Каменные колеи, каменные дороги, загадочные борозды.Эти окаменелые следы озадачивают историков и исследователей на протяжении долгого времени.Как они появились,чем они оставлены и в какой эре или веке это произошло? Пока ответов на эти вопросы нет ,есть только теории, гипотезы и предположения.
Самое первое упоминание о колеях такого рода встречается у Джованни Франческо Абела.В 1647 он предположил, что во время арабского владычества на Мальте они использовались для транспортировки камней от карьеров к берегу моря.Там блоки грузились на корабли и следовали до побережья Северной Африки.С тех пор прошло немало времени и древние каменные колеи были найдены во многих местах Европы, Ближнего востока и Америки
Обычно колеи имеют V или U образную форму и идут параллейно друг другу.Расстояние между ими колеблется в основном между 140-180 см, средняя глубина от 8 до 15 сантиметров, хотя иногда встречается глубина и более 60 см.Самое распространённое мнение в научных кругах об их появление таково,что большинство колей были образованы в результате транспортировки породы из карьеров.Гружёные на салазки каменные блоки перевозились по одному и тому же месту (возможно неглубокие канавки как направляющее были сделаны заранее) а при интенсивном движении и приличном весе полозья и проделали в податливом известняке колеи.
Департамент Буш-дю-Рон.Франция
Коммуна Пакино.Сицилия
Мурсия.Испания
Провинция Сассари.Сардиния
Колеи на острове Терсейра (Азорские острова) и колеи в районе деревни Piodao (муниципалитет Арганил) - Потугалия
Следы проделанные полозьями можно встретить и в Греции на дороге-волоке Диолк.Эта дорога мощёная каменными плитами с глубокими желобами, в которые помещали деревянные полозья, смазанные жиром. Использовалась она для перетаскивания через Коринфский перешеек лёгких военных и небольших торговых кораблей
Считается что первые колеи появились в позднем бронзовым веке (1600-1200 года до н. э).Это косвенно подтверждается в нескольких местах на Мальте.Там колеи обрываются около поселений бронзового века. В Португалии также можно проследить связь с бронзовым веком, через рисунки находящиеся рядом с колеями.Однако факт что некоторые колеи находятся под водой даёт повод некоторым исследователям выдвигать более раннюю дату их происхождения.
Предположительно борозды так же были использованы в ритуальных или церемониальных обрядах.Такие канавки под названием Эль Каскабель присутствуют в святилище Самайпата (Боливия).Еще одна сильно разочаровавшая г-на Колтыпина пара канавок находится в тракийском святилище Белинташ (Болгария)
Некоторые научные мужи выдвинули версию что колеи использовались как сточный желоб для сбора дождевой воды (такая версия выдвигалась для борозд Азейбаджана и Сардинии) Ну а примером такого использования может служить колея около французского городка Орибо
Отдельного внимания заслуживают колеи на древних римских дорогах якобы образованные под воздействием колес повозок в местах с частым и регулярным движением.Вот некоторые "образцы" транспорта которые могли двигаться по дорогам того времени
Так же бытует версия что на особенно крутых склонах и в местах рядом с обрывами канавки специально вырезались вручную.Это делалось для того, чтобы предотвратить потерю контроля при спуске с гор.Такие "дорожки" в горной местности традиционно считается римскими, хотя недавние исследования дают основание думать об их появление в некоторых местах лишь в 13-х или 14-х веках
Австрийские Альпы.Окрестности города Филлах
В районе города Альбштадт.Германия
Андалусия.Испания
Швейцария
Колея в горах Пилиш.Венгрия
В заключении надо сказать что география местонахождения колей с каждым годом расширяется.Совсем недавно они были найдены и за океаном.Отличились бразильский штат Параиба и мексиканский Тласкала.
Параиба.Бразилия
Тласкала.Мексика
Старушка Европа тоже периодически радует.Как это не звучит парадоксально колеи были обнаружены под слоем грунта на территории гоночной трассы Motorland Aragon к северу от города Альканьис (Испания)