Все никак не напишу про Полония в исполнении Владика Мамышева-Монро.
Короче, тут все очень сложно.
А еще сложнее стало, когда прочитала интервью режиссера, Славы Випзона, тут уж совсем впала в прострацию. То ли я дурак, то ли я дурак. Третьего не дано. Посему буду рассказывать свое восприятие, наплевав на все чужие мнения.
Итак, стоит убедить себя, что это балаган, как тут же удается "расслабиться и получать удовольствие". Только ярмарочной эстетикой, пародийной, шумной и топорной, можно объяснить все происходящее: ор и дурдом, однообразность жестов, выспренние интонации. Мы попадаем то ли в средние века, то ли в советскую академическую театральную школу с шевелением бровями, простиранием рук и картинными смертями со смаком, толком и расстановкой. Мне, может быть, мнится, что Мамышев-Монро это имел в виду, когда в одном из интервью сказал: "В этом спектакле много нового, но, в то же время, это максимальный консерватизм. Интонации, которые я навыдавливал в этой пьесе для всех персонажей, или, к примеру, образы, которые я использовал для съемок своего фильма, настолько консервативны, что это даже более консервативно, чем любые консервы". Это жестокая издевка разом над всеми третьесортными постановками "Гамлета" во всех заштатных театрах и в то же время над классической киноинтерпретацией Козинцева (которую, к стыду своему, я посмотрела уже под впечатлением от Полония и не смогла от этого впечатления избавиться в процессе, поэтому тень отца превратилась в моем воображении в потешного каменного рыцаря, а метания Гертруды выглядели как дурное переигрывание). Не случайно же, Випзон и Зинзивер выбрали именно перевод Пастернака и даже под девизом elsinor presents включили фрагмент из фильма с выступлением труппы при дворе Клавдия. Плюс рассинхронизация озвучки и актерской игры (да, да, это фэшн-шоу идет под фонограмму, а герои только и делают, что раскрывают рот невпопад) - не знаю, возможно, у меня опять глючил плеер, но в фильме на некоторых крупных планах губы Смоктуновского явственно опережали его голос.
При всех этих оплощающих и упрощающих скидках блистал сам Мамышев-Монро: и в качестве Полония, читающего монолог Гамлета, и в роли могильщика, и в виде одержимого призрака, и в образе всех главных героев в этом небольшом, но замечательном видео:
Click to view
Вывод таков: дайте Мамышеву-Монро сыграть всех. Что, впрочем, Випзон и планирует. Или шутит, что планирует.
Удивительное рядом: Мамышев-Монро и сопродюсер Дмитрий Михеев хором связывают спектакль с
Александром Литвиненко, умершим в Лондоне от отравления полонием-210