Жыстачайшай барацьбы псто

Nov 18, 2012 22:27

Originally posted by olga_abramova at ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ИЛИ О ЧЕМ УМОЛЧАЛО «РАДИО «СВОБОДА»

Прочитала в «НН», что телеканал «Белсат» работает уже 5 лет. И вспомнила, что моему блогу в ноябре - тоже 5 лет. Не думала, что этого увлечения хватит так надолго.
Кстати, заочно могу ответить на вопрос, заданный журналистом директору «Белсат», смотрят ли этот канал чиновники высокого ранга в Беларуси. Регулярно многие чиновники и депутаты читают «Белпартизан» и «Хартию-97». «Белсат» смотрят, когда срочно нужно получить визуальную политическую информацию общереспубликанского значения. Известно, что госканалы сильно проигрывают в оперативности освещения неофициальных событий.
Например, члены ЦИК смотрели прямой репортаж канала «Белсат» с площадей Минска вечером 19 декабря 2010 года. Об этом знаю от очевидца просмотра, который поблагодарил меня за суждение о непричастности ЦИК и ее председателя к практике фальсификаций выборов в стране. Мы с ним случайно пересеклись в библиотеке.
Действительно, вечером после окончания президентских выборов в студии телеканала «Белсат» в Варшаве вместе с Манаевым, Шереметом и Подголом я участвовала в обсуждении итогов прошедших выборов. Как раз тогда я и обронила замечание о том, что из госпожи Ермошиной сделали козла отпущения, возложив на нее основной груз ответственности за фальсификации на выборах.
Говорила я и о том, что фальсификации организуются во многих участковых, а иногда - и в окружных комиссиях, но не в ЦИК. Если эта инстанция и повинна в чем-то, так это в неправомерной регистрации тех кандидатов в президенты, что не собрали 100 тысяч подписей. Но за это юридическая ответственность не предусмотрена. Налицо - т.н. «дырка в законе».
В самом деле, не мог же законодатель помыслить, что возникнет ситуация, когда в интересах власти будут регистрировать для участия в выборах даже заведомых аутсайдеров. Делается это, чтобы создать видимость конкуренции или «разогреть» явку. Ну, а в благодарность за участие претендентов-неудачников принято убирать из парламента или запихивать в тюрьму. Мавр сделал свое дело…
Но тогда я не знала, что доказательство фальсификации выборов-2008 по крайней мере по одному округу было передано иностранным наблюдателем лично госпоже Ермошиной. После возвращения из Варшавы в конце декабря 2010 года я встретилась с этим наблюдателем и спросила, куда он дел добытые им 2 года назад компрометирующие власть документы. И тот ответил, что передал их Лидии Михайловне.

Хронология событий
Июнь 2008 года - получаю приглашение на встречу с замглавы Администрации президента Н. Петкевич. Вместо ожидаемого обсуждения ряда рабочих вопросов на этой встрече меня информируют, что власть, а не избиратели будут решать, кому быть депутатом в Калиновском округе.
Неделей позднее - вместе с другими депутатами от Минска получаю приглашение к мэру Павлову. На этой встрече Павлов говорит о ротации депутатов, не понимая, что депутатов «ротируют» только избиратели. Добиваюсь словесных «гарантий», что несогласный с «ротацией» планово с выборов снимать не будут.
Июль 2008 года - сбор подписей и регистрация кандидатом. На этом этапе мне отказывают в выдвижении 2 трудовых коллектива, которым ранее я помогала в решении многих вопросов. На коллективы оказывают давление многие чиновники. Тогда же пытаются давить на моих сборщиков подписей, деморализуя их утверждением, что депутатом мне не быть.
Сентябрь 2008 года - период предвыборной агитации и выборов. 5 руководителей коллективов моего избирательного округа не дают возможности встретиться с людьми, несмотря на письменное обращение. Делается это в нарушение действующего законодательства, закрепляющего право на отчет действующего депутата перед избирателями. Обращалась я только к тем руководителям, которые собирали коллективы для встречи с кандидатом от власти.
День выборов - в полночь на телеэкране появляется председатель ЦИК и сообщает, что не может пока огласить итоги выборов по стране, поскольку в моем и еще одном избирательном округе Минска продолжается подсчет голосов (?!).
Только через полтора часа она вновь появляется перед телезрителями и сообщает о победе провластных кандидатов.
Через несколько дней после выборов, но точно после истечения срока подачи «апелляции», ко мне приходит иностранный наблюдатель и предлагает мне придать огласке факт наличия двух копий одного и того же итогового протокола голосования, но с разными цифрами. Отказываюсь.
Конец декабря 2010 года - тот же наблюдатель после президентских выборов-2010 рассказывает, куда попали скандальные копии протоколов. На уточняющие вопросы осторожно говорит, что уже «все забыл».
7 сентября 2012 года звоню корреспонденту «Радио «Свобода» Калиновскому и предлагаю срочно встретиться, чтобы рассказать, как проходили выборы-2008 в моем избирательном округе. 8 сентября уезжаю на 2 недели на отдых с мужем. Связи с интернетом не имею.
10 сентября 2012 года выходит очень сокращенная версия нашей беседы с Калиновским на сайте «Радио «Свобода», которую перепечатывают оппозиционные сайты и газеты. Основной лейтмотив комментариев: что же она так долго молчала? Может, в стране все было бы уже иначе!
Специально для читателей блога - полная версия моей беседы с журналистом. То, что не опубликовано.

Мотивы моих действий
Участвовать в выборах 2008 года я заранее не собиралась. Хотя при этом работала в округе с полной отдачей, как и всегда. Достаточно сказать, что вела 5 приемов граждан в месяц вместо одного. Постоянно поддерживала обратную связь с активом ведущих общественных организаций, зарегистрированных в округе, проводила встречи с общественностью, переписывалась с руководством по поводу предлагаемых мной законодательных новаций, организовывала конференции по профильным вопросам для избирателей… Так что к выборам-2008 я подходила с большим социальным капиталом. Только в последний год перед выборами мои избиратели приветствовали такие мои действия, как выступления и голосование против отмены льгот, одной из всех депутатов; предложение правительству о льготном проезде для пенсионеров в дачный период; завершение работы над инициированным мной законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
Неудивительно, что за меня планировали голосовать около 80% тех, кто собирался идти на выборы. И что активисты общественных организаций стали добровольными мультипликаторами идеи продвижения меня в парламент. Агитировали во дворах, в магазинах, в транспорте… Причем без всяких просьб с моей стороны. Так что в 2008-м году я могла бы проиграть выборы только Лукашенко.
Но участвовать в выборах я решила лишь после того, как в апреле 2008 года скоропостижно умер мой младший брат. Надо было чем-то занять себя, полечить тоску. Некоторое значение имели и просьбы тех избирателей, чьи проблемы я помогала решить, но чьи дела находились в стадии рассмотрения. Они боялись, что другой депутат так активно помогать им не будет.
После пресловутой встречи с Петкевич я почувствовала себя оскорбленной. В отличие от многих, меня на руках в парламент никто не вносил. И решение участвовать в выборах всегда было только моим решением. Отношения «сюзерен - вассалы» всегда было мне отвратительно.
Нет, я конечно никого никуда не посылала. И даже имитировала общение, преследуя только одну цель: не быть снятой с выборов досрочно. А по подписям снять с выборов можно любого (поэтому и хотела подстраховаться выдвижением через трудовой коллектив, раз в законе есть такое право).
На что я рассчитывала? На моих избирателей, чье мнение через социологию мне было уже известно. А социологию я всегда заказываю по одной схеме через посредников, так что интервьюеры никогда не знают, на кого работают и не стараются угодить заказчику. Правда, опросник делаю сама.
Еще я надеялась, что сумею найти ресурсы на организацию качественного наблюдения. Это дорого, но эффективно. У меня на каждом участке всегда было 3 уровня наблюдения: на участке - 2-3 человека, а также возле стенда с информацией о кандидатах и на подходах к участку снаружи, чтобы пресечь незаконную агитацию или подкуп избирателей (бывало и такое). И у меня без подмены ни один наблюдатель в туалет не отходил, не то чтобы пойти покурить… Объезд участков с контролем наблюдателей проводился в непрерывном режиме. Не говоря уже о работе через мобильники, а ранее - пейджеры. Еще мы подвозили наблюдателям обеды.
Зато качественное наблюдение на всех этапах голосования на 90% гарантирует неискаженный результат. В тот раз денег на наблюдение я не нашла. Наверно, плохо искала. Не было куража.
К выборам я подошла в тяжелом моральном состоянии. Каждое утро не хотелось вставать с постели. Одолевали тягостные мысли: зачем все это?
Перед самыми выборами у нас погибло любимое домашнее животное. 3 дня спасали (и 3 ночи), но не спасли. Ну, тут у меня вообще опустились руки. Слишком много для одного человека…
А за неделю до выборов меня через моего помощника стали доставать непрерывными звонками с ОНТ. Настойчиво приглашали в прямой эфир по подведению итогов выборов. В последний раз очередной сотрудник ОНТ даже выразил недоумение, как это я могу отказываться, когда все согласовано на уровне президента.
Как я понимаю, это был тест на лояльность. Если приду, склонюсь, - значит, пригодна для поста на госслужбе. Что-то вроде проверки унижением.
Уже из студии послевыборной программы «Выбор» звонила Жанна Гринюк и вновь уговаривала меня придти. Конечно, действовала она не по своей инициативе. Правда, вот этот эпизод я журналисту не рассказывала. Забыла.
Через несколько дней после выборов пришел с визитом тот самый иностранный наблюдатель. Он приезжает в Беларусь на все выборы, начиная с 2000-го года.
О протоколах он поведал в конце, а прежде рассказал, что лично видел мое большое преимущество при подсчете голосов, поданных в день основного голосования. То же подтвердили и наблюдатели от БХК на моем округе. Этот же наблюдатель провел в период активного голосования часовой опрос на выходе из участка в здании академической библиотеки. По его словам, из каждых 4-х голосовавших 3 голоса были отданы за меня.
На тот момент у меня была высокая температура, и я с трудом перенесла его визит. Мне было не до оспаривания результатов выборов. Ни морально, ни физически. Да и сроки были упущены.
Результаты «выборов» меня устроили. Я не хотела больше быть депутатом в таком парламенте.
В последующем я не поднимала вопрос о качестве выборов, потому что сохраняла небольшую надежду на активизацию участия Беларуси в «Восточном партнерстве». Кроме того, в 2009-2011 годах моя мама перенесла ряд тяжелейших болезней - рак, операцию, острый панкреатит с 5-дневной реанимацией. Выхаживала ее я. Как вы думаете, мне было до восстановления исторический справедливости?
И только когда в ходе парламентских выборов-2012 я увидела ряд нарушений избирательного законодательства со стороны ЦИК, наглую игру в одни ворота, я решила усилить позиции проигрывающей стороны и попытаться усовестить власть. Поэтому и пригласила журналиста для беседы.
К сожалению, журналист сместил акценты в моем рассказе, сократив текст, а кое-где и прямо исказив ход событий. Спасибо ему за публикацию, но не за изображение меня оппортунистом. Может, это получилось из-за дефицита места на сайте?

Прощание славянки
…По истечении 5-ти лет могу признаться: я завела блог, чтобы как-то очеловечить образ политиков в глазах далеких от этой сферы людей. Отчуждение людей от власти и от политики зашло в нашей стране слишком далеко.
Я пыталась ввести читателей в лабораторию принятия политических решений. Конечно, на том уровне, на котором имела возможность это наблюдать.
Адресатом моего блога в первую очередь были молодые политики и студенты-политологи. Я, прежде всего - преподаватель. А мы всегда хотим поделиться знаниями.
Политические блоги - это уже артефакты. Они скажут о времени все.
В блоге было много «я» и мало «мы». Это потому, что мне хотелось очеловечить политический процесс. И потому, что люди больше склонны доверять ссылке на личный опыт человека, его ошибки и победы. И потому, что я так и не нашла в стране своей команды, соответствовавшей моей системе ценностей. Центристской, социально-либеральной организации в Беларуси до сих пор нет.
Не знаю, будет ли у меня время вести блог дальше. На всякий случай прощаюсь. Спасибо вам за долготе6рпение и внимание.
Искренне ваша, Ольга Абрамова
Previous post Next post
Up