Кладбище в деревне Королищевичи Минского района.

Feb 20, 2017 22:14

Кладбище в деревне Королищевичи под Минском древнее. На рубеже 16-17 столетий здесь, вероятно при участии тогдашних владельцев этой деревни князей Друцких-Горских, была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и вокруг неё возникло это кладбище. Со временем жители Королищевичей перешли в католичество и стали прихожанами местного костёла Опеки Божией Матери, а церковь оказалась заброшенной и в начале 19 века была перестроена под почтовую станцию. Но кладбище осталось активно действующим и стало местом упокоения не только местных жителей, но и шляхты со всего тогдашнего Игуменского уезда. Дело в том, что в 19 веке католические приходы в Игуменском уезде (особенно после восстания 1863 года) можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но приход в Королищевичах в это время всегда оставался открытым и развивался, не в последнюю очередь благодаря заботе шляхтичей Прушинских - владельцев усадьбы в Королищевичах. Во второй половине 19 века костёл в Королищевичах был одним из немногих мест, где католики, могли бы посетить богослужение, совершить таинства крещения или венчания. И дворяне со всего Минского и Игуменского уездов часто бывали в гостях в усадьбе и на службах в костёле, а многие и после смерти хотели быть похоронены на кладбище королищевичского прихода.
Кладбище находится на восточной окраине деревни Королищевичи. Раньше здесь была дорога в имение Тростенец, которое также принадлежало Друцким-Горским, а затем Прушинским, но сегодня эта дорога упирается в промзону Шабаны. Новая дорога ведёт в направлении спорткомплекса Стайки и разделяет королищевичские кладбища на старое (слева) и новое - которое возникло уже в советское время.



Вид на королищевичское кладбище от въезда со стороны Стаек. Старое кладбище справа.

На новом кладбище наиболее примечательна могила уроженца Королищевичей белорусского поэта Язэпа Пушчы.



Ну а старое кладбище, к сожалению, как водится у нас, сегодня заброшено и интенсивно разрушается, хотя ещё в 19 веке это был один из известнейших некрополей Минщины, на котором, как уже говорилось, была похоронена шляхта со всего Игуменского уезда.
Если бы мне предложили описать состояние кладбища в одной фотографии, я бы выбрал вот эту:



С одной стороны есть, конечно, какая-то красота и романтика в этих старых покосившихся кованых крестах и оградах, в заброшенных памятниках, но с другой стороны очень печально это всё…
Поваленный памятник за заднем плане - на могиле Виктора Плащинского, какого-то зажиточного односельчанина и однофамильца Язэпа Пушчы.



Многие кованые кресты и ограды на этом кладбище просто бесподобны - настоящее произведение кузнечного искусства!



И это, надо сказать, ещё не шляхетские могилы, а надгробия обычных королищевичских крестьян католического вероисповедания. Видно, что в своё время, в деревне был замечательный кузнец!
Вот здесь родственники разыскали могилы, повесили новые таблички и поставили ограду.



Единичные могилы даже хорошо ухожены. Интересно, что даже в советское время надписи на надгробиях сделаны по-польски, но с местным колоритом.



Но в основном, конечно, даже крестьянские могилы давно и глубоко здесь заброшены.



Некоторые памятники - достойные наследники скандинавских рунических камней.



О состоянии памятников шляхте, которую истребили или выжили отсюда в советское время, и вовсе говорить не приходится.



Винсент Каэтанович Корзюк-Залесский. Самый ближайший сосед Прушинских - владел 23 десятинами земли непосредственно в Королищевичах.



Катерина из Шиманских Юхнович



Молодая Ядвига Лапицкая



Большой памятник фамилии Грековичей



Грековичи владели целой россыпью хуторов и застенков под Смолевичами. Что интересно, они не смогли подтвердить своё дворянство властям Российской империи и официально считались мещанами.



Ещё одна представительница Грековичей. Памятник конца 1860-х годов, этим временем датируется основная масса старых надгробий на кладбище, которых, надо сказать, немало.
Вот, кстати, одно из самых старых:



Пракседа из Ланенских Рымашевская. Рымашевские владели небольшим имением Мацевичи в нескольких километрах от Королищевичей.



Магдалена из Жилинских Жизневская, родившаяся в застенке Берёзовка под Березино. Памятник поставлен внуком Клеменсом.



Алоиза из Арцимовичей Озембловская. Арцимовичи, кстати, владели имением Михалово, на месте которого сейчас одноимённый микрорайон в Минске, а Озембловские - владельцы многочисленных имений в Игуменском уезде.



Магдалена Бакиновская из рода герба Любеч (как и Прушинские), который также не смог подтвердить дворянство в России.



Михал Бесман из рода герба Доленга, потомок дворянина 17 столетия Войцеха Бесмана, владевшего несколькими имениями в Минском воеводстве.



Анеля Рыдзевская. Её род весьма известный, про него есть и статья в Википедии.



Кому поставила такой прекрасный памятник из чёрного гранита дочь София? К счастью, мы ещё успели это узнать! Маленький кусочек памятника виднеется у подножия постамента. Ещё лет 5 - и никто бы не догадался, что он там лежит. Кстати, как можно заметить, какой-то дебил стрелял в букву «о».



Памятник оказался семье Янковских



А что это за такой великолепной готической оградой?



Там находится интересное надгробие Антония Довнар-Запольского и его сына Иеронима. Они жили в фольварке Вязынка, но вероятно не в том, где родился Янка Купала, а в другом неподалёку от Фаниполя. После восстания 1863 года они были обвинены в неких "связях с мятежниками". Антоний был помещён под надзор полиции, а Иероним сослан в Иркутскую губернию, где в указанный на памятнике год утонул в реке Ангара.

Также косвенно связан с восстанием 1863 года один интереснейший памятник с королищевичского кладбища. Вот он:



«Благородная христианская невеста» Анна из Пстроцких Чекотовская была замужем за надворным советником Яном Чекотовским. Последний был судьёй и был знаком с владельцем Королищевичей Мечиславом Прушинским, который был асессором минской гражданской судебной палаты. В 1846 году Ян Чекотовский купил у Прушинских имение Тростенец, где и поселился с семьёй. Сыном Яна и Анны был Пётр Чекотовский - доктор по профессии, один из руководителей восстания 1863 года в городе Минске, где он был личным врачом губернатора. Пётр Чекотовский принадлежал к «красной» социалистической группировке Константина Калиновского, поэтому во время восстания он был в тени «белого» руководителя восстания в Минске Корнелия Пеликши. Лишь перед самым подавлением восстания он попытался возглавить повстанческое движение, но вскоре был арестован российскими властями. Пётр Чекотовский упоминается даже у Владимира Короткевича в его рассказе о восстании «Горад паўстае» (с неточными и неполными, правда, фактами). Вместе с Петром был арестован и его младший брат Оттон, который был учеником Минской гимназии. Ян и Анна писали властям множество прошений о смягчении приговоров для своих сыновей. Возможно, именно это повлияло на то, что их старший сын Пётр не был расстрелян или повешен, а сослан в Иркутск, а младший Оттон и вовсе сослан всего лишь в Гомель. Имение Тростенец у Чекотовских, кстати, не конфисковали и в нём позже жил, вернувшийся из Гомеля, Оттон.

К огромному сожалению, уже не найти на королищевичском кладбище красивый памятник Яну Ваньковичу - «заслуженному мужу и большому учёному» как говорили о нём современники, - умершему в 1885 году. Это надгробие было достопримечательностью Королищевичей в конце 19 - начале 20 века, но вероятно, коммунисты и их пособники позаботились, чтобы оно не дожило до наших дней.
Также несомненно, что множество интереснейших памятников на этом кладбище уже навсегда ушли под землю.

Надмагіллі выбітных людзей, Каталіцкія могілкі

Previous post Next post
Up