Оригинал взят у
abel в
Леонский собор: интерьерКонечно, то, что будет здесь показано, далеко не исчерпывает рассказа об интерьере этого воистину удивительного собора. Так что возможны еще публикации на эту тему.
Я начал показывать интерьер с
гробницы короля Ордоньо II. В этом сообщении посмотрим на хоры и задержимся отдельно на одном витраже.
Когда вы вступаете в собор, то первое впечатление от фантастических витражей:
И одна из первых конструкций, что вы видите, это ограждение хоров (trascoro, "ретрохор"):
Это памятник Ренессанса. Он был спроектирован Хуаном Младшим из Бадахоса (
Juan de Badajoz el Mozo, а исполнен скульптором
Эстебаном Хорданом) в последней четверти XVI века.
Прежде всего посмотрим на 4 прекрасных барельефа:
(Рождество Марии и Благовещенье)
(Рождество Христово)
(Поклонение волхвов)
На следующих двух фотографиях видны маленькие фигурки атлантов:
На них следовало бы обратить больше внимания, но можно их заметить и на первом фото.
Теперь посмотрим наверх. В центре, над аркой, скульптура Вознесения Мадонны, а слева и справа от нее скульптуры святых: Св. Петра, Св. Павла, Св. Марцелла и Св. Исидора.
(Св. Петр с ключами от Рая.)
Можно заметить и другие фигуры меньшего размера, но про них мне ничего узнать не удалось.
На самом верху находится Распятие, приписываемое Хуану Батиста Васкесу Старшему (Juan Batista Vasques el Viejo) :
Теперь войдем в хоры.
Первоначально хоры располагались сразу перед главным алтарем, но в 1746 году были перенесены в центральную часть центрального нефа. В 1915 году архитектор Карденас открыл в центре арку с большими стеклами, благодаря чему открылась перспектива всего центрального нефа и вид на главный алтарь:
Нынешняя силлерия, возможно, заменившая более раннюю, была выполнена между 1461 и 1481 годами в готическом стиле (работа по дереву, грецкий орех). Эти скамьи одни из самых старых в Испании. Первый мастер, Энрике, спланировал всю работу, которую продолжили Хуан де Малинас и мастер Копин. Как обычно, в скамьях церковных хоров, мы видим библейских царей, пророков, сивилл, а также святых и церковных иерархов. В мизерекордиях традиционно представлены разные забавные фигурки.
Я снимал не очень подробно (к тому же много фотографий не получилось), но посмотрим то, что есть.
Совершенно великолепны рельефы на боковых панелях с другой стороны от ретрохора:
Это, как я понимаю, Сошествие во Ад. Справа виден фрагмент изображения, где небесное воинство повергает демонов в преисподнюю.
Верхняя часть панели:
Встреча Марии и Елизаветы, Св. Георгий и, слева, фрагмент, если я правильно понимаю, Древа Иессева:
Остальное:
Еще несколько фотографий этих сюжетов:
(Ангелы и демоны.)
Но вот что это за всадник, лицо которого закрыто шлемом (а можно сперва подумать, что всадник без головы), я не знаю. Но весьма выразительно:
Видимо, это один из воителей за веру, убивающий некое святотатственное чудище.
Органы:
А теперь посмотрим на один витраж:
По-моему, он совершенно восхитителен, и фотография получилась.
Но нас ждет тут некоторое разочарование. Это витраж конца XIX века (а мы так любим всё старинное, любим до потери сознания). Как написано в журнале-гиде по собору, в конце позапрошлого века в соборе проводилась масштабная реставрация витражей, и мастера этого дела создавали витражи в неоготическом стиле, имитируя манеру старых мастеров. Скорее всего, этот витраж относится к числу таких неоготических витражей. К тому же указано, что он был отреставрирован. Здесь я сомневаюсь: может быть, перед нами старинный витраж, отреставрированный в 19 веке, или же витраж 19 века, который реставрировался позже? Склонен думать, опираясь опять-таки на информацию журнала-гида, что вторая версия ближе к истине. Возможно, что реставрация проводилась после катастрофического пожара 1966 года (из-за удара молнии 29 мая), когда дотла выгорела крыша собора.
Что конкретно изображено в многочисленных сюжетах витража, я сказать не могу (информации не нашел). Предполагаю, что показаны эпизоды жития некоторого святого (в частности, можно видеть пытки, которым его подвергали враги христианской веры).
Покажу крупнее по уровням:
Этот витраж находится в южной части трансепта над саркофагом епископа дона Мартина Фернандеса, умершего в 1289 году.
Саркофаг приписывается тому же мастеру, который создал Белую Мадонну (La Virgen Blanca; я ее показывал в сообщении про саркофаг Ордоньо II).
Посмотрим ближе. Это средневековый подлинник.
(Тут в тимпане изображен Св. Мартин, отдающий плащ нищему; понятно, почему он тут рядом с Бичеванием Христа и Распятием: ведь имя погребенного Мартин.)
На этом закончим.
Выйдем на улицу и посмотрим еще раз на чудо архитектуры.