о плагиате в музыке

Dec 07, 2010 22:58

В связи с поднявшимся в блогосферах шумом о потыренных фотках, использовавшихся в известном фильме режиссером с известной фамилией и т.д. разговоров о плагиате, вырулила на статью - увидела у френда ссылку.

Первая часть статьи - собственно, об авторских правах, и в связи с этим автор переходит на тему о том, что борцы за соблюдения собственно этих прав - в частности, Макаревич - сами их, права эти, не уважают, а именно - получают деньги за песни, которые являются плагиатом с западных поп-композиций. Об этом, о музыке, а не о юридических тонкостях, и хотелось мне высказаться.

...мы сейчас говорим не о творчестве, а о продавцах сомнительного товара. О Макаревичах этих, которые хотят, чтобы люди платили пять-шесть раз за одну и ту же музыку - на концерте, на диске, на торренте, а также за исполнение "их" песни любым другим человеком и даже за пустые болванки.
При таком наезде на потребителя... возникает этот вопрос - а чем производители музыки платят за свои кражи? Логично выкатить ответные требования по качеству продукта, не так ли?
Значит, нужно и на стороне потребителя завести столь же масштабную и автоматизированную систему контроля качества. Параллельно с реестром "популярной музыки", по которому РАО собирается отчислять деньги с налога на болванки, должен быть создан реестр плагиаторов - в котором будет происходить противоположный процесс: понижение кармы краденой "попсе".


Сразу оговорюсь, что не статью мне хочется обсудить, которая стройна и смысла полна, и даже не часть статьи, которая называется Макароны с лавандой (собственно, о музыкальном плагиате). А конкретно перейти к теме заимствований в музыке и задать вопрос - люди, что вы понимаете под собственно плагиатом в музыке?

Когда к песне про эпоху нелюбви "машинисты" делают вступлением нечто, что моментально напоминает вступление к Personal Jesus - эту критику я еще понять могу (см. статью и ссылки на песни в ней). Такой же ритм. Очень похожая аранжировка. То же яростное долгое топтание на 1 и 3 ступенях лада. Всё вместе - вылитые депеша, одна из известнейших песен DM.
Но когда говорится о сходстве "Мир прогнется под нас" с "Let my people go" и т.п. - ???? А песня "Моя любовь" Би-2 почему-то считается копией с песни Вячеслава Быкова "Любимая моя".... на основании того, что подобный стиль использовали сотни тысяч попсарей, да и вообще, да, как же посмели такую свежую оригинальную последовательность аккордов товарищи из Би-2 себе забрать, они же совсем без фантазии и ума, им просто слабо додуматься пяти аккордов с заходом в соседний (параллельный) мажор - им непременно надо послушать ретро-фм, чтобы разродиться песней.

Ребята. Вся музыка, а особенно популярная, еще с баховских времен - музыка тональная. Т.е. на вот этих "трех аккордах" и небольших разновидностях их. Музыка для широких масс - романсы под гитару, всякие "сизые голубочки" в альбомах дев в начале 19 века, и далее, и до нынешних что попсарей, что рокеров, что зарубежных попсарей и рокеров- в массе своей, я не говорю о тех, кто действительно двигает музыку и пишет нечто прогрессивное!! - ВСЁ ОНО по сути на трех аккордах. Говоря языком профессионала - редко кто модулирует в тональности даже второй степени родства.

Думаю, представителям т.н. шансона - блатных песенных жанров - давно пора передраться из-за плагиата. Они же вообще в основном именно на трех буквально аккордах пишут. Даже в мажор из минора не вылезут. Что такое три аккорда, или почти три - это шевчуковская осень. Для ясности. Нет, я не против Шевчука, а наоборот, восхищаюсь, что из этих трех аккордов он сумел сделать хит.

И еще - 80 процентов попсы, т.е. этих самых тональных, песен - начинаются с мелодического хода по 1-2-3 ступени тональности. Или по 3-2-1. Или по 5-1. Или по 5-3-1. Или 1-3-5. Согласитесь, ступеней немного. Вариантов тоже. Если подумать, какое несметное количество музыки имеет право на защиту прав.

И последнее, ради прикола. В классе этак первом (!!!), а год это 1983, я сочинила мелодию. Тупую и простую. Эту мелодию мы потом взяли на заметку с подругой, когда нам надо было записать нечто в чиста-поп-формате. Только мы ее записали - и вдруг в ротации появилась песня одной группы, которая считается у нас РОКОМ, .... о боже. Если бы и правда нам удалось раскрутить с подругой песню - эти знаменитые рокеры могли бы судиться с нами из-за плагиата. Из-за того, что мы у них заимствовали мотив, ритм, мелодию. Знали бы они, что эта нетленка возникла у семилетней, шедшей по улице с мороженым,  девочки в голове, когда солист группы еще не родился, вроде бы даже так.

Потому что ТАКОЕ напевают даже дети, еще не зная ни одной ноты. Потому что ТАКОЕ крутится в голове постоянно в том или ином варианте и не требует творческих мук, а тем более - заимствования. Потому что такое может родиться одновременно у маленькой девочки в голове - и у двадцати "рокеров" независимо друг от друга, в разных городах. Потому что ЭТО строится на широко растиражированных элементах и на вечном, неубиваемом мажоро-миноре.

thebest, music, все самое

Previous post Next post
Up