Музей Афьона

Sep 15, 2017 20:41

Оригинал взят у marmara_calypso в Музей Афьона



В музее турецкого города Афьонкарахисар собрана коллекция артефактов из 40 курганов и 20 фригийских городов, расположенных в его окрестностях. Здесь можно познакомиться с экспонатами разных эпох, начиная с халколита и заканчивая византийским временем, наследием хеттов и самих фригийцев, персов и римлян.

Одна из жемчужин местной коллекции - это саркофаг из Апамеи, обнаруженный во время строительства больницы прямо в центре Динара. Саркофаг конца 2-го в. н.э. вырезан из докимейского мрамора.







Расскажу немного об этом виде мрамора и об Афьонских мраморных каменоломнях вообще. Фригийский мрамор считается одним из самых лучших с древних времен, он очень ценился римлянами и по своей цене лишь немногим уступал знаменитому египетскому порфиру. Одна из самых известных каменоломен в 20 км от Афьона - Докимейон (совр. Исджехисар) действует и до сих пор, начиная с античных времен. На ее территории до нашего времени сохранились добытые в римский период мраморные блоки и вырезанные из них колонны.



Фото: Тургут Тархан (скан)



Фото: Тургут Тархан (скан)

Видов мрамора в районе Афьона добывается очень много. Самый известный из них назван в честь еще одной афьонской достопримечательности - каймака (сливок очень густой консистенции), с которым здесь готовят превосходный локум. Это абсолютно белоснежный, с сахаристой структурой мрамор - «Афьонский каймак». Так что если вас спросят, сколько видов каймака производят в Афьоне, вы можете смело отвечать, что два - сливки и мрамор).




Афьонские сладости с каймаком, по которому названа одна из разновидностей местного мрамора

Разновидности местного мрамора отличаются по своему цвету и рисунку, одни названия чего стоят: Тигровая шкура, Афьонская роза, Желтовато-белый мед, Фиолетовый баклажан… На этом изображении в интерьере, например, использован мрамор «Афьонская сирень» - белоснежный с сиреневыми прожилками.



Докимейский же мрамор, из которого сделан апамейский саркофаг, отличают красноватые пятна, которые, по легенде, являются пятнами брызнувшей на камень крови оскопившего себя фригийского бога Аттиса. В римскую эпоху мрамор из Докимейона вывозился даже в Африку, а в самом Риме он применялся на строительстве Форума Траяна. Для его транспортировки были проведены дороги длиною в 300 км - в Смирну (совр. Измир) и Никомедию (совр. Измит).

Саркофаг, конечно, абсолютно замечательный. На его углах - изображения богини Ники, на одной из сторон между фигурками Эротов запечатлена сцена поединка Ахиллеса и Пентесилеи, на другой, также между божками любви - встреча Персея и Андромеды.







Торцы украшают головы Медузы.




Мы встретим в музее и другие экспонаты из этого же докимейского мрамора, а пока пойдем дальше.

Вотивная стела.




Оссуарии.




Еще один саркофаг, завернутый в «пупырышки». Музей в скором времени собирается переезжать, и экспонаты начинают потихоньку упаковывать. Но это, конечно, дело не одного дня.




Находки из курганов.







Захоронения в кувшины-пифосы.




Обсидиан и орудия из кремня.




Каменные орудия.




Приспособления для плетения циновок.




Об упоминаемой мною ранее погребальной камере персидского периода из тумулуса Татарлы здесь лишь информация на стене (кликабельно). Саму камеру так пока и не выставили (хотя писали, что должны), ждут переезда в новый музей.




Надеюсь ее когда-нибудь все-таки увидеть, а пока покажу модель этой камеры.



Так в восстановленном виде выглядят рисунки на стенах камеры.





А вот как они выглядят на самом деле. Прекрасно сохранились и изображения, и дерево. И это 5-й век до нашей эры!



Витрина с печатями.




Идолы.




Голова Медузы и другие изделия из слоновой кости.







Различные сосуды.













Есть очень интересные и частью даже забавные.
















Глиняный саркофаг.




Мраморные статуи и саркофаг небольшого размера.













Вот на этой, неоконченной, из докимейского мрамора, отчетливо видны проступающие пятна «крови Аттиса».




Погребальные стелы.




Рельеф, греко-персидский период.




Пан и Аполлон.




Ножки стола и лёва.




Одна небольшая погребальная камера в музее все-таки выставлена.




Погребальная стела архаичного периода.




Керамические фигурки и статуэтки.







Ужасное стекло, надо сказать, в витринах музея, все бликует.













Эрот.




Еще один. Как-то он подозрительно на Буншу нашего Будду похож.




Мраморные статуэтки. Тут уже мы видим разновидность белого мрамора.




Артемида.




Кибела со своими животными - львами.




Почитали здесь и трехликую Гекату.










Снова Эроты.




Этот очень милый, а что за похожий на поросёнчика атрибут у него в руке, так и не поняла.







Статуэтка, изображающая лунного бога Мена.




Бог Аттис во фригийском колпаке.




И тоже с каким-то жабосёнком у ног.




Многие статуэтки и мраморные таблички с рельефами посвящены по обету тому или иному богу.










Аммия Александра посвятила Аполлону.




Сын Леандра, Аппас из Нанена, посвятил по обету Аполлону.




Голова Аттиса.




Скилла.




И многое другое.




























Следующие две статуи тоже носят посвятительный характер.

«Сын Александра, Артас из Миноса, хозяин статуи Зевса Бенния в Антеное, посвятил эту статую Геракла вместе с пьедесталом Аполлону».




«Неарх из Ламнеана, сын Секста, посвятил статую Асклепия Аполлону».




Алтарь, фригийский период.




Статуя Кибелы архаичного периода.




Погребальная урна.




«Здесь погребен Марион Атталион, проживший 22 года».




Игрушечные коняшки.







Украшения из бусин.




Фибулы.




Ручные весы.




Экспонаты времен позднехеттского царства.










«О Солнце, я, принц Тарта, с помощью Бога Грозы овладел городом … … вали, я, принц Тарта, посвящаю эту стелу Богу Грозы».




После осмотра залов музея перейдем в музейный сад, его я, как обычно, покажу отдельно.

(Продолжение следует...)

МУЗЕЙ, Турция

Previous post Next post
Up