Оригинал взят у
vladimirdar в
Крепостные стены Константинополя. Стена Феодосия - Пятые Военные, Святого Источника ворота. Часть 2.
Всего 103 фото
Мы находимся с вами в месте направления главного удара по взятию Константинополя османским султаном Мехмедом II. В первой части этой истории мы осмотрели Стены Великого Константинополя - Стену Феодосия от Бульвара Adnan Menderes, от станции метро Топкапы-Улубатлы до улицы Turgut Özal Millet Cd (имени президента Халила Тургут Озала). Сейчас же мы с вами вновь находимся у станции метро Топкапы-Улубатлы, в долине древней реки Ликос (каковой уж давно нет) и теперь повернем направо - в сторону Бухты Золотого Рога. К сожалению здесь Константинопольские крепостные стены не так впечатляющи как у Мраморного моря и все потому, что именно в этом месте Мехмед II сосредоточил весь свой военный потенциал чтобы захватить Великий Город. И именно поэтому этот участок Стен Феодосия не столь эффектен внешне из-за давнего тяжелого массированного артиллерийского обстрела городских стен. Они были в результате сильно разрушены и представляют сейчас не столь эстетический вид для глаз туриста. Но завершающая доблестная воинская история города, его Последняя битва, его Падение случились именно здесь.
Фото ниже снято с противоположной стороны бульвара Adnan Menderes. Стены Феодосия в перспективе уходят в сторону Шестого холма Константинополя к Золотому Рогу.
02.
Для ориентировки на карте держитесь русла реки Ликос. Стена Феодосия отрисована внешней сплошной двойной линией "с квадратными точками" и идет снизу вверх от Мраморного моря к бухте Золотого Рога. Старая стена Константина выделена пунктиром. Мы двигаемся "выше" вдоль стен Феодосия в сторону Пятых Военных ворот и далее...
03.
Выйдем за стены, чтобы увидеть их извне.
04.
Здесь нгекогда находилась крепостная башня.
05.
Это все что от нее осталось.
06.
07.
Как мы видим этот участок стены воссоздан недавно и практически заново (фото ниже).
08.
Город представлял собой в плане треугольник (карта выше), и основание этого треугольника с западной стороны защищала с суши стена длиной в четыре мили - стена Феодосия, проложенная через участок от Мраморного моря до Золотого Рога. Она ограждала Константинополь от любого предполагаемого штурма с суши. Немало важнейших событий в истории Города разыгралось близ столь замечательного сооружения. Стена, почти такая же древняя, как и сам Город, порождала ощущение неизменности мира Средиземноморья, вошедшей в легенды. Глазам любого, кто приближался к Константинополю через плоские Фракийские равнины, будь то купец или паломник, посол двора балканских государств или армия завоевателей, учиняющая грабеж, прежде всего открывалось чрезвычайно впечатляющее зрелище - стены, ограждавшие город с суши.
Башни сейчас на этом участке в самом удручающем состоянии, что совсем не удивительно.
09.
"...Стены то поднимались, то опускались в соответствии с волнистым рельефом местности по всему горизонту, образуя правильную непрерывную последовательность укреплений и башен. При свете солнца известняковые стены выглядят ослепительно белыми. По ним тянутся, словно шрамы, горизонтальные линии из ярко-красного ромейского кирпича; так же отделаны и бойницы для лучников...".
10.
11.
Сейчас мы вернемся за стены Константинополя и пройдем вдоль них.
12.
13.
14.
"Стены символизировали физическое существование обитателей Константинополя почти так же, как храм Святой Софии. Если эта церковь являлась воплощением того, как византийцы мыслили себе небеса, то стены служили им щитом против атак враждебных сил и находились под покровительством самой Святой Девы".
15.
"Во время осад постоянные молебны и шествия с несением Ее священных реликвий по бастионам воспринимались верующими как нечто куда более существенное, чем чисто военные приготовления. Подобные действа вызывали возникновение мощного духовного поля единения защитников. Платье Святой Девы, как считалось, хранившееся в церкви поблизости от Влахерн, имело куда более важное значение для отражения атак аваров в 626 году и русских в 860 году, нежели достижения военной инженерии".
16.
"...Люди наблюдали видения - ангелов-хранителей на бастионах. По приказу императоров во внешние поверхности стен вделывались мраморные кресты и доски с начертанными на них молитвами. Близ центральной точки стены имеется простой талисман. Слова на нем выражают глубочайшие страхи обитателей Константинополя. Они гласят: «Христе Боже, сохрани свой город в целости и защити его от войны, и умири ярость врагов»...".
17.
Несмотря на полуразрушенное состояние городских укреплений перед осадой османов, Константинополь по-прежнему оставался превосходно защищенным.
18.
19.
Среди многих причин того, что Византия существовала столько лет, неприступные укрепления столицы оставались фактором кардинальной важности. Ни один город в мире не располагался столь выгодно, как Константинополь. Его периметр насчитывал двенадцать миль - и на протяжении восьми из них его омывало море. С южной стороны его окаймляло Мраморное море. Быстрые течения и неожиданные штормы делали любую высадку здесь рискованным предприятием. Тысячу лет ни один агрессор не предпринимал в этом месте серьезной атаки.
20.
У турок какая-то необычайная любовь к автомобилям белого цвета, вот как например на фото ниже.
21.
Теперь мы проходим участок старой крепостной стены.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Мы приближаемся к Пятым Военным воротам.
Первая линия стен, построенная в 413 году, удержала гунна Атиллу, «бич Божий», от нападения на Город в 447 году. Когда она разрушилась в результате мощного землетрясения в том же году - тогда Атилла находился неподалеку, опустошая Фракию, - все население всколыхнулось. Шестнадцать тысяч горожан полностью отстроили стену заново с невероятной быстротой - за два месяца.
28.
Они не только восстановили постройку Анфемия в исходном виде, но и создали внешнюю стену с дополнительным рядом башен, бруствер для защиты и укрепленную кирпичами траншею - ров, дабы создать преграду, которую было бы почти невозможно преодолеть. Теперь с этой стороны Город защищала цепь из ста девяноста двух башен.
29.
Оборонительная система включала в себя пять отдельных поясов шириной в двести футов и высотой в сто футов, если считать от дна рва до верхушек башен. Завершение строительства увековечили подходящей к случаю хвастливой надписью: «Менее чем за два года Константин выстроил эти крепкие стены, совершив величайший подвиг. Сама Паллада вряд ли могла бы создать столь мощную цитадель столь быстро». Сами башни вздымались на высоту шестьдесят футов и состояли из двух помещений с плоской крышей, где можно было разместить орудия для метания камней и «греческого огня».
30.
Удивительно, но древние Пятые Военные ворота большей частью уцелели.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Пятые Военные ворта или Ворота Христа - находились на левом берегу реки Ликос, между Четвертым Военными воротами (с юга; не сохранились) и Харисийскими воротами (с севера) сухопутных стен Феодосия. Это средняя часть городского района Эксакионий. Ворота были фланкированы двумя квадратными башнями. Внешняя стена представляла собой небольшой барбакан, усиливающий их.
Гравюра с рисунка середины XIX века.38.
Справа на гравюре хорошо видны остатки барбакана (форт. сооружение для дополнительной защиты входа в крепость) внешней стены. Изображение замечательно передает качество древнего строительства: несмотря на аварийное состояние после землетрясений, правое крыло левофланговой башни продолжает удерживаться практически всей конструкцией, несмотря на обрушение левого, дальнего от зрителя крыла (сквозь разлом видны небо и деревья).
Сейчас от этих башем осталось очень мало их прежнего объема.
39.
Второе название Ворот получено по мраморному барельефу Спасителя на вмурованной плите над проездной аркой.
Сейчас ее конечно же нет.
40.
41.
По одной из версий, именно за кессоном у Пятых Военных ворот погиб император Константин Драгош.
По другой - за кессоном у ворот Святого Романа как уже упоминалось в первой части.
42.
В 450 году умирающего императора Феодосия II вывезли именно из Пятых военных ворот (затем, уже находясь в долине, он пал с лошади)...
Руины правой башни Пятых Военных ворот.
43.
44.
45.
Фундамент башни.
46.
47.
48.
Остатки левой башни Пятых Военных ворот.
49.
50.
51.
52.
Давайте взойдем на стену. Справа (на фото ниже) - вторая крепостная стена.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
А теперь сойдем со стены... продолжая перемещаться на север.
59.
Вокруг множество остатков фортификационных сооружений.
60.
61.
62.
63.
Один взгляд назад.
64.
И мы неуклонно продвигаемся на север вдоль внешних крепостных стен Константинополя.
65.
66.
Участок внутренней стены.
67.
68.
69.
70.
71.
В стене, ограждавшей Город с суши, имелось несколько ворот. Через некоторые можно было войти с пригородной территории по мостам, проложенным надо рвом. При подготовке к осаде мосты следовало уничтожить. В стене (в стенах башен) также находилось несколько боковых калиток - небольших дополнительных входов, - однако византийцы всегда помнили о том, какую угрозу эти ворота для вылазок представляли для безопасности Города, и пользовались ими с величайшей осмотрительностью. Вообще два типа ворот чередовались по всей длине стены, причем военные ворота имели номера, а ворота, использовавшиеся в невоенных целях, - названия.
72.
Тут были и врата Источника, получившие свое название в честь святого источника за пределами Города, и ворота Деревянного цирка, и ворота Сапожников, и ворота Серебряного Озера.
73.
А вот здесь интересно!
74.
Не исключено (пусть меня поправят) но этот небольшой акведук возможно и есть водовод от того самого Святого Источника находившегося за пределами города.
75.
76.
77.
78.
79.
Сейчас совсем рядом с этим мини-акведуком находится современный въезд за стену для автомобилей.
80.
Крепостные стены левее этого въезда.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
А здесь уже правее.
90.
91.
92.
93.
Сейчас мы заходим за стены города.
Крепостная стена от въезда слева.
94.
Крепостная стена справа.
95.
Основание башни.
96.
97.
98.
99.
Правее на юг - старинные ворота.
Возможно это и есть реальные Ворота Святого Источника.
100.
101.
Воторота Святого Источника - вид снаружи.
102.
103.
В третьей части мы пройдем до до площади Edirnekapı Kavşağı и Харисийских ворот.
Источники:
Википедия
Роджер Кроули. Константинополь. Последняя осада. 1453.
© Vladimir d’Ar, 2017
Часть перваяЧасть третья