За Кругобайкальской железной дорогой давно закрепилось красивое сравнение с золотой пряжкой на стальном поясе России. Для тех, кто не знает - она проходит в самом живописном месте - по берегу нашего красивейшего и богатейшего озера Байкал в Сибири. Пешее путешествие займет дней пять, водное, на байдарке, например, дня три, а на электричке - один день. Независимо от времени года, это место дарит яркие, и ни с чем не сравнимые впечатления. В последний раз я ездила по КБЖД осенью - очень красивое, благодатное время.
По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Сейчас на КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 метра, 15 каменных галерей общей длиной 295 м (используется только пять), три железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Тоннели и каменные галереи Кругобайкальской железной дороги уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.
Круглый год здесь курирует туристический поезд «Кругобайкальский экспресс». Спрос туристов на путешествие по исторической дороге высок - многочисленная делегация гостей из Китая, иностранные туристы, москвичи и местные жители. На самой продолжительной стоянке спортивные немцы с рюкзаками изучали склоны гор; томные москвичи, позируя, принимали солнечные ванны; а неутомимые китайцы, до зубов вооруженные мощной фототехникой, открыли фотоохоту на пейзажи такой красоты, которая им и не снилась!
Длина самого короткого тоннеля на КБЖД - 35 метров. Романтики, а скорее, туроператоры, дали ему название «Тоннель желания» и придумали традицию: если пробежать по нему, задержав дыхание и загадав желание, оно обязательно сбудется.
Самый длинный тоннель КБЖД - Половинный. Он находится как раз на середине пути от порта Байкал до станции Слюдянка и имеет протяженность 777,5 метра. Для того чтобы пройти его пешком, потребуется около 20 минут. Зато он совершенно прямой. Поэтому на входе виден обманчивый свет в конце тоннеля. Строительство Половинного датируется 1902-м годом. Торопясь закончить работы в срок, строители Кругобайкалки жили под открытым небом или в небольших времянках. Стройка стала массовым захоронением рабочих, погибших при взрывных или строительных работах, переправах через Байкал, различных железнодорожных авариях и т. п. С ноября 1901 года по апрель 1904-го на строительстве произошло 1833 несчастных случая
Это визитная карточка КБЖД - «итальянская» стенка находится на станции Шумиха. Над проектом работал итальянец по фамилии Феррари. Стенка выложена ровными рядами тесаного камня с восемью арочными нишами, которые устраивались для экономии кладки. За все годы существования КБЖД «итальянская» стенка ни разу не подвергалась ремонту. Каждый турист, пришедший сюда пешком, приехавший на велосипеде или на Кругобайкальском экспрессе, считает обязательным прислониться к нише и сделать фото на память
Водонапорные башни строили для обслуживания паровозов, которые работали на воде. От башен остались одни руины. Туристы, конечно же, находят привлекательность и в них, фотографируют, играют со светом и фактурой...
Путешественникам, конечно же, нравятся летние и осенние пейзажи КБЖД, тоннели, которые обильно поросли растительностью и от этого приобрели живописные виды (висячие сады Семирамиды_), или зимние галереи, с промерзших потолков которых свисают сосульки. И мало кто понимает, что все это свидетельствует об упадке, а тоннелям, галереям, мостам и виадукам требуются ремонт и реставрация.
Советую хотя бы раз в жизни посетить это красивое место, посмотреть на байкальские просторы в обрамлении исторической архитектуры, возведенной ценой тысяч человеческих жизней, полной грудью вдохнуть запах славного озера-моря и впитать в себя его силу.