Ренессансный островок в Нюрнберге: дом Тухеров и зал Хирсфогеля

Jan 18, 2014 10:43

Originally posted by marinagra at Ренессансный островок в Нюрнберге: дом Тухеров и зал Хирсфогеля
Оригинал взят у marinagra в "РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЯ

Интернет-страница музея "Museum Tucherschloss und Hirsvogelsaal" в Нюрнберге:
http://www.museen.nuernberg.de/tucherschloss/




Надо ли заново строить полностью разрушенные памятники архитектуры? В Германии считают,
что надо.  С каждым годом "новых старых" памятников становится в этой стране все больше.
2 января 1945 года Нюрнберг был на 90 процентов разрушен воздушными бомбардировками
союзников, поэтому турист не может не озадачиться вопросом: каким образом уцелели музейные
ценности и убранство храмов? Сколько лет этим башням и стенам - пятьсот или пятьдесят, сто или… десять?








Уголки  старого Нюрнберга

Конечно, полностью восстановить разрушенный город невозможно. В

историческом центре Нюрнберга множество ничем не примечательных

современных зданий, улиц, кварталов, среди которых разбросаны фрагменты

старого города, чудом сохранившиеся, отреставрированные или заново

построенные. Один из таких фрагментов с некоторых пор называют

"ренессансным островком": на этом "островке", чуть в стороне от старого

центра, стоит дом, или, если перевести буквально, маленький дворец

Тухеров (Tucherschloesschen) и рядом с ним, в саду, домик с залом

Хирсфогеля (Hirsvogelsaal).







Дом Тухеров. Вид с улицы.

Благородные нюрнбержцы из рода Тухер фон Зимельсдорф были богатыми

купцами. Их портреты писал в 1499 году сам Альбрехт Дюрер, их дом в

Нюрнберге, построенный в 1533-44 годах, похож на маленький

замок.

Посмотрим на южный фасад дома Тухеров, выходящий на улицу.

О сходстве с ренессансными замками Франции должны напоминать три

башенки, венчающие постройку. Эркер-фонарик - деталь местной

архитектуры. Такие эркеры в Нюрнберге называют "хёрляйн".









Парадный  вход в дом Тухеров

Главный вход, с двумя арками, разделенными колонной тосканского

ордена (элегантное напоминание об Италии!) находится во внутреннем

дворе дома.








Дом Тухеров. Вид со стороны сада.



Северный фасад, обращенный к разбитому за домом ренессансному

саду, наряднее южного и еще ближе к прототипу - французскому замку.

Восстановление сада стоило не малых трудов, ландшафтных дизайнеров

отбирали по конкурсу! Летом садик, наверное, очень хорош, да и зимой

в нем есть какая-то скромная прелесть.













Интерьеры дома Тухеров.

Внутри дома достоверно воссоздана обстановка богатых жилых покоев

16 столетия. Итальянская и немецкая мебель, посуда, гобелены, картины,

разные мелочи, цветы в вазе, фрукты на столе… Кажется, хозяева лишь

на минутку вышли из этих комнат. И действительно, иногда в доме появляется

"хозяйка" - актриса в старинном костюме, изображающая Катарину Тухер.

Она встречает гостей и проводит экскурсии в форме мини-спектакля.







Интерьеры дома Тухеров.

Дом Тухеров был сильно разрушен в 1945 году, но к счастью, все ценные

предметы, так же как экспонаты других городских музеев и церковное

убранство, были предусмотрительно спрятаны в надежном убежище. В 1960-е

годы дом был восстановлен, и музей открылся вновь. Кстати, дом до сих пор

принадлежит потомкам Тухеров.






Зал Хирсфогеля



С 2000 года в музейный комплекс входит ближний сосед и ровесник дома

Тухеров, зал Хирсфогеля,построенный в 1534 году. Этот зал нюрнбергский

патриций Линхард Хирсфогель подарил невесте на свадьбу. Зал примыкал

к дому Хирсфогеля и предназначался для концертов и праздников.

Дух античности и образы итальянского Ренессанса вдохновляли архитектора

Петера Флётнера. Деревянные панели, великолепный камин, бюсты

двенадцати римских императоров,потолочная картина "Падение Фаэтона" -

такого интерьера в Нюрнберге, да и вообще в Германии, еще не видели.




Интерьер зала Хирсфогеля

Бюсты императоров были расположены в хронологическом порядке, начиная

с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом, под каждым бюстом - картина на

сюжет из жизни императора. Созданная учеником Альбрехта Дюрера Георгом

Пенчем роспись "Падение Фаэтона", состоящая из двадцати холстов, стала
одной из первых потолочных картин с оптическими иллюзиями в Северной Европе.



Интерьер зала Хирсфогеля



Сюжет картины оказался пророческим: миф о падении беспечного Фаэтона,

которого Зевс низверг с небес на землю, трактовался в те времена как

предостережение от излишнего самомнения и гордыни. Заказчик постройки,

расточительный Линхард Хирсфогель, подобно Фаэтону, пал с высот благополучия

в бездну финансовой несостоятельности, его брак расстроился, молодая жена

вернулись домой в Аугсбург, и мужу не удалось погасить долги с помощью ее

приданого.






Фрагмент потолочной картины "Падение Фаэтона".



Не повезло и дому Хирсфогеля: он был до основания разрушен бомбардировкой

1945 года. В путеводителях, выпущенных до 2000 года, вы не найдете упоминаний

о нем. Дом Хирсфогеля восстанавливать не стали, а зал построили заново в 150

метрах от того места, где он находился раньше. И надо сказать, что в ансамбле с

домом Тухеров он смотрится очень неплохо, будто всегда там стоял. В зале на 60

мест, как и было когда-то задумано амбициозным заказчиком, проходят праздники

и концерты.




Зал Хирсфогеля на новом месте

Интерьер зала, который, по мнению многих историков искусства, был "самым строгим

и самым прекрасным произведением немецкого ренессанса", восстановили по

возможности близко к оригиналу. Насколько точно удалось воспроизвести убранство

зала? Судя по репликам искусствоведов, зал восстановлен с максимальной бережностью

и тактом, но, увы, утрачены и воскрешению не подлежат очень многие детали

интерьера. Даже бюсты римских императоров, которые были во время войны спрятаны,

так и не нашлись, и современным художникам пришлось заново создавать их по
античным образцам. То, что мы видим сейчас, уступает утерянному оригиналу, но если
об этом не думать, зал очень хорош! В этом "новоделе", пожалуй, удалось передать
главное - дух немецкого ренессанса.





Остается добавить, что на восстановление "ренессансного островка" в Нюрнберге

было потрачено 5,3 миллиона немецких марок, то есть около 2, 65 миллионов

евро, и что большая часть этой суммы - пожертвования банков и прочих состоятельных
спонсоров. А это лишь один, и далеко не самый крупный, из "новоявленных"

памятников архитектуры, появившихся на туристической карте Германии в

последние десятилетия.


Previous post Next post
Up