https://www.facebook.com/aleks.tarn.1/posts/10205801924541671?fref=nf&pnref=story Вот, читайте, из статьи 1909 (!) года:
«Мы проглядели, что в пресловутом, и нас захватившем культе «святой и чистой» русской интеллигенции, которая-де лучше всех заграничных и супротив которой немцы и французы просто мещане, - что во всем этом славословии о себе самих, решительно вздорном и курьезном, гулко звучала нота национального самообожания. И когда началось освободительное движение и со всех трибун понеслась декламация о том, что «мы» обгоним Европу, что Франция реакционна, Америка буржуазна, Англия аристократична, а вот именно «мы», во всеоружии нашей неграмотности, призваны утереть им нос и показать настоящее политическое зодчество, - наша близорукость и тут оплошала, мы и тут не поняли, что пред нами взрыв непомерно вздутого национального самолюбия…
Может быть, мало на свете народов, в душе которых таятся такие глубокие зародыши национальной исключительности.
Русскому национализму не за что бороться - никто русского поля не занял, а напротив: русская культура, бессознательно опираясь на казенное насилие, расположилась на чужих полях и пьет их материальные и нравственные соки.
Для развития зародышей нет еще почвы, и она явится только в тот момент, когда среди народностей России подымется национальное движение всерьез, и борьба против русификации проявится не на словах, как теперь, а в фактическом разрыве с великорусскою культурой. Мы тогда увидим, кто наши могучие соседи и есть ли у них национальная струнка, и тогда, может быть, лучше поймем некоторые забытые страницы из Некрасова, Пушкина и Гоголя».
_________________________________________________________________________________________________________
Прочитали? Сказано еще ДО истребления российской интеллигенции большевиками, ДО ее массового бегства, ДО сталинских репрессий, добивших тех, кто не убежал, ДО последующих волн эмиграции, которые раз за разом уносили наружу те немногочисленные ростки, которые правдами и неправдами пробивались сквозь толщу жлобства и холопства. До всего этого, - в разгар "Серебряного века", на пике, на взлете, при пока еще живом, не побоюсь этого слова, Льве Николаиче ихнем Толстом. Но какая, однако, точность диагноза, какая безошибочная зоркость предвидения!