Выдатны артыкул з нагоды чарговай гадавіны БНР:
Сергей КРАПИВИН. Баба с красным обозом перед "Европой".
Пэўныя аўтарскія зацемы непасрэдна тычыцца і таго, чым мы тут з вамі займаемся:
…Окончательно добивается белорусская интеллигенция, подрывается интеллектуальный потенциал нации. Белорусы низводятся до туземной "этнографической группы", которой разрешено писать "карова" вместо "корова" и в расшитых рубашках и соломенных шляпах отплясывать "Лявониху", не забывая при этом славить Отца народов…
…В 1918 году лидер большевиков Западной области Вильгельм Кнорин писал: "Мы считаем, что белорусы не являются нацией и что те этнографические особенности, которые их отделяют от остальных русских, должны быть изжиты. Нашей задачей является не создание новых наций, а уничтожение старых национальных рогаток"…
В общественное сознание был внедрен стереотип: если национально-белорусское, то это нечто посконно-лапотное, сирое и убогое. Все, что имеют белорусы, им дала великая русская культура и советская власть, а собственно белорусское - это непременно "лучинки", "хатки", "соломки", "лапоточки", "черепки"… Вспомним пресловутые "беларускiя куточкi" (белорусские уголки), которые одно время насаждались у нас в школах и детских садах. Но почему белорусское должно жаться по "куточкам" и "хаткам", а не занимать парадные дворцовые залы?..
Ребенку внушали: твой предок - придурковатый оборванец с дудкой-жалейкой. У прочих народов есть рыцарское прошлое, а у белорусов - "колтун в волосах" и "пять ложек затирки". Но сколько можно самоунижаться!
Когда нам демонстрируют курную хату под соломенной кровлей как символ "белорусскости", мы с этим условно соглашаемся. Однако просим также учитывать дворцы и замки, выстроенные в стиле, который в Европе определяют как белорусское барокко.
Домотканые портки навязчиво выставляются как сакральные атрибуты нации, но почему к таковым не отнесены парадные шляхетские кунтуши и искусно выделанные латы "лыцарей збройных"?
Силуэт убогого челна над болотной протокой намертво ассоциирован с "белорусскостью". Но кто бы вспомнил про судоверфь в Кричеве, где со стапелей спускались корабли, которые через Днепр выходили в Средиземное море?
Згодны з аўтарам наконт занядбаньня „шляхецкага” складніка нашай гісторыі. Але калі ад багацейшае народнае спадчыны, што захавала самыя архаічныя пласты эўрапэйскай культуры, ў сьвядомасьці сапраўды застаецца толькі калтун, купалінка і несьцерка - гэта ня менш прыкра. У гэткай відалі, я катэгарычна супраць працягу савецкай кульковай традыцыі ў нашыя дні. Мёртванароджаны
бульба-стайл больш ня коціць, панове. Ён сябе даўно дыскрэдытаваў. Хопіць падмяняць паняткі. Гэта не музэйныя цацкі, а жывая і трапяткая субстанцыя. І захоўваць яе трэба, ня менш чым замкі, партрэты магнатаў у слуцкіх паясох і гімны Слуцкага ж Збройнага чыну. І жалю вартымі тут выглядаюць і будуць выглядаць спробы пэўных асяродкаў адмовіцца ад „гаротнага сялянства” на карысьць „шляхецтва”. Альбо наадварот. Альбо ўвогуле ад усяго гэтага на карысьць звыродніцтву „бульбаша”.
Асабіста я ня бачу супярэчнасьцяў у сьвяткаваньні Гуканьня вясны ў нядзелю, угодкаў БНР у сераду і міленіўма Літвы за месяц да гэтага. Бо гэта ўсё - нашае (тутэйшае, беларускае, крыўскае, літвінскае - патрэбнае падкрэсьліць).
Са сьвятам! :)