Это - про замечательный, неповторимый Самолёт производства великой страны, Соединённых Штатов Америки:
А это - про ведро с болтами, слепленное на коленке тупыми быдлами из сраной Рашки:
В один и тот же день прекрасная
Лента.вру отличилась.
Кушайте на здоровье.
PS. Для тех, кто не в теме, вкратце:
В заметке Ленты.вру о проблемах F-22 (он же Раптор) сказано:
"Предыдущий случай потери F-22 произошел в ноябре 2012 года. Тогда самолет упал в лесистой местности во Флориде"
Но не уточнено, что "В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют права совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлётно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки."
Про Су-57 в заметке Лены написано:
"В декабре 2019 года потерпел крушение Су-57, который должен был стать первым серийным образцом Су-57. Тогда же в Китае Су-57 отказались называть истребителем пятого поколения, отнеся его к поколению 4+++.
Существуют несколько претензий к Су-57. Первая - фактическое игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность машины (для этого достаточно сравнить технологические припуски на американском и российском самолетах). Вторая - отсутствие серийного двигателя второго этапа, который должны получить все Су-57, в том числе и те, которые сегодня оснащаются установками первого этапа. Третья - отсутствие готовой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения для самолета."
Для сравнения,
претензии к Раптору (о которых у Ленты, разумеется, ни слова):
Технические происшествия
В мае 2012 года министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor.[70] Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине.[71] Согласно распоряжению, F-22 теперь не имеют права совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлётно-посадочных полос, чтобы, в случае необходимости, пилоты могли совершить экстренную посадку. При этом, как отмечает Defense News, полёты самолётов, базирующихся на Аляске, запрещены полностью, поскольку расположенные там базы сложны для экстренной посадки.
Решение о наложении жёстких ограничений на полёты F-22 было принято вскоре после того, как ВВС США перевели несколько таких истребителей на одну из баз в юго-западной Азии, а также после публичного заявления двух пилотов о том, что они отказываются летать на Raptor. 15 мая 2012 года подкомитет Палаты представителей США по военным ассигнованиям распорядился выделить 50 миллионов долларов на установку дублирующей системы обеспечения дыхательной смесью на истребители F-22.
Истребители F-22 с начала 2011 года находятся под действием ещё одного запрета - им нельзя подниматься выше 7,6 тысячи метров. Считается, что на этой высоте при возникновении признаков удушья пилот имеет возможность снизиться хотя бы до 5,4 тысячи метров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине. Кроме того, в 2011-2012 годах ВВС США несколько раз приостанавливали полёты F-22. В частности, истребители не могли подниматься в воздух с мая по сентябрь 2011 года[72].
ВВС США предпринимали попытки избавиться от неполадок с системой OBOGS с конца 2010 года. В ноябре 2010 года на Аляске разбился истребитель F-22 под управлением пилота Джеффри Хэни. По данным следственной комиссии, которую возглавлял генерал в отставке Грегори Мартин (Gregory Martin), причиной катастрофы стало неверное функционирование OBOGS, из-за чего Хэни начал испытывать удушье. При этом на погибшего пилота возложили ответственность за катастрофу.
В ходе проведённых проверок удалось выявить источник проблемы. По данным Пентагона, им оказался жилет, который носят пилоты, чтобы облегчить дыхание при пониженном давлении кабины F-22: при высоких перегрузках он слишком сильно надувался и мешал нормально дышать. В результате последовавшей в связи с этим модернизации, с целью обеспечения лучшего притока воздуха были произведены два существенных изменения. Во-первых, был заменён клапан в жилете, поддерживающем давление лётчиков: теперь он реагирует на смену давления в кабине и сдувается, когда в нём нет необходимости. А во-вторых, был увеличен объём воздуха, поступающего пилоту. Такое изменение стало возможно после удаления фильтра, определявшего наличие загрязнений в присутствующем в системе кислороде. При этом возможность загрязнения была исключена в принципе.
После получения гарантий того, что принятые корректирующие меры позволят свести к минимуму возникающие у пилотов F-22 признаки гипоксии, Пентагон одобрил запланированное ВВС последовательное снятие ограничений на полёты начиная с 24 июля 2012 года.
На стартовавших 4 декабря 2017 года в Республике Корея крупных американо-южнокорейских учениях ВВС Vigilant ACE истребитель-невидимка США F-22 не смог самостоятельно доехать до ангара после приземления, что потребовало вызова специального тягача. Военные США пока никак не комментируют инцидент. [73][74]
Лётные происшествия
Silk-film.png Внешние видеофайлы
Silk-film.png Видеозапись катастрофы YF-22A 25 апреля 1992 года
Похороны пилота Дэвида Кули, погибшего при падении F-22
По состоянию на ноябрь 2012 года, в лётных происшествиях было потеряно пять истребителей F-22 Raptor:
25 апреля 1992 года прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс. Пилот Том Моргенфельд не пострадал. Самолёт списан[75].
28 сентября 2004 года F-22A Block 2 (сер. номер 91-4003[76]), приписанный к 411-й испытательной эскадрилье 412-го испытательного крыла ВВС США, подвергся нештатным перегрузкам во время тестового полёта с двумя внешними топливными баками. Ограничение по перегрузкам было превышено после попадания в спутный след от F-16. Максимум не должен был превысить 7,3G, но достиг 11,7G. Были обнаружены проблемы в программном обеспечении контроля полёта. Самолёт совершил безопасную посадку, но никогда больше не взлетал[77].
20 декабря 2004 года в 15:40 F-22A Block 10 (сер. номер 00-4014[78]), приписанный к 422-й испытательно-оценочной эскадрилье 53-го крыла ВВС США, разбился при взлёте с авиабазы «Неллис», пилот катапультировался[78].
20 октября 2005 года в 20:30 F-22A Block 20 (сер. номер 03-4045[79]), приписанный к 27-й истребительной эскадрилье 1-го истребительного крыла ВВС США, должен был приступить к выполнению ночной тренировочной миссии. При запуске произошло попадание в правый двигатель предохранительной заглушки, имевшей надпись «удалить перед полётом». Ущерб составил 6,7 млн долларов[79].
10 апреля 2006 года в 8:15 у F-22A Block 20 (сер. номер 03-4041[80]), приписанного к 27-й истребительной эскадрилье 1-го истребительного крыла ВВС США, сработала индикация ошибки замка фонаря кабины. Спустя пять часов, после безуспешных попыток открыть фонарь, включавших в себя консультации с производителем Lockheed Martin было принято решение распилить фонарь силами пожарной спецтехники. Замена фонаря кабины обошлась в 182 205 долларов США[81].
11 февраля 2007 года 12 истребителей F-22 не смогли перелететь из США в Японию из-за возникших проблем с навигационным программным обеспечением (предположительно из-за пересечения линии смены дат посреди Тихого океана)[82].
25 марта 2009 года в 10:30 F-22A Block 10 (сер. номер 91-4008[83]), приписанный к 411-й испытательной эскадрилье 412-го испытательного крыла ВВС США, разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта[84], 49-летний пилот Дэвид Кули погиб[85][86].
16 ноября 2010 года в 19:40 F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125[87]), приписанный к 525-й истребительной эскадрилье 3-го крыла ВВС США, разбился в 160 километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта. Пилот - Джеффри Хэни - погиб[88][89]. Причиной катастрофы первоначально была названа ошибка пилота[90], однако детальное расследование установило, что в действительности имел место перегрев двигателя, который вызвал аварийное отключение системы кондиционирования воздуха (ECS) и бортовой системы генерации кислорода (OBOGS)[91][92]. Не распознав вовремя признаки удушья, пилот не успел активировать аварийную систему подачи кислорода и потерял сознание, следствием чего стало крушение. В феврале 2013 года был обнародован доклад Минобороны США, в котором давалось заключение по предыдущему докладу ВВС США: отмечалось, что первоначальная версия о допущенной пилотом ошибке была «поспешной» и «не подтверждалась фактами», что в докладе ВВС отсутствовало детальное описание механизма работы системы генерации кислорода[93][94][95].
31 мая 2012 года F-22A Block 10 (сер. номер 02-4037[96]), приписанный к 43-й истребительной эскадрилье 325-го истребительного крыла ВВС США, проехал юзом по взлётной полосе после попытки взлёта пилота-стажёра. Самолет не набрал скорость, необходимую для отрыва. Кроме того было преждевременно убрано шасси. Пилот получил незначительные травмы. Ущерб составил 35 млн долларов[97][98].
15 ноября 2012 года F-22A Block 10 (сер. номер 00-4013[99]), приписанный к 43-й истребительной эскадрилье 325-го истребительного крыла ВВС США, упал в лесистой местности около шоссе 98. Авария произошла во Флориде недалеко от авиабазы ВВС США «Тиндалл»[100]. Пилот самолёта успел катапультироваться[101][102].
7 декабря 2012 года F-22 получил повреждения при посадке во время мемориальной церемонии по случаю 71-й годовщины нападения на Перл-Харбор. Ремонт самолёта оценивается в 1,8 млн долларов[103][104].
14 января 2015 года F-22A Block 30 (сер. номер 07-4142[105]), к 90-й истребительной эскадрильи 3-го крыла ВВС США, развернутый на Гавайях для участия в учениях «Sentry Aloha», производил патрулирование базы «Пёрл-Харбор - Хикэм» в Гонолулу. После посадки самолёт загорелся. Пострадавших нет[106][107].
6 апреля 2018 года F-22, приписанный к 90-й истребительной эскадрильи 3-го крыла ВВС США, вылетел с базы ВВС США «Тиндалл» в штате Флорида. Во время полёта произошёл критический сбой одного из двигателей F119. Самолёт совершил безопасную посадку[108][109].
13 апреля 2018 года у F-22A, приписанного к 90-й истребительной эскадрильи 3-го крыла ВВС США, при взлёте с военно-морской базы «Фаллон» в штате Невада отказал левый двигатель. Пилот заметил проблемы уже после того, как убрал шасси. Истребитель пролетел порядка 500 м, после чего опустился на взлётно-посадочную полосу и «прополз» ещё порядка 1500 м. Пилот не получил травм и самостоятельно покинул истребитель после аварийной посадки. Самолёт пришлось эвакуировать с взлётно-посадочной полосы при помощи подъёмного крана[110][111][112].
10 октября 2018 года в 13:00 F-22A, приписанный к 3-му крылу, совершил аварийную посадку на аэродроме базы ВВС США «Эльмендорф-Ричардсон» на Аляске. При приземлении у самолёта сломалась левая стойка шасси и он накренился на левую сторону. В результате было повреждено крыло истребителя, а также нижняя часть фюзеляжа. Пилот не пострадал[113][114][115][116].
В 2011 году общий налёт F-22 превысил 100 000 часов[117]. С начала эксплуатации в ВВС США по октябрь 2015 года средний налёт на потерю составил 56 180 часов[118].
Критика
Отсутствие инфракрасных поисковых и трековых датчиков[119] делает F-22 «слепым» в инфракрасном диапазоне и лишает возможности поиска тепловых сигнатур самолётов противника. В полной мере этот недостаток проявил себя во время операций сил Коалиции в Сирии. Командир 95-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США, расквартированной на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, в интервью изданию Aviation Week рассказал[120], что F-22 не снабжён необходимым набором инфракрасных и оптических устройств, которые бы позволяли оперативно определять, чей именно самолёт находится вблизи в ночное время. Помимо этого F-22 лишён возможности самостоятельно передавать информацию через тактическую систему обмена данными Link 16, которую используют другие американские самолёты. В результате пилоты F-22 вынуждены передавать данные по рации[121], что моментально их демаскирует.
Также у F-22 отсутствуют радары бокового обзора, позволяющие направлять выпущенную ракету продолжая передачу данных сопровождения после отклонения более чем на 90 градусов от курса ракеты. Без такого радара F-22 будет вынужден сохранять курс на сближение с вражеским самолётом, становясь уязвимым для удара противника[122].