен и 56 детей. Чтобы содержать такую ораву, он построил дом-улей, занимавший небольшую городскую площадь.




Пристройка слева - помещения самого Янга, а справа жили жены, у каждой по комнате. Число жен все время менялось. Никто даже толком не отслеживал, сколько их было. Это был типичный гарем, только добровольный. Скажем, вдовы с удовольствием шли в дополнительные жены, потому что только таким образом они могли защититься от голода в тех суровых условиях.

На этой фотографии слева от входа просматривается крыша еще одного дома. Сейчас перенесу камеру.




Это так называемый "Львиный дом", названный так по скульптуре небольшого льва над входом. Когда Янгу надоело жить с женами за стенкой, он от них отделился совсем.




Но все-таки далеко от своих жен не ушел. Домики примыкают друг к другу. Сейчас внутри них мемориальный музей.




Карикатура на смерть Бригама Янга из американской газеты того времени.

Разорение мормонской общины происходило такими темпами, что на день Пионера в 1887 году Табернакль был украшен не разноцветными лентами, как обычно, а траурными. Мормоны защищались в судах, оправдывая многоженство свободой вероисповедания, закрепленной в Конституции. Но их закатывали в тюрьмы еще и за неподчинение власти, потому что суровые мужики, конечно, сопротивлялись арестам и расследованиям. В конце концов в 1890 году очередной Пророк, уже четвертый по счету, сказал, что ему было откровение, и что с этой практикой надо заканчивать. В обмен на это правительство США тоже снизило напор и прекратило преследование семей с "небесными женами". Малая часть мормонов, однако, с этим компромиссом не согласилась. Первый Пророк Джозеф Смит не мог быть неправ. Изменить его предначертания означало разрушить устои религии. В Церкви произошел второй раскол, образовавший секту фундаменталистов. Эта секта существует до сих пор и исповедует все принципы Джозефа Смита буквально. Конечно, официально практиковать многоженство они не могут, но и запретить людям жить большими семьями тоже невозможно, пока не ущемляются права детей по крайней мере.  Сейчас, когда говорят о многоженстве у мормонов, имеют в виду в первую очередь приверженцев этой относительно небольшой секты. Официальная Церковь эту практику осудила и больше ста лет уже ей не следует.

Еще одним очень темным пятном на деятельности Церкви стал крен в сторону расизма. Джозеф Смит был аболиционистом, противником рабства. Третьим по счету пастором мормонов стал негр, проживавший в Бостоне. Это был умный ход, привлекавший чернокожих в религию. Однако, по мере расширения влияния Церкви на Юг, где процветало рабство, стало невозможным не учитывать иную точку зрения. Эта объективная реальность наложилась на взгляды самого Янга, который был, как бы сейчас сказали, умеренным расистом. Он не рассматривал негров на одном уровне с животными, но одновременно с тем считал, что черный цвет их кожи - это "печать Каина". Одним из первых откровений Янга стал буквальный запрет на служение людям с черной кожей. Этот запрет был снят лишь в 1978 году. А с неким негритянским пастором случилась и вовсе некрасивая история. Сын его женился на белой женщине. Янг, узнав об этом, сказал, что, если бы это произошло в Юте, он бы распорядился убить обоих. Это высказывание сейчас очень часто цитируют. Позднее этот черный пастор приехал в Солт-Лейк-сити, но был принят очень холодно и не по сану. Последствия тех действий и сегодня, 150 лет спустя, видны невооруженным глазом. Штат Юта - едва ли не самый светлокожий штат США. Там встречаются абсолютно аполитичные азиаты - этим все равно где жить. Но, скажем так, афроамериканцев в центре Солт-Лейк-сити практически не видно. Думаю, их нет и на окраинах. Поддержка Обамы в Юте минимальна из всех штатов Америки. Этот штат - традиционная опора консерваторов.




А как складывались отношения с индейцами? По идее, из Книги Мормона следует, что индейцы - недостающее звено. Если бы удалось доказать их связь с древними евреями, мормоны могли бы праздновать победу своих теорий. Попытки поработать с индейцами были. На картине, вывешенной в музее Церкви, ужасно потешно запечатлен момент работы проповедников в индейском племени. На деле между индейцами и переселенцами постоянно шла глухая война. Переселенцы захватывали лучшие земли, оттесняя аборигенов в горы и сокращая возможности для свободной охоты. В отместку индейцы угоняли скот. Естественно, это вылилось в резню, когда за ночь было убито более 400 человек в племени шошонов. Операцию проводила регулярная армия, мормоны были проводниками. Впоследствии остатки этого племени приняли мормонизм. Но впрок он индейцам не пошел, и сейчас это племя рассеялось. Остальные племена ушли сами. Да там их немного и было. Все-таки Юта - это довольно безжизненная зона, и только невероятными усилиями людей она превратилась в современный вполне благополучный край.

Таким образом, портрет, нарисованный Конан Дойлем в его "Этюде", не так далек от действительности. А что хорошего сделал Янг, за что ему стоят памятники и мемориалы в университетах? Ну как же, все как обычно. Он был действительно эффективным менеджером. Он создал экономику, построил города, храмы, инфраструктуру, сельское хозяйство. Хватило бы жизни - создал бы промышленность, а так за него это сделали другие. Развить такой уровень цивилизации в пустыне очень непросто. Наконец, при нем количество приверженцев Церкви стало измеряться сотнями тысяч. Он окончательно закрепил жесткую иерархическую структуру Церкви, которую разработал Смит. Вот как она выглядит сейчас (снято с www.carm.org):




Наверху пирамиды находится Пророк с двумя помощниками, он же Президент Церкви. Под Пророком совет из 12 Апостолов. Как правило, старейший член совета становится новым Пророком после смерти предыдущего. Эти 15 человек управляют всем. Под ними "Совет 70", который управляет отделениями Церкви по всему миру. Из него делегируются члены совета Апостолов. В "Совет 70" делегируются представители с мест. Система предельно жесткая, хотя и выборная на всех уровнях. Пророк до сих пор держит связь с Богом посредством откровений. Достигаются эти откровения молитвами.




Галерея с бюстами Пророков в Конференц-центре Солт-Лейк-сити.

Со времен Смита всего в Церкви было 15 Пророков, сейчас правит шестнадцатый по счету. Они все-таки предпочитают называться Президентами. Меньше пафоса. В современных условиях уже не нужна экзальтация.




Секция, посвященная современному Президенту Церкви в Северном центре на Храмовой площади.

Кажется невероятным, что этот человек с залысинами, похожий на средней руки бизнесмена, успешно руководит такой религиозной махиной. Где харизма, где белые одежды, где венчик из роз, где богоподобная внешность с развевающимися длинными волосами? Ну вот так. Нету ничего такого. Остается принять как данность. В конце концов, это Америка, здесь немного другие представления о прекрасном. Хотя европейцев и азиатов среди мормонов тоже очень много. Что же их здесь удерживает?

И еще, из политической истории мы знаем, что общественно-политическая структура с такой внутренней организацией нежизнеспособна. В ней развивается отрицательный отбор, и она начинает гнить с головы. А вот Церковь Мормона на поверхностный взгляд жива-здорова, и похоже, что все с ней в порядке. За счет чего? Я думаю, это из-за того, что Церковь не замкнута в себе. Она неизбежно встраивается во внешний конкурентный мир. Необходимость жить по законам религиозного рынка заставляет Церковь модернизироваться. Ей надо постоянно думать, где раздобыть паству, потому что паства - это деньги. 10% своего дохода (десятину) каждый член Церкви отдает ей. А зачем, зачем он это делает? Мои предположения об этом в следующей, последней главе.
Окончание

США, Мормоны

Previous post Next post
Up