Кое-что о триллерах

Apr 09, 2012 17:17

При всей симпатии к научной фантастике, остросюжетным детективам, историческим пеплумам, социальным драмам и неглупым романтическим комедиям, любимым моим жанром как был, так и остается психоделический триллер. Такой, чтобы непременно с мурашками по спине, холодным прошибающим потом и впечатляющей финальной развязкой, интеллигентно выносящей мозги. Вашему вниманию представляется краткий обзор фильмов, просмотренных на этой неделе, которые, как мне казалось, уж точно попадают под вышеописанный критерий.


Картина "Райское озеро" английского режиссера Джеймса Уоткинса, который еще совсем недавно демонстрировал посетителям кинотеатров возмужавшего  Дэниела Рэдклиффа в "Женщине в черном", оказалась совершенно не тем хоррором в привычном понимании этого жанра. Однако, эта острейшая социальная драма о насилии в мире подростков, пугает похлеще всех Джейсонов Вурхизов с мачете на перевес вместе взятых. Здешние подростки не думают о сексе, не пишут сентиментальные стихи, не занимаются спортом и не зависают в онлайн-играх, как это делает основная масса их ровестников. Они нюхают кокаин, распивают спиртные напитки, воруют, матерятся и готовы убить. Последнее они делают с невероятной жестокостью, смакуя крики и стенания агонизирующего человека. На вопрос "кто виноват?" режиссер отвечает предельно просто - как правило родители. Неблагополучные семьи, в которых ребенок с детства наблюдает картину бытовых побоищ, пьянок и абсолютной грубости.  Безучастное и наплевательское отношение матери к чаду, ежедневные поколачивания матерящимся отцом в пьяном угаре и компания таких же недосмотренных дружков - вот, с каким багажом выходит в мир подросток в переломный момент характера. Не менее виноваты и социальные институты, такие же безучастные и не способные оказать положительное влияние на формирование человека. Так не бывает?  А вы загляните в телефоны школьников, в которых особой популярностью пользуется видео раскалывания черепа Машей из 8 "Б" класса более младшей девочки на перемене за школой.



С фильмом "Сияние" случилась же совершенно непонятная мне оказия. Гениальная психоделическая картина, снятая и отыгранная с предельной отдачей собственных сил и нервов всех главных участников съемочного процесса, в свое время получила совсем не то, чего достойна - номинацию на золотую малину. И если здесь хочется развести руками или покрутить пальцем у виска ягодников, то за еще одну номинацию худшей женской роли Шелли Дюваль, им хочется повырывать ногти. Первое время жена главного героя и в правду вызывает лишь отторжение своей внешностью. Но по мере схождения с ума мужа, она выдает совершенно потрясающий бенефис страха и отчаяния, выгодно оттеняя монструозного Николсона, а то и вовсе его переигрывая, когда тот уж сильно начинает скалить зубы. Актеры выдают крайне правдоподобную и необычайно эмоциональную игру, оператор сходит с ума, демонстрируя как в длиных коридорах отеля, где по сути происходит все действие, можно безвозвратно потеряться, а всем этим стоит неистовый Кубрик. То он тратит целый год, чтобы снять сцену, где из лифта выплескивается огромный поток крови, чтобы убедиться в том, что наконец-таки в последнем дубле достигнуто правильное впечатление. То заставляет всю съемочную группу пересматривать "Голова-ластик" Линча, чтобы погрузиться в необходимую психоделическую атмосферу. То орет на Шелли, крича, что она бездарность и бесполезно тратит его время, запрещая ее коллег всячески поддерживать ее, чтобы ту ни на минуту не покидало стрессовое состояние. И знаете, все жертвы были оправданы - еще ни один фильм о потере самоконтроля в замкнутом месте так не пугал.



Сдается мне, господа и дамы, что это была комедия. Первое, что приходит в голову при просмотре: забавно дребезжащую музычку на вступительных титрах хочется немедленно скачать и поставить на ринг-тон телефона. Второе, что подчеркиваешь - фильм испытание временем, к сожалению, не выдержал. Да, соблазн человека украсть деньги у босса и слинять, по-прежнему свеж, но все остальное - так и останется в том прошлом, когда убийство кричащей от ужаса блондинки в душе ножом, всех пугало. Пусть фильм Хичкока сейчас совершенно не воспринимается, но нельзя не признать влияние маэстро на будущее жанра триллер. Он был целой эпохой, гением, придумавшим саспенс, который и по сей день, кто-то неумело пыжится нагнетать, а кто-то это делает  лучше мастера, но снимая перед ним при этом шляпу. 
Previous post Next post
Up