Для людей с грустным уровнем знания истории (скажем так, на уровне слушателей Басовской и читателей "Вокруг Света") Лас-Касас - это кто-то вроде индейского Иисуса. Испанофобы тыкают в его памфлеты с криком "Вот посмотрите, как гнусно себя вели испанцы в Новом Свете!", а испанофилы вежливо напоминают, что Лас-Касас получил в своей правозащитной борьбе полную поддержку Короны и добился изменений законодательства, после чего осведомляются насчёт аналогичных событий в английской империи.
Между тем, как я не устану повторять, все эмоции и моральные оценки из книг об истории надо гнать куда подальше, а рассуждающих о добре и зле спускать с лестницы под градом канделябров. Особенно если они считают, что какие-то поступки давно умерших людей должны определять наши действия сегодня. Лас-Касас был человеком своего времени, вот и всё, что стоит говорить. Соответственно, его труды интересны нам как оконце в мышление тех людей.
В частности, возьмём вопрос индейских жертвоприношений. Несмотря на то, что у конкистадоров нередко было за плечами даже университетское образование и юридическая практика, они оставались грубыми людьми с нечутким отношением к чужеземным обычаям, и в Новом Свете их больше всего шокировали невинные шалости, как-то: многотысячные гекатомбы, клетки с откармливаемыми для жертвы людьми и аккуратное срезание с живых пленников филейных кусочков мяса на жаркое. Лас-Касас, добивавшийся равенства туземцев и колонистов, не мог остаться в стороне, а потому постарался просветить своих неотёсанных соплеменников, что во всём этом нет ничего возмутительного. К сожалению, эта сторона его трудов остаётся такой же малоизвестной, как свидетельства о наличии в Новом Свете собственных убийственных эпидемий ещё до прихода людей из Старого Света.
По словам Лас-Касаса, стоит ли возмущаться человеческими жертвоприношениями, если Страбон пишет о древних испанцах, приносивших в жертву пленников и коней. Он указывал, что нельзя требовать от индейцев стремительного отказа от старых привычек, ибо "нет более значительного и более трудного шага для человека, чем оставить религию, которую он однажды принял" и "нет лучшего способа почитать Бога, чем через жертвоприношение". Он призывал уважать старую веру индейцев, даже хотя она языческая, ведь жертвоприношения были чем-то возвышенным, дарением Богу самого ценного, что только есть у людей - жизни. Он добавлял: "то, что приносить людей в жертву Богу нельзя считать полностью отвратительным, показано случаем, когда Бог приказал Аврааму принести Ему в жертву единственного сына".
По крайней мере, в определённого рода железной логике Лас-Касасу не откажешь. Современные обожатели вырезанных ацтеков в этом плане гораздо смешнее.