Прошлогодний свой пост. Еще год назад никому бы в голову не пришло, что в России опять будут еврейские погромы, причем в те же самые дни, что и в 1905 г.!
Напомню, последние были в Польше в 1946 г. и в Англии в 1947 г.
Сегодня День народного единства - архиверный праздник, введенный Путиным на втором сроке в 2005 г. вместо 7 ноября.
До революции нынешнее 4 ноября приходилось на 22 октября и это был выходной день - праздник Казанской иконы Б.М. с которой связывали освобождение Москвы от поляков.
Именно в эти дни в конце октября 1905 г. (18 - 24 октября по старому стилю, 31 окт - 6 ноября по новому) во время первой революции произошли основные еврейские погромы в России. События развивались так - в октябре началась всероссийская стачка, страна была парализована забастовками. В этих услових царь издает знаменитый Манифест 17 октября - первую россйскую конституцию. В крупные города известия о Манифесте приходят из-за забастовок телеграфа 18-19 октября. 21 октября был один из царских дней, тогда же была объявлена амнистия политзаключенным, попадавшим под действие указанного манифеста.
В общем и целом на революционные митинги и шествия наложились митинги стронников старого режима, приветствоваших манифест. Начались драки, столкновения, переросшие затем в погромы еврейских магазинов на центральных улицах городов. Впрочем, доставалось всем. Парализованная полиция часто разбегалась, губернаторы боялись пускать в ход армию и казаков.
Тогда же и в дальнейшем в организации этих погромов обвиняли правительство и черносотенные партии. Но, какая штука - правительство-то само боролось с выступлениями улицы, а партии черносотенцев смогли образоваться не ДО, а ПОСЛЕ манифеста.
Кстати, левая пресса потом обвиняла Союз русского народа в организации погрома, но факт состоит в том, что первые собрания этой партии прошли через месяц ПОСЛЕ погромов, причем союз эти погромы как противоправные действия сразу осудил. А где местные черносотенные партии успели образоваться ДО манифеста - погромов не было. Такой вот парадокс.
К тому же собственно еврейские погромы были на территориях украинских губерний, где местное крестьянское населеение восприняло манифест и революцию как призыв к безнаказанному грабежу. В великорусских губерниях собственно еврейских погромов почти не было. Были массовые уличные столкновения с жертвами, переросшие в погромы центральныхз улиц и погромщики уже не разбирали кто еврей, а кто нет.
Один дореволюционный писатель назвал эти события "погромы в дни свободы". Действительно, в недоразвитых обществах погром и свобода идут, так сказать, рядом...
______________
Но есть и разница - нынешние погром происходят в дни "несвободы" и небывалого закрчивания гаек даже со времен позднего СССР...