"Знаешь, почему я так завидую влюбленным? Я была бы счастлива, если бы кто-то знал меня по-настоящему: что я люблю, чего боюсь, какой пастой чищу зубы. Мне кажется, это было бы здорово..." Роуз Морган (к\ф "У зеркала два лица\ The mirror has two faces", 1996г.)
Иногда я прихожу домой - выжатая как лимон, с соответствующим скукоженным до неузнаваемости выражением желтоватого лица - вливаю в себя кружку чая, пережевываю кем-то заботливо сунутую под нос еду и отползаю в свою комнату. Потом я закрываю двери, натягиваю на себя безразмерный халат (тренировочные штаны, носки, майку, свитер - составные части могут меняться), укутываюсь в старый уютный плед и ныряю в другую реальность…. Открываю книгу и читаю - о любви. Или запускаю кассету и смотрю - о любви. Или загружаю журнал и пишу - (неужели догадались?) да-да-да, снова о любви…
Тема банальна, изношена до дыр, приелась до оскомины, опошлена до крайности - и все же она актуальна в любое время дня и ночи. И она - эта тема - всегда оставляет ощущение недосказанной сказки. Будто еще в далеком детстве бабушка пообещала поведать тебе перед сном историю о красавице-принцессе с твоим именем и о замечательном принце, которые, пройдя через десятки суровых испытаний, наконец, навсегда обретают свою любовь в финале!..
…Но что-то не срослось: бабушка заснула раньше тебя и сказку ты так и не услышала! Уже на следующий вечер она рассказала другую историю, напрочь забыв о принцессе с твоим именем («здравствуй, склероз!»). Потом, еще через день, она взяла в руки какую-то книжку, а через месяц поняла, что ты уже «взрослая девочка» и сказки не нужны тебе вовсе.
И вот нынче ты сидишь на диване - в растянутых на коленках трениках и в застиранной футболке на босу грудь - и ждешь… Ведь вроде уже и принцев перевидала немеренно, и испытаний прошла тысячи, и бабушка уже давно как померла, да и девочка ты уже не то, чтобы просто взрослая, а скорее даже великовозрастная - а сказки как не было, так нет.
Ладно-ладно… Скажите, не тот прикид для принцессы? - И будете не правы. Вспомните Золушку, Ослиную Шкуру, Гадкого Утенка... Обожать женщину, когда она напомаженная, ухоженная и при параде - проще простого! А когда я безрезультатно борюсь с простудой вторую неделю - так что отекают нос, глаза и попа (последняя - от вынужденной обездвиженности) - я уже не человек что ли?.. Ведь от этого мне не меньше, чем остальным, хочется, чтобы кто-то подошел, погладил по голове, подал платок (всплакнуть или высморкаться), скомкал в крепких мужских объятьях и выдохнул в макушку: «Все будет хорошо, Валька. Все будет хорошо - вот увидишь». А потом взял меня в охапку и унес на край света!.. - Хотя с ношей под 70 кг далеко не убежишь… Так пускай доковыляет хотя бы до ближайшей кровати - и я уже почувствую себя Дюймовочкой!..
И вовсе не нужно мне поверженных драконов (куда их складывать?) или высоких замков (я в своей-то комнате с трудом прибираюсь раз в неделю) - мне вполне достаточно обычного человеческого тепла и участия. Принц - не тот, кто был с тобой в минуты сражений и упивался собственной храбростью и добродетелью, а тот, кто остался после оных - и не увяз в быту и рутине. И не позволил увязнуть в них тебе...
Настоящие подвиги и чудеса совершаются каждый день - они в купленных возле метро цветах, в приготовленном по маминому рецепту ужине, в неожиданных звонках из серии «я соскучился», в обведенных красными кружочками датах на календаре, в скрипе старенькой пружинистой кровати и в отпечатках мокрых пяток на кафеле ванной - 36-ой и 41-ый размер…
А ожидание сказки, запрограммированное в нас еще с раннего детства - всего лишь самая большая ошибка и самая большая заслуга наших бабушек.
PS. В списке моих любимых фильмов есть одна замечательная мелодрама, которую я хотела бы всем настоятельно посоветовать: «У зеркала два лица». Там отличный состав актеров (Барбра Стрейзанд, Джефф Бриджес, Пирс Броснан, Мими Роджерс) и веселый сюжет. Но больше всего мне нравятся монологи главной героини - Роуз Морган, профессора литературы Колумбийского университета. Я приведу здесь отрывок одной ее лекции, в конце которой она заслужила аплодисменты студентов… А вы уж для себя решайте - смотреть фильм или нет…
"…Мне вдруг пришло в голову, что этот ритуал, под названием «свадьба», на самом деле ни что иное, как финал волшебной сказки. Нам никогда не рассказывают, что было потом. Нам не говорят, как Золушка свела принца с ума своим вечным стремлением добиться в Замке идеальной чистоты - потому что она скучала по своей работе. Нет. Нам никогда не говорят, что было потом, потому что потом ничего не было.
Самым главным для чувственной любви был и остается… брак! Но так было не всегда. Приблизительно в 12 веке существовало такое понятие, как «рыцарская любовь» - любовь, не имевшая ничего общего ни с браком, ни с сексом. Обычно так называли любовные отношения между рыцарем и придворной дамой, которая уже была замужем. А значит, они не могли рассчитывать на брак. Таким образом, они вынуждены были подняться выше обыденных - «кто кого опередить в ванную» - отношений. Они стремились к чему-то более божественному… они изъяли секс из уравнения, и то что осталось было союзом двух душ.
Секс всегда был смертоносным любовным зельем. Возьмем хотя бы литературу тех времен: Ланселот и Гвеневера, Тристан и Изольда... Осуществленная страсть вела лишь к безумию, отчаянью, смерти.
Психоаналитики, ученые мужи и моя тетя Эстер в один голос твердят, что истинная любовь должна быть духовной. В то время как чувственная любовь не более чем ложь, иллюзия, современный миф, бездушное манипулирование. Кстати о манипулировании… Например, мы идем в кино, видим, как на экране целуются любовники, играет красивая музыка и мы верим, так? И когда потом мой парень провожается меня до дома и целует меня на прощанье, а я не слышу музыки в голове - я его бросаю?..
Но почему же мы верим? А мы верим потому, что как это ни назови - мифом, манипулированием - нам все равно хочется влюбиться, правда?.. Почему? - Потому что это состояние как будто пробуждает нас ото сна: все наши чувств обостряются, эмоции усиливаются, обыденная реальность разбивается вдребезги и мы взлетаем под небеса! Пусть это длится одно мгновенье, час, день - разве это имеет значение? Ведь остаются воспоминания, которые мы будем лелеять до конца своих дней.
Недавно я прочитала одну статью, там было написано: «когда мы влюбляемся, то слышим музыку Пуччини». Мне понравилось… Мне кажется это потому, что его музыка прекрасно выражает тоску по страсти в наших жизнях, по романтической любви. И слушая «Богему» или «Турандод», или читая «Грозовой перевал», или смотря «Касабланку», мы чувствуем в себе отголосок той любви.
Итак. Последний вопрос. Почему люди мечтают о любви, хотя она так мимолетна и может принести столько боли? Как вы думаете?
- Она необходима для продолжения вида.
- С точки зрения психологии мы нуждаемся в контакте с другим человеком.
- Потому что мы культурно эндоктринированны.
…Хорошие ответы, но уж больно заумные для меня… Мне кажется потому, что, как некоторые из вас уже наверное знают, пока это длится - это чертовски здорово! Вот почему."