Совсем слабо представившийся рядовому зрителю неожиданным наскоком рекламного щита с титульным плакатом из тумана, "Джон Картер", еще до своего выхода смог громко заявить о себе людям, прицельно бороздящих просторы киноресурсов, поклонникам книг Берроуза и всем остальным, кто хоть как-то, но слышал о тревожных прогнозах специалистов бокс-офиса и критике сопутствующей, а вернее не сопутствующей фильму вовсе, маркетинговой кампании "Диснея". И если большинство тех незнающих, обвинило фильм во вторичности, этакой китайской подделке "Аватара" и "Звездных войн", да и плюнув при этом в щит, фильм проигнорировала, в чем убеждают кассовые сводки с кинотеатральных полей, то вторая группа людей имела как минимум один верный повод похода в кино - самому выяснить, что же в итоге вышло. Впрочем, это не из-за зашкаливающего числа последних стоит приписывать триумф "Картера" в России. Как бы там ни было, а с премьерой фильма в Москве продюссеры не прогадали - кажется, что поход в кино местного зрителя в праздничные дни - традиция поглавнее покупки мужчинами дежурного букета цветов своим дамам. Да и сказку кто ж не любит.
Посмотреть в ней действительно есть на что. Незатертое лицо пришедшегося здесь ко двору Тэйлора Китча необреминительно присутствует в кадре на фоне потрясающих марсианских пейзажей и декораций, созданных талантливейшим мультипликатором, но дебютантом в игровом кино Эндрю Стэнтоном. Более ощутимо мультикоплиционное прошлое режиссера дает о себе знать, когда все внимание и симпатии крадут два чрезвычайно очаровательных компьютерных персонажа - вождь Тарков и марсианская собачонке. К принцессе испытываешь противоречивые чувства. Ее то хочется раздеть, то попросить выйти. А порой и то, и другое сразу. Задействованный в качестве главного злодея, победитель негласного конкурса в Голливуде в звании "Антагонист №1", Марк Стронг, здесь удивительно безлик даже для обладающего безликостью чародея. Актер настолько уже заматерел в своих злодейских образах, что будто бы переходит из одной съемочной площадки одного фильма на другой лишь с перерывом на сон, гримм и еду.
Но любопытнее всего наблюдать за Стэнтоном, пусть и стоящим по ту сторону кадра. Прямо не вооруженным глазом видно, как ребенок внутри его с энтузиазмом рассказывает о своей действительно любимой детской книге. Эндрю возится с ней, как с младенцем на руках. Обращается заботливо, нежно и ласково, время от времени запевая ему колыбельную. Убаюкивающий мотив ощущает и зритель, периодически впадающий в скуку. Чрезмерно бережное отношение к первоисточнику порой заметно вредит этой душевно снятой, по доброму оформленной ретро-сказке с кристально-чистыми мотивами. Там где успешно выступил еще один бывший пиксаровец Брэд Берд, у Стэнтона намечается заметный недостаток - фильму ощутимо не хватает пылкого задора, динамичности и адреналина. И если уж сравнивать "Джона Картера" с другими фильмами, так не с "Аватаром", не с "Звездными войнами", а с "Тором". Там был во многом схожий вояж чужака в другой мир. За тем исключением, что материал у этого мира покрепче картона, сдобрен режиссерской любовью и продолжение хочется видеть. Оглядываясь еще раз назад на российские сборы, желательно с Хабенским в одной из ключевых ролей.