Белорусский Свободный театр не может вернуться домой (Wall Street Journal)
Белорусский Свободный театр не может вернуться домой. Если члены труппы вернутся в Беларусь, есть вероятность, что они будут арестованы. Театральная труппа прибыла в Нью-Йорк для участия в фестивале экспериментальных театров Under the Radar, который был организован благодаря стараниям Public Theater и Американского ПЕН-клуба. Для того, чтобы выступить в Нью-Йорке, Белорусский Свободный театр должен был незаконно, скрываясь, покидать страну.
Художественный руководитель Public Theater Оскар Юстис объявил на бенефисе, который был организован совместными усилиями драматургов Тони Кушнером и Томом Стоппардом, что труппа будет выступать в Чикаго в феврале. Там им будут содействовать Goodman Theater, Северо-Западный университет и Лига Чикагских театров.
Компания выступила со спектаклем «Быть Гарольдом Пинтером» на бенефисе в Public Theater. Эта работа, которую адаптировал и режиссировал Владимир Щербань, объединяет отрывки из пьес Пинтера и его речи во время вручения Нобелевской премии. Все представление пронизано чувственной телесностью, демонстрирующей примитивное уродство насилия. В одной из сцен, приглашенные артисты, такие как Лу Рид, Кевин Клайн, Мэнди Патинкин, Лори Андерсон и Олимпия Дукакис, читали отрывки из писем политзаключенных в Беларуси. Public Theater и Amnesty International организовали также мирную акцию протеста возле представительства Республики Беларусь при ООН.
Том Стоппард созвал встречу ПЕН-клуба в клубе «Ле Пуассон Руж». По его словам, он знает эту театральную компанию уже пять лет, и наблюдать за их целеустремленностью и настойчивостью было делом поистине вдохновляющим.
Однако плохие новости продолжали сыпаться. Как нам рассказала директор театра Наталья Коляда, в тот же день муж одной из актрис был арестован в Минске.
Коляда основала Белорусский Свободный театр в 2005 году вместе со своим мужем, Николаем Халезиным, арт-директором и продюсером театра. Они привезли в Нью-Йорк два спектакля, «Быть Гарольдом Пинтером» и «Зона молчания», в рамках участия в фестивале альтернативных театров Under the Radar. Выступления проходили с полным аншлагом в театре La Mama в течение двух недель.
Месяц назад Александр Лукашенко вновь стал президентом Беларуси, по мнению международных наблюдателей, сфальсифицировав результаты выборов. С тех пор он проводит политику массового подавления своих оппонентов, арестовывая и задерживая сотни активистов и журналистов.
На встрече американского ПЕН-клуба были выступления скрипачки Ивы Биттовой, Дона ДеЛило, Эдгара Лоуренса Доктороу и непосредственно самого Свободного театра, была показана абсурдная политическая драма (в главной роли Билли Крадап), в которой следователь, работающий при репрессивном режиме, настаивает, чтобы адвокат-правозащитник, ссылаясь на пытки, употреблял слово «пицца». В финале, Стоппард, автор пьесы, прочитал авторскую ремарку.
Одним из открытий вечера стало прочтение Томом Стоппардом письма от известного американского актера белорусского происхождения Майкла Дугласа.
Белорусский Свободный театр показал третью часть своей постановки «Зона молчания», названной «Цифры». В ней актеры сопровождали театральным действием ужасающие цифры белорусской статистики. В одной из сцен актриса танцует народный танец в национальном костюме, а затем раздевается до бикини, в то время как проектор отображает субтитр о том, что «тринадцать модельных агентств, в сотрудничестве с Министерством культуры Республики Беларусь, продавали молодых белорусских женщин в сексуальное рабство».
Гвен Орел, Wall Street Journal, 21 января 2011