Разговорился с одним товарищем о следующих высказываниях:
1. "...Собеседник представлял известную позицию, что режим, власть, да и сама государственность второстепенны, есть только «страна» (некоторая территория и ее население), где все «свои», и был озабочен, как бы это соотечественники в случае чего не соблазнились кинуть «свою» власть в угоду внешним силам. .."
2. "... стоило ли или стоит выступать против «своей» власти при поддержке ее внешних противников.."
3. "... Если со «страной» что и случится - то только по разумению и поведению самой «своей» власти, которая разберется со «страной» и без всяких внешних сил. ..."
Эти мысли высказал современный историк С.В. Волков:
http://salery.livejournal.com/123062.html Ну и в том же духе... Короче, говоря словами Ленина, - можно ли обратить войну империалистическую - в гражданскую?
Я бы тут вот над чем задумался: а есть ли у народа "моральное право" выступать с оружием в руках, да еще и опираясь на помощь другого правительства, ПРОТИВ "СВОЕЙ" ВЛАСТИ?
В феодальные времена этот вопрос так сказать не возникал. Народ был объектом, а отношения между князьями, феодалами, рыцарями, горожанами почти всегда можно назвать личными - господин-сюзерен, или равноправные договоры между личностями, родами, союзами и т.п.
Это находилось так сказать между личными, родовыми и государственными, включавшие в себя все эти элементы...
Ситуация меняется с 15-16 века приблизительно - мало помалу формируются централизованные монархии, а с ними вместе и современные государства, с их политическими, социально-экономическими системами, бюрократическими аппаратами и т.д.
Появляются у государств подданные, которые платят налоги уже не князю ЛИЧНО, а государству. У этих подданных свои права и обязанности. И государства их рассматривают поначалу почти как СВОЮ собственность.
В 17-18 вв. уже подходит и эра национализма вместе с "буржуазными революциями", когда у народа появляется уже не "родо-племенное" чувство общности, а национально-государственное.
А в конце 19- начале 20 вв. заканчивается промышленная революция, коренным образом меняется социально-экономический уклад. Появляются армии, основанные на призыве и всеобщей воинской повинности...
Тут-то и начинается эпоха предательств, "измен родине"...
Это не прежние феодальные отношения. Тут уже другое - появляются "враги народа". И человек, или группа людей, выступающие против "своей" власти, автоматически становятся "врагами народа"...
..............
Вот, что писал об этом Герцен в "Былом и думах", интересный момент есть:
//Я очень любил рассказы графа Милорадовича (о войне 1812 г.)....
Разумеется, что при такой обстановке я был отчаянный патриот и
собирался в полк; но исключительное чувство национальности никогда до добра
не доводит; меня оно довело до следующего. Между прочими у нас бывал граф
Кенсона, французский эмигрант и генерал-лейтенант русской службы. Отчаянный
роялист, он участвовал на знаменитом празднике, на котором королевские
опричники топтали народную кокарду и где Мария-Антуанетта пила на погибель
революции. Граф Кенсона, худой, стройный, высокий и седой старик, был тип
учтивости и изящных манер. В Париже его ждало пэрство, он уже ездил
поздравлять Людовика XVIII с местом и возвратился в Россию для продажи
именья. Надобно было, на мою беду, чтоб вежливейший из генералов всех
русских армий стал при мне говорить о войне.
- Да, ведь вы, стало, сражались против нас? - спросил я его пренаивно.
- Non, mon petit, non, jetais dans l`armee russe.
- Как, - сказал я, - вы француз и были в нашей армии, это не может
быть!
Отец мой строго взглянул на меня и замял разговор. Граф геройски
поправил дело, он сказал, обращаясь к моему отцу, что "ему нравятся такие
патриотические чувства". Отцу моему они не понравились, и он мне задал после
его отъезда страшную гонку. "Вот что значит говорить очертя голову обо всем,
чего ты не понимаешь и не можешь понять, граф из верности своему королю
служил нашему императору". Действительно, я этого не понимал.//
А я вот прекрасно понимаю графа и отца Герцена.