bvi

К вопросу о реализации вымышленных миров

Sep 21, 2011 20:31



Получил я следующее письмо:

Здравствуйте! Меня зовут Миша Гончарок, я живу в Иерусалиме, историк, сотрудник Центрального архива истории сионизма. Обнаружил на работе документ, скан которого высылаю вам - м.б., пригодится вашим люденам. См. прикрепленный файл.

Обратите внимание на инициалы отправителя, кому (или через кого) телеграмма послана, а также на имя (фамилию?) телеграфиста.

Телеграмма датирована 21 января 1900 г. и хранится в фонде под сигнатурой CZA A24/647/173.

P.S.: И еще говорят о недостижимости реализации придуманных миров!





БВИ:

Действительно, очень забавная телеграмма.

Но не мистификация ли это?

Тик Феску - ещё ладно, сойдёт за неразборчивость надписи, но вот «МАК-СИМУ» - уж слишком инородно выглядит. А?

Миша Гончарок:

Здравствуйте, Влад, еще раз.

Предполагая, что это может быть воспринято, как мистификация (что совершенно естественно и понятно), я и дал полную сигнатуру этого документа. А24 - это архивный фонд Михаила (Менахема) Усышкина, одного из основных создателей и руководителей дореволюционной Всероссийской сионистской организации. По долгу службы я лично каталогизировал этот гигантский фонд, перебирая каждую бумажку, и длилось это около 3-х лет. Отсканированную телеграмму, которую я прислал, на самом деле, я нашел еще 4 года назад, в 2007-м, и мне не приходило в голову пересылать ее кому бы то ни было. Не далее как вчера мои знакомые, которым я еще тогда показал это чудо, вспомнили о ней и сказали - «а пошли-ка это люденам, может быть, им это будет интересно». Ну, я зашел на «стругацкий» сайт и нашел кучу адресов электронной почты, и решил послать на адрес гл. редактора (так и не понял - редактора чего? Самого сайта или «люденовского» проекта?). Фактически, послал наугад.

На самом же деле, тут, увы, нет никакой реализации воображаемых миров, как бы ни хотелось верить в обратное; есть тут обыкновенное, пусть и редкое, совпадение совершенно материалистических фактов.

Как-то:

Зеф - это довольно малозначительный, но при этом необычайно активный участник сионистских групп на юге России, в Малороссии и в Бессарабии; звали его Иосиф, был он одним из активистов еврейского общественного движения в Белой Церкви, и ездил при этом по всему Югу, заваливая Усышкина потоком отчетов, писем и телеграмм.

Максим (Панов? Панин? Не могу установить точно) - это, судя по всему, бывший соученик Усышкина по екатеринославскому инженерному училищу; до 1918 года они были соседями и находились в хороших отношениях (при том, что Усышкин был личностью совершенно несносной, но это, как говорили классики, «уже совершенно другая история»). По договору с екатеринославской почтовой службой корреспонденция для Усышкина во время его частых разъездов доставлялась Максиму, и тот хранил ее до возвращения соседа (в то время Усышкин еще не был женат и в своей весьма капитальной квартире проживал один). Отчего телеграфист написал «Максим» через дефис - этого я объяснить не могу. Думаю, обыкновенный ляп, какими были переполнены спешные телеграммы того времени, особенно отправляемые и принимаемые в провинциальных городах. Инициалы принимавшего телеграмму я тоже (правда, не сразу) прочел как «Тик (Пик? Или это сокращение?) Феску» - и возрадовался. :))) Я никогда не задумывался над этим вопросом, но допускаю, что на Украине, ввиду близости с Румынией, вполне могли проживать румыны/молдаване, носившие такие фамилии...

Вот, собственно, и вся история. Никакой, к сожалению, мистики. :)

Всего хорошего!

Ваш М.Г.

Стругацкий Аркадий Натанович, Стругацкий Борис Натанович

Previous post Next post
Up