До недавних пор я практически не задумывалась о хамстве. Возможно, мне просто редко хамили. Я даже не знала какая у меня может быть реакция на откровенное хамство в мой адрес. Как выяснилось, у меня реакция железобетонная: я впадаю в ступор. И ничего не могу сделать, молчу и хлопаю глазами. И это очень обидно.
И тут со мной совершенно неожиданно случился тренинг о хамстве. Его проводила Оксана Марченко, директор ПромоАкадемии - одного из наших рабочих направлений. Изначально тренинг был предназначен для промоутеров, потому что по роду своей деятельности они очень часто сталкиваются с хамством. Недавно одну девочку-промоутера довели до истерики. Так как тренинг у промоутеров прошел на «ура», то его было решено провести и для основного персонала.
Как же бороться с хамством?
Существует несколько «золотых» правил поведения. Некоторыми из них я с вами поделюсь.
- не отвечать хамством на хамство. Если вам хамят - не поддавайтесь на провокацию и не вступайте в долгий и ненужный диалог. Очень хорошо сказал о таких ситуациях Иеремей Иоффе: "... никогда не спорьте с дураками, иначе опуститесь до их уровня, где они задавят вас своим опытом..." Оно вам надо?
- избежать конфликта помогает лишение человека анонимности. Стоит просто спросить у хамящего вам «А как Вас зовут? Ваша фамиля? Должность?» как он тут же стушуется и постарается сам сгладить конфликт. Следует помнить что у любого человека есть начальство, которому можно направить жалобу. Просто какой-то охранник супермаркета может позволить себе быть хамом, а охранник спермаркета №14 Сергей Иванов - уже не сможет нахамить безнаказанно.
- c хамом вести себя следует уверенно и с чувством собственного достоинства. Когда вы говорите с хамом вежливо, но твердо - у него происходит «разрыв шаблона». Ведь он готовился получить ответные оскорбления, а вы перетаскиваете его «на свое поле», и это залог успеха
- очень действенный способ «утренний туман» - соглашаться со всем что тебе говорят. Да, ты ленивый, неамбициозный и нелюбопытный тип. Через какое-то время хам просто замолчит, потому что не встретит сопротивления, вы ускользнете от него как утренний туман.
Или можно перефразировать, все что вы слышите в свой адрес, но предельно корректно и вежливо и самыми общими фразами.
Например, первая фраза:
Все люди разные, живут по-разному, интересуются разными вещами, по-разному реагируют на разные события. Как применяется эта фраза? Да очень просто. Вот несколько примеров.
- Ты чего это, мужик, грязными пальцами в мои помидоры тычешь?
- Разные люди по-разному проверяют спелость помидоров.
- Да ты мне весь товар перемял!
- К некоторым помидорам даже пальцем прикоснуться нельзя, сразу портятся.
- Вы абсолютно ничего не знаете, а денег хотите много.
- Некоторые люди очень высоко ценят уровень моей компетентности.
- Что-то я пока не заметил особой компетентности, а вот деньги плачу регулярно!
- Некоторые эффекты моей работы сказываются спустя значительное время.
А вот вторая универсальная фраза:
Некоторые устойчивые эффекты нашей работы можно обнаружить только спустя значительное время.
Добавим сюда, что разные люди по-разному способны обнаруживать эти эффекты, и что наверняка существуют специалисты, которые могут этому научить,
и перейдем к третьей фразе:
Товары разного качества обычно стоят разных денег.
Фраза удивительна своей очевидностью, и особенно хороша тем, что предоставляет партнеру самому найти ответ на мучающие его вопросы.
- Дорогой, почему за углом точно такой же телевизор стоит в два раза дешевле?
- Товары разного качества обычно стоят разных денег.
- - Способ «Дохлая собака». Если вы куда-то, например, опаздываете. А там, куда вы опаздываете, вас, например, ждет злой шеф (клиент, заказчик и тд) и вполне реальный скандальчик с предполагаемым оскорблением вашей личности - не стоит отчиваться. Есть способ этого избежать. Заходя в кабинет можно сказать «С каким же трудом я до вас добрался» или же «я пока к вам шел - видел дохлую собаку, это такой ужас». Вас, пережившего такой стресс, тут же станет немного жалко, и кричать на вас перехочется.
- - Знать свои права. Это очень помогает от хамства в «организациях», к сожалению у нас это очень распространенная практика. И чаще всего это происходит от того, что люди не знают к кому им надо обращаться, куда идти, что делать и самое главное - каких услуг и от кого они имеют право требовать. Поэтому знающие люди рекомендуют перед визитом в организацию не лениться, а потратить немного времени и подготовится, узнать структуру организации, какими законодательными актами регулируется ее деятельность и тд. В таком случае у служащих просто не возникнет возможности вам нахамить.
И напоследок, способ универсальный. Его можно использовать и для общения с коллегами, знакомыми, близкими людьми, отношения с которыми придётся продолжать, несмотря на их хамство. Есть шанс, что человек посмотрит на себя со стороны и переосмыслит что-то в своём поведении.
Итак, вам нахамили:
Комментируйте действия человека и свою реакцию, проясняйте причины. «Сейчас вы говорите мне обидные слова, для чего вы это делаете?» или «Вы улыбаетесь, но говорите неприятные вещи, я не знаю, как мне реагировать на ваши слова.»
Желаю вам только приятного и радостного общения с людьми.