Можно ли сделать супер-шоу в Беларуси, как компьютер заменяет рок-н-рольщикам наркотики и какая композиция "Медового месяца" Yellow Brick Road - самая сладкая, в интервью "Еврорадио" рассказали музыканты группы Дмитрий Хламов и Евгений Суховей.
ШОУ, КОТОРОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО У БЕЛОРУССКИХ ГРУПП
Еврорадио:Дима, в прошлом интервью Еврорадио ты пообещал, что осенью сделаешь супер-шоу. Удается ли тебе выполнить обещание?
Дима: Да, с того самого интервью все и началось! Мы очень долго готовились и, наконец, нашли в себе силы и средства, чтобы это осуществить. Мы хотим сделать не просто концерт, а интересный концерт, которого, пожалуй, еще, не было у белорусских групп.
Еврорадио: Чего ждать на концерте?
Дима: Мы хотим сделать то, что видели на DVD-концертах наших любимых групп. И теперь это будет в Беларуси! Естественно, это будет свет! Естественно - дополнительная сцена, декорации, приглашенные музыканты, видео-инсталляции. А уже как это будет - стоит придти и увидеть!
EMERGENZA FESTIVAL В БЕЛАРУСИ
Еврорадио: Что за агентство ты открыл?
Дима: В данный момент я являюсь организатором одного из первых в Беларуси фестивалей-конкурсов ( до нас был еще "THE GLOBAL BATTLE OF THE BANDS") Emergenza Festival, на который подали заявки уже около 500 групп.
Еврорадио: Такой интерес?
Дима: Да, классно! Международный фестиваль! Но когда доходит до того, что вот, ребята, приедьте, давайте заключим договор - начинается тупач и мне кажется, это очень большая проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся в нашей стране. Да-да-да, у нас есть силы зайти на сайт и зарегистрироваться, но вот довести дело до конца… До этого почему-то не доходит.
Еврорадио: Боретесь личным примером?
Дима: Мы не сидим на диване, не можем бездействовать. Мы постоянно работаем, постоянно. Появляются какие-то идеи и постоянно их нужно осуществлять. У нас чаще не хватает времени на их осуществление, а не то, что мы просто поленимся и забросим.
Еврорадио: Когда ждать первый Emergenza Festival в Беларуси?
Дима: Фестиваль обязательно будет! В итоге в нем примет участие 21 группа из Беларуси. Он будет проходить в три этапа.
В каждом полуфинале по 7 групп. Соответственно, по 2 победителя выходят в финал. Белорусский победитель отправится в Москву на супер-финал, где примет участие в конкурсе с победителями из каждого российского города.
Соответственно, уже главный победитель отправляется в Германию на 30-тысячный open-air, где главный приз - запись альбома в Стокгольме или Риме, или мировое турне.
Еврорадио: По какому принципу и кем будут отбираться команды для участия?
Дима: В начале группы отбираются организаторами - как мной, так и российскими коллегами. Затем этап полуфиналов, где отбор будет проводиться с помощью зрительского голосования. Чем больше на тебя пришло людей - тем больше шансов, что ты победишь.А в финале уже два голосования: зрительское и жюри. На супер-финале в Москве будет жюри от Emergenza World - это представители и организаторы туров для победителя.
Стоит заметить, что фестиваль проходит в 23-х странах мира и он впервые в Беларуси!
В международном финале судьями будут жюри из всех стран-участниц фестиваля, которое и выберет самую достойную группу. В прошлом году, например, выиграли японцы.
Еврорадио: Уже известны какие-то даты проведения фестиваля в Беларуси?
Дима: Фестиваль будет проходить в январе-феврале 2011 года, а все из-за того, что группы медлят! Вот сейчас осталось буквально пару мест.
Еврорадио: Так по каким критериям вы отобрали музыкантов?
Дима: Продукт должен быть интересным - это главный критерий. Нас совершенно не волнует, какой это будет стиль. Главное, чтобы это было живьем и не менее трех человек на сцене.
НА ВСЕХ НЕТ ВРЕМЕНИ - НО ЕГО МОЖНО КУПИТЬ
Еврорадио: А чем еще будет ваше заниматься агентство? У него уже есть название?
Дима: Можно сказать, что Emergenza Festival - это один из первых концертных проектов, который мы осуществляем под маркой "Dominance PRO".
Мы готовы ответить на любой вопрос в сфере музыки и музыкального бизнеса. Готовы на любом этапе поддержать группу. Тебе нужно придумать альбом, издать его, раскрутить, снять видео, сделать тур в поддержку альбома? Да пожалуйста! Все можем мы!
Еврорадио: По описанию похоже на Bo Promo…
Женя: Папа Бо продвигает определенный список групп. Агентство же "Dominance PRO" занимается предоставлением услуг разным группам.
Дима: Саша занимается продвижением уже готовой продукции, а мы готовы вырастить музыканта и запустить далее! Я не знаю, как более точно ответить на этот вопрос.
В оптимале мы хотим установить контакт между Востоком и Западом и предоставить взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом. Сейчас на это направлены все усилия.
И хочу сказать, что невозможно организовать тур на Запад для группы, которая там не интересна. К сожалению, таких у нас более чем предостаточно, потому что на каком-то этапе группы пытаются играть уже сыгранную музыку.
Женя: В этом можно упрекнуть в общем-то и нас. Но дело в подаче, в том, что из себя представляет коллектив, смогут ли эти музыканты выдержать те же поездки, захотят ли вкладывать свои силы и деньги в свой же проект. Потому что многие так, ходят попить пива на репетиции.
Еврорадио: У вас уже появились первые подопечные?
Дима: Знаешь, каждый день ко мне приходит около 20 писем из Беларуси, России и Украины. Я стараюсь все слушать и оценивать, но большинство из того, что приходит, вызывает улыбку. Все, естественно, хотят, чтобы ими занимались, но никто не представляет, что это очень большой труд и за него, естественно, нужно платить! А когда вопрос заходит о финансах - все потухает.
Еврорадио: Не боитесь, что из-за этого "Dominance PRO" развалится на начальной стадии?
Дима: Нет, это не развалится хотя бы потому, что я уверен, что в скором будущем мы покажем какие-то результаты. Любая работа оценивается по результатам. Вот тогда и станет ясно, за что мы просим какие-то средства. Мы не хотим заработать! У нас просто на всех нет времени - но его можно купить.
Еврорадио: Вернемся к YBR. У вас появилась какая-то поддержка или, как и раньше, вы все делаете сами?
Дима: Отчасти мы все делаем сами. Хорошие люди нам помогают контактами, помогают координировать наши действия. Но все шоу от начала до конца готовим мы сами: программу, дизайн декораций, свет.
Еврорадио: Не думали привлекать серьезных спонсоров?
Дима: Это здорово, когда есть спонсор и когда есть деньги. Да, есть ребята, которые нарисованы у нас на афише и которые сказали: Ребята, мы не видим никакого смысла в том, чтобы поддерживать ваш концерт. Но просто мы знакомы и мы знаем, что вы трудитесь и вы нам симпатичны.
Поэтому вот вам, держите, кусочек рекламы. Вот кусочек денег - окупите хотя бы афиши. Это смешные деньги на самом деле. В презентацию и в этот концерт вкладывается не только вся наша душа, но и все наши средства. Будет очень обидно, если все это происходит зря.
ВОТ ТАК ГРУППА YELLOW BRICK ROAD ВЫГЛЯДИТ СЕЙЧАС
Еврорадио: Вы довольно стремительно записали второй альбом...
Женя: Я думаю, большую роль в этом сыграло то, что опять же мы не сидим на диване. Получается, есть определенная закономерность: полгода - релиз - тур.
И вот близился новый тур. Мы не под него, конечно, песни записали. Песни сочинялись в предыдущих поездках. А поскольку мы имеем возможность записи и дальнейшей обработки аудио, то для нас записать альбом не составляет большого труда. Может, и третий скоро!
Тут, конечно, возникает вопрос качества. Мне, например, не очень нравится "Honeymoon".
Дима: Дело в том, что мы выпустили альбом и сразу поехали, отыграли 25 концертов. Теперь мы знаем все плюсы и минусы каждой композиции и довольно критично относимся к своему творчеству.
Поэтому видим недочеты и можем сказать: да, это не лучшая наша работа! Поэтому есть к чему стремиться! И каждый тур - это саморазвитие. С каждым новым городом и концертом твое мировоззрение расширяется, и ты понимаешь, что можно было бы, к примеру, поменять в альбоме.
Треть этой пластинки - как будто фотоснимки. Вот так группа Yellow Brick Road выглядит сейчас. Мы ни о чем не жалеем! Да, возможно, можно было сделать лучше.
Женя: Мы сделали за 2 года то, что белорусские группы делают десятилетиями. Надо оценивать ситуацию объективно: где ты живешь, кем являешься, какой из тебя музыкант, грубо говоря.
Еврорадио: Раз так, может, не стоило спешить? А сначала больше играть - потом записывать?
Дима: Наш второй альбом называется "Honeymoon". Что для нас значит "Honeymoon"? Это время, в которое мы испытываем положительный сгусток эмоций. Для нас это туры!
Три недели ты испытываешь такой позитив, который запоминается на всю жизнь. И именно в это время приходит сочинительство и приобретаются самые сумасшедшие идеи. И потом они воплощаются в жизнь.
Вот мы приехали из тура, сели на диван и понимаем - что-то не так. Никуда не надо ехать, сегодня нет концерта, спишь на кровати, а не в автобусе - это странно! И мы начинаем работать - записывать в музыке все то, что мы переживали.
И, соответственно, да, так и получается - от пластинки до пластинки происходит "обкатка" новых композиций, которые потом модифицируются и преобразуются в альбомные треки.
МЫ РАЗОРВАЛИ КОРОБКУ С ДИСКАМИ И НАПИСАЛИ ДВЕ ТАБЛИЧКИ
Еврорадио: Какие казусы с вами случались во время гастролей по Европе?
Женя: Было много приятных и неприятных ситуаций. Во-первых, мы набрались большого опыта - если можно так обобщить. Научились выходить из любых ситуаций - у нас бывали проблемы и с машинами, на которых мы ездили, и с властями и, в общем-то, с самими концертами.
Еврорадио: Расскажите что-нибудь из свеженького
Женя: Когда мы в последний раз ехали в Вильнюс, пробили колесо. Это было второе пробитое колесо за тур и запаски у нас не осталось. Это было воскресенье, не работает СТО и 60 км до Вильнюса.
Дима: Мы разорвали коробку с дисками и написали две таблички "Help" и Вильнюс. Остановились какие-то ребята и нас двумя "партиями" отвезли в Вильнюс. Водителей мы отблагодарили дисками, один из них потом пришел на наш концерт. Так что мир не без добрых людей!
Женя: К тому же за первый тур мы насобирали очень много контактов и уже во второй поехали более скорректировано.В третьем было еще лучше! Надеюсь, так пойдет и дальше.
Еврорадио: Совсем недавно вы сняли первый клип. Почему "30-е"?
Дима: Да! И мы пообещали прорекламировать хутор, на котором снимался клип - усадьба "Ганка"! (смеются)
Женя: Композиция, на которую мы сняли клип, называется "30’s". Мы посчитали эту песню самой медийной. Это самая сладкая песня из всего материала, записанного на "Honeymoon"!
Мы решили, что с ней не проиграешь, хоть она и не в полной мере отражает наше творчество, но больше подходит для ротаций. Снимала видео Светлана Шуганова.
Дима: Опять же - мы все делаем самостоятельно и при помощи друзей. Не прибегаем к помощи продюсеров или клипмейкеров. Клип сняла наша давняя подруга.
УЖЕ НЕ НАДО БЫТЬ НАРКОМАНОМ, ЧТОБЫ ВОПЛОТИТЬ ВСЕ СВОИ ИДЕИ В РЕАЛЬНОСТЬ
Еврорадио: Тоскуете ли, как музыканты, по скандальным рок-н-рольным фигурам?
Женя: у меня вообще нет такой четкой подачи, что я рок-н-рольщик, рву майку на груди и ширяюсь наркотиками.
Просто живую музыку играть приятней, поэтому мы и играем то, что играем.
Дима: Нет, мне кажется, честнее!
Еврорадио: Действительно ли драгз стоят рядом с рок-н-роллом? Или то, что наркотики вытаскивают талант наружу, - просто миф, созданный торчками?
Женя: Я думаю, раньше так и происходило. Хотя не могу утверждать! (смеется)
Другое время, люди все это воспринимали по-разному, ширялись, возможно,у них и мозг работал по-другому. Хотя мне кажется, что раньше было лучше в плане музыки!
Сейчас компьютеры многое подпортили. На компьютере можно сделать все, что угодно! И уже не надо быть наркоманом, чтобы воплотить все свои идеи в реальность(смеется).
Еврорадио: Вы так четко ориентированы на Запад?
Женя: Ну, допустим, в плане музыки, я вообще не нахожу ничего интересного в СНГ. Есть группы, но их очень мало. То есть если брать процентное соотношение, то Запад как-то больше радует.
Наше вдохновение мы черпаем в основном из команд 60-70-х годов. А вообще у нас в группе разные взгляды на музыку, на самом деле!
Дима: Да, потому и получается, наверное, такая музыка. Процесс сочинения композиции - это очень увлекательный процесс.
Еврорадио: То есть в этом пункте ты хочешь рассказать, как это происходит у вас? (смеемся)
Дима: Сталкиваются 4 личности и получается та-ка-я мясорубка! Каждый видит свой идеал и в итоге получается такой симбиоз.
Еврорадио: Такой музыкой можно заработать в Беларуси?
Дима: Мы не ставим цель зарабатывать. Если кто-то готов заплатить деньги - ну да, неплохо. Наш проект изначально создавался с целью саморазвития. И Yellow Brick Road может просто быть примером того, как простая белорусская группа захотела играть, и вот мы играем.
Женя: Мне кажется, это только в странах СНГ музыка делится на ту, которой можно зарабатывать и ту, которой нельзя. На Западе дело обстоит по-другому, и зарабатывать могут группы разных стилей - и Леди Гага, и Металлика.
А у нас почему-то попса - значит, можно зарабатывать. Не попса - нет. Но и будучи "попсой" не особо разживешься! Я не знаю ни одного исполнителя, который зарабатывает музыкой.
Дима: Ну, Михалок, пожалуй.
МЫ НЕ ГОТОВЫ ВКЛЮЧАТЬСЯ В ОЖИВЛЕНИЕ "ТРУПА"
Еврорадио: Почему, на ваш взгляд, большинство белорусскоязычной музыки такое унылое и однообразное? В чем причины?
Дима: В начале 90-х годов мы потеряли свою культуру. Потом в какой-то момент бросились ее спасать. Народ начал подсаживаться на идею белорусскоязычной музыки и верить в нее.
Но сейчас все это дошло до унылия, и люди просто пытаются оживить труп. Это невозможно! И единственный выход, который я вижу сейчас - это родить нового ребенка, новую культуру!
Единственное, у него должны быть очень сильные родители, которые не опустят руки. Потому что это очень трудно и ситуация у нас просто критическая. Мертвая культура! У нас нет ни культурной, ни национальной идеи. Честно говоря, я не знаю таких людей, которые готовы взяться за это и пройти этот путь до конца.
Еврорадио: Вы не готовы запеть по-белорусски?
Дима: Мы очень любим нашу культуру и наш язык, но мы не готовы включаться в оживление "трупа". Мы готовы стать помощниками в реанимировании культуры в каком-то новом образе. Да и проект Yellow Brick Road не совсем подходит под концепцию белорусской культуры. Это заимствованный проект из Штатов, взятый шаблон.
Вот мы лазили по интернету и смотрели: так, есть шаблоны хороших групп - скачать! Тут этот поменяли, там то, фон, кнопочки - и мы им пользуемся! Эта музыка не была придумана здесь, все-таки.
Нас порой спрашивают, действительно ли так выглядит белорусская музыка? Вот вы приехали из Беларуси - у вас все группы так играют? К сожалению, ответ нет.
Женя: Ну почему, к сожалению - у всех разные вкусы! Может, и к счастью.
Еврорадио: Дима, доволен ли ты своим детищем - порталом xlam.by?
Дима: Это будет откровение для Еврорадио (задумался).
Я был им доволен в момент его создания и в пик его популярности - 2003-2008 годы. Тогда была бешеная посещаемость на сайте и на форуме, потому что мы находились на волне. Теперь у нас вымер форум из-за того, что появились социальные сети.
Но сайт продолжает постоянно "читаться". В принципе, это уникальных полторы тысячи в день.
Но как мне кажется, ресурс себя изжил в медийном плане. Он не соответствует всем медиа-потребностям пользователя на данный момент. Его нужно основательно переделать. И из-за этого у нас с главным редактором сайта большой конфликт на протяжении трех лет. Но новый сайт вот-вот должен выйти!
Еврорадио: Что вы думаете о том, как СМИ работают с культурным полем? Чего лично вам не хватает в белорусских музыкальных СМИ, как музыкантам и продюсерам?
Дима: Ну, вот смотри: к концерту, который будет 26-го ноября, мы даем довольно много интервью. Хотя бы поэтому мы можем оценивать работу СМИ. Есть люди в теме, а есть - совсем нет. Кто-то подготовился, проникся и построил разговор грамотно, а кто-то приходит, потому что ему платят оклад и вроде как надо. Хотелось бы больше креатива!
Беларуси не хватает СМИ, которые обладают массовой аудиторией. А те, которые имеют такую власть, подпускают к себе избирательно. У остальных же аудитория более-менее стабильна, но и не увеличивается - кто-то приходит, кто-то уходит, средненько. А жаль.
Что касается "массовых": недавно вышло наше интервью в газете "СБ -Беларусь Сегодня". И на следующий день, когда я пришел на работу, я не мог входить ни в один кабинет! Везде слышал возгласы "теть", которые вдруг нас зауважали. Мы стали для них знаменитыми - о нас написали в "СБ"!
Текст: Мира Шульц, Варшава,
"Еврорадио" Фотографии предоставлены группой
артисты:
Yellow Brick Road