Увидел на днях у Макаренко:
Click to view
https://olegmakarenko.ru/1627066.html Вообще-то содержание поста об архаичности мышления нашего народа не имеет прямого отношения к фильму. Однако тут ярко проявляется одна из российских черт ментальности - видеть "в чужой пизде соломинку, не замечая в своей бревна", как верно отметил А.С. Пушкин.
Дело в том, что история, показанная в фильме, скорее вполне уместна в России, а уж в СССР она вообще в порядке вещей была.
Сейчас все эти огэ, егэ существенно уменьшили возможность подобных конфликтов. А в советское время это усугублялось еще классовым подходом, интересами трудящихся, воспитанием национальных кадров и прочей лабудой. Подобные примеры, я и сам лично видел. А в советской России и СССР т.н. "позитивная дискриминация", когда в ущерб делу и учебе поддерживали нищих, дикарей, бестолковых баб было в порядке вещей.
___________________
Вот, отрывок из Воспоминаний белогвардейца Трушновича, окончившего медицинский в 1928 г.
Упомянутый мальчик из аптекарского магазина нетвердо знал арифметические действия. Я сам в этом убедился. И если бы в институте не было нескольких авторитетных и нетрусливых профессоров, он бы стал врачом наравне с другими. Но большинство профессуры, терроризированное ячейкой и студкомом, пропускало коммунистов, комсомольцев, агентов ГПУ и им подобных почти без экзамена. И только некоторые профессора не подчинялись воздействию коммунистов. Так, аптекарский мальчик сдавал общую патологию семнадцать раз, и каждый раз профессор Савченко гнал его после первых же фраз. Не буду приводить его ответы, так как знаю их в пересказе. Но ответы бывшего слушателя анатомического факультета Харьковского университета я слышал сам. На третьем семестре я был с ним в одной группе. Все кости скелета он знал превосходно, но анатомии мозга постичь не мог. По физиологии проваливался шесть раз.
Возмущенный таким “контрреволюционным” поступком профессора, он нахамил ему на улице, обратившись на “ты”, и нажаловался на него в ячейку. Ячейка вызвала профессора, который описал скандальные ответы и полную неспособность студента к дальнейшему обучению. Ячейка настойчиво, но вежливо попросила повторить экзамен, который тоже окончился провалом. Ячейка уже невежливо объявила профессору о решении назначить экзаменационную комиссию. В комиссию входило двое от студкома и ячейки, и декан, или помощник ректора по учебной части, как их называли.
- Во что превращается жир при нагревании?
Студент долго думал и не смог ответить.
- Ну, какой вид принимает жир? Сохраняется ли он в таком виде, какой имел до нагревания?
- Нет.
- Так во что же он превращается?
- В шкварки...
Ответ протоколируется.
- Что такое микрон?
- Это ведь по физике, вы меня по физиологии спрашивайте.
- Но вы ведь видели, что в физиологической лаборатории стоит микротом. Значит, он нужен и в физиологии.
Думает, не отвечает.
- Ну, большой он или маленький? Больше аршина или меньше? Или это весовая единица?
- Весовая...
- В таком случае, сколько он весит?
- Меньше четверти фунта, но точно не знаю.
Дальше экзаменовать профессор отказался. Но декан, боявшийся за свое политическое прошлое и за судьбу семьи, принял экзамен.
Подобных примеров я мог бы привести немало. Некоторые такого же уровня, но без партбилета, постепенно отставали и уходили.