Частями выложенный текст из жизни чичероне по Скандинавии доработан и выложен
здесь.
В ходе доработки некая деталь превратилась в небольшой эпизод.
Вот он. Речь идет о границе между Северным и Балтийским морем.
На т/х "Астра" дивной белой ночью шел я проливом Скагеррак на Петербург и эту границу между морями пересекал. И была ночь, и было утро. И одна заря спешила сменить другую, все правильно. Судовой бармен сказал мне и моей смешливой собеседнице, что эта граница не просто где-то обозначена, но что она буквально видна.
Смеясь, я поспорил еще на пару коктейлей и очередной двойной "Чиваз". Смеясь, пили на палубе проспоренное. Граница видна! В открытом море, белой ночью - видна! Бармен пил с нами и хохотал, как ребенок. Этот фокус-покус давно ему был известен, и не я первый попался. Но он все равно хохотал.
Тогдашнюю смешливую собеседницу точно не должен был забыть. Как звали и вообще. А вот поди ж ты. И ее, и эту виденную собственными глазами границу - забыл. Сейчас вот только и вспомнил, за гостиничным компом в Стокгольме.
В свое оправдание могу сказать, что трезвых не было той ночью на палубе.
Что за розыгрыш, устроенный барменом?
Да и не розыгрыш даже. Он честно выиграл. Естественная граница между морями - как раз между Скагерраком и Каттегатом. Воды этих двух морей имеют разную плотность(соленость), и они не перемешиваются. Там это хорошо видно. И белой ночью тоже.
Можно представить себе суеверный страх ютов, данов и прочих викингов перед богом северных морей Ньордом, милостиво пропускавшим здесь их драккары из одного своего владения в другое.
Кстати.
Этот бармен на «Астре» знаменит был на все Черноморское пароходство. Он доплыл до берега с затонувшего «Нахимова» с выручкой из бара в плавках. 2.2 мили, 4 км. Для тренированного пловца не расстояние, но все равно, конечно, молодец и герой.
***
Смех и слезы, поистине. Чья-то жена отправляется в этот злополучный круиз на «Нахимове» летом 1986 года. И вот она возвращается домой к мужу, загоревшая, отдохнувшая и даже соскучившаяся.
Как там у Марка Твена, хотя по другому поводу:
Опустим же завесу милосердия над концом этой сцены
Жены и мужья! Следуйте совету мистера Хеннеси из «Римских каникул» хотя бы иногда заглядывать в утренние газеты. Там можно порой найти немало интересного.