Кладбище в деревне Королищевичи под Минском древнее. На рубеже 16-17 столетий здесь, вероятно при участии тогдашних владельцев этой деревни князей Друцких-Горских, была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и вокруг неё возникло это кладбище. Со временем жители Королищевичей перешли в католичество и стали прихожанами местного костёла Опеки Божией Матери, а церковь оказалась заброшенной и в начале 19 века была перестроена под почтовую станцию. Но кладбище осталось активно действующим и стало местом упокоения не только местных жителей, но и шляхты со всего тогдашнего Игуменского уезда. Дело в том, что в 19 веке католические приходы в Игуменском уезде (особенно после восстания 1863 года) можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но приход в Королищевичах в это время всегда оставался открытым и развивался, не в последнюю очередь благодаря заботе шляхтичей Прушинских - владельцев
усадьбы в Королищевичах. Во второй половине 19 века костёл в Королищевичах был одним из немногих мест, где католики, могли бы посетить богослужение, совершить таинства крещения или венчания. И дворяне со всего Минского и Игуменского уездов часто бывали в гостях в усадьбе и на службах в костёле, а многие и после смерти хотели быть похоронены на кладбище королищевичского прихода.
Кладбище находится на восточной окраине деревни Королищевичи. Раньше здесь была дорога в имение Тростенец, которое также принадлежало Друцким-Горским, а затем Прушинским, но сегодня эта дорога упирается в промзону Шабаны. Новая дорога ведёт в направлении спорткомплекса Стайки и разделяет королищевичские кладбища на старое (слева) и новое - которое возникло уже в советское время.
Вид на королищевичское кладбище от въезда со стороны Стаек. Старое кладбище справа.
На новом кладбище наиболее примечательна могила уроженца Королищевичей белорусского поэта
Язэпа Пушчы.
Ну а старое кладбище, к сожалению, как водится у нас, сегодня заброшено и интенсивно разрушается, хотя ещё в 19 веке это был один из известнейших некрополей Минщины, на котором, как уже говорилось, была похоронена шляхта со всего Игуменского уезда.
Если бы мне предложили описать состояние кладбища в одной фотографии, я бы выбрал вот эту:
С одной стороны есть, конечно, какая-то красота и романтика в этих старых покосившихся кованых крестах и оградах, в заброшенных памятниках, но с другой стороны очень печально это всё…
Поваленный памятник за заднем плане - на могиле Виктора Плащинского, какого-то зажиточного односельчанина и однофамильца Язэпа Пушчы.
Многие кованые кресты и ограды на этом кладбище просто бесподобны - настоящее произведение кузнечного искусства!
И это, надо сказать, ещё не шляхетские могилы, а надгробия обычных королищевичских крестьян католического вероисповедания. Видно, что в своё время, в деревне был замечательный кузнец!
Вот здесь родственники разыскали могилы, повесили новые таблички и поставили ограду.
Единичные могилы даже хорошо ухожены. Интересно, что даже в советское время надписи на надгробиях сделаны по-польски, но с местным колоритом.
Но в основном, конечно, даже крестьянские могилы давно и глубоко здесь заброшены.
Некоторые памятники - достойные наследники скандинавских рунических камней.
О состоянии памятников шляхте, которую истребили или выжили отсюда в советское время, и вовсе говорить не приходится.
Винсент Каэтанович Корзюк-Залесский. Самый ближайший сосед Прушинских - владел 23 десятинами земли непосредственно в Королищевичах.
Катерина из Шиманских Юхнович
Молодая Ядвига Лапицкая
Большой памятник фамилии Грековичей
Грековичи владели целой россыпью хуторов и застенков под Смолевичами. Что интересно, они не смогли подтвердить своё дворянство властям Российской империи и официально считались мещанами.
Ещё одна представительница Грековичей. Памятник конца 1860-х годов, этим временем датируется основная масса старых надгробий на кладбище, которых, надо сказать, немало.
Вот, кстати, одно из самых старых:
Пракседа из Ланенских Рымашевская. Рымашевские владели небольшим имением Мацевичи в нескольких километрах от Королищевичей.
Магдалена из Жилинских Жизневская, родившаяся в застенке Берёзовка под Березино. Памятник поставлен внуком Клеменсом.
Алоиза из Арцимовичей Озембловская. Арцимовичи, кстати, владели имением Михалово, на месте которого сейчас одноимённый микрорайон в Минске, а Озембловские - владельцы многочисленных имений в Игуменском уезде.
Магдалена Бакиновская из рода герба Любеч (как и Прушинские), который также не смог подтвердить дворянство в России.
Михал Бесман из рода герба Доленга, потомок дворянина 17 столетия Войцеха Бесмана, владевшего несколькими имениями в Минском воеводстве.
Анеля Рыдзевская. Её род весьма известный, про него есть и
статья в Википедии.
Кому поставила такой прекрасный памятник из чёрного гранита дочь София? К счастью, мы ещё успели это узнать! Маленький кусочек памятника виднеется у подножия постамента. Ещё лет 5 - и никто бы не догадался, что он там лежит. Кстати, как можно заметить, какой-то дебил стрелял в букву «о».
Памятник оказался семье Янковских
А что это за такой великолепной готической оградой?
Там находится интересное надгробие Антония Довнар-Запольского и его сына Иеронима. Они жили в фольварке Вязынка, но вероятно не в том, где родился Янка Купала, а в другом неподалёку от Фаниполя. После восстания 1863 года они были обвинены в неких "связях с мятежниками". Антоний был помещён под надзор полиции, а Иероним сослан в Иркутскую губернию, где в указанный на памятнике год утонул в реке Ангара.
Также косвенно связан с восстанием 1863 года один интереснейший памятник с королищевичского кладбища. Вот он:
«Благородная христианская невеста» Анна из Пстроцких Чекотовская была замужем за надворным советником Яном Чекотовским. Последний был судьёй и был знаком с владельцем Королищевичей Мечиславом Прушинским, который был асессором минской гражданской судебной палаты. В 1846 году Ян Чекотовский купил у Прушинских имение Тростенец, где и поселился с семьёй. Сыном Яна и Анны был Пётр Чекотовский - доктор по профессии, один из руководителей восстания 1863 года в городе Минске, где он был личным врачом губернатора. Пётр Чекотовский принадлежал к «красной» социалистической группировке Константина Калиновского, поэтому во время восстания он был в тени «белого» руководителя восстания в Минске Корнелия Пеликши. Лишь перед самым подавлением восстания он попытался возглавить повстанческое движение, но вскоре был арестован российскими властями. Пётр Чекотовский упоминается даже у Владимира Короткевича в его рассказе о восстании
«Горад паўстае» (с неточными и неполными, правда, фактами). Вместе с Петром был арестован и его младший брат Оттон, который был учеником Минской гимназии. Ян и Анна писали властям множество прошений о смягчении приговоров для своих сыновей. Возможно, именно это повлияло на то, что их старший сын Пётр не был расстрелян или повешен, а сослан в Иркутск, а младший Оттон и вовсе сослан всего лишь в Гомель. Имение Тростенец у Чекотовских, кстати, не конфисковали и в нём позже жил, вернувшийся из Гомеля, Оттон.
К огромному сожалению, уже не найти на королищевичском кладбище красивый памятник Яну Ваньковичу - «заслуженному мужу и большому учёному» как говорили о нём современники, - умершему в 1885 году. Это надгробие было достопримечательностью Королищевичей в конце 19 - начале 20 века, но вероятно, коммунисты и их пособники позаботились, чтобы оно не дожило до наших дней.
Также несомненно, что множество интереснейших памятников на этом кладбище уже навсегда ушли под землю.