Посмотреть на Яндекс.Фотках Мой конспект первых глав и двух первых контрастов Иттена. Курсивом приведены прямые цитаты, обычным шрифтом мои рассуждения и комментарии. Все рассуждения взялись из эмпирического опыта, т.е. прочувствованы лично.
Действие цвета проходит через глаза. Однако я твердо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем
В студии мы учимся откликаться телом на визуальную структуру, а затем анализировать результат, это справедливо как для формы, так и для цвета. Таким образом, цветовое воздействие возникает в теле при созерцании того или иного цвета, телесные реакции, осознанные разумом позволяют нам сформулировать это воздействие. В данном случае Иттен опоэтизировал цветовое воздействие, что конечно может сбить с толку. В то же время добраться до души (или сердца в метафизическом понимании этого слова, конечно) через тело вполне возможно, мы это делаем каждый день, просто не осознаем этого, особенно ярко это можно прочувствовать на каких-либо телесных практиках, где ты сосредоточен на откликах тела - йога, танцы.
Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой.
Это актуально как для точных наук, так и для творчества. Чем больше законов, взаимосвязей, причинно-следственных связей становятся известны, тем большая вероятность наступления творческого вдохновения, когда ответы приходят из ниоткуда и сами по себе ,а образы рождаются целыми картинками.
Знание законов, действующих в искусстве, не должно сковывать, и скорее, наоборот, может помочь освободится от неуверенности и колебаний.
Об этом пространно рассуждал и Кандинский в своем труде о точке и плоскости. На лекциях, посвященных русской иконе, обсуждался канон - нерушимый свод законов, правил иконописи, который позволяет художнику отточить мастерство и проявить талант, а отнюдь не закрепощает, как можно подумать.
Теории цвета Гете, Рунге, Бецольда, Шевреля и Хельцеля имели для меня большое значение.
Необходимо ознакомиться.
Слово и его звук ,форма и ее цвет - это носители трансцендентальной сущности, только еще смутно нами прозреваемой, так же как звук придает сказанному слову свое сияние, так и цвет придает форме особую одухотворенность.
Яркой иллюстрацией к этому могут послужить мои впечатления от древних храмов Южной Индии. Правители прошлого, вероятно, верили, что царство их будет жить вечно, иначе как объяснить грандиозность масштабов строительства храмов, которые трудно осознать? Все они, простоявшие не одну сотню лет, выстроены из камня ,как снаружи, так и изнутри, основной декоративный прием - резьба по камню. Орнаментальные рельефы, богато украшенные колонны, виртуозно выполненные статуи формируют интерьеры храмов. Но к сожалению богатые росписи не сохранились до наших дней, поэтому основной цвет - это серо-черный. Гуляя по таким храмам просто невозможно представить, как это было в цвете, и я расскажу почему: в одном из храмов, в котором я побывала я увидела частичную реконструкцию цвета (я так и не поняла, что это были за красители - современные краски или может быть, старинные технологии) - расписаны были часть статуй, потолки и пилястры колонн. Храм был квадратный, в центре находился алтарь, в виде еще одного храма в храме, вокруг которого расположились громадные галереи с нишами-алтарями. Так вот одна из этих галерей и была расписана. И вот представьте ощущения человека, который идет долгое время в серо-черном сумрачном пространстве (некоторые галереи совсем без окон) с высоченными потолками, гигантскими колоннами, в теле гул, оно увеличивается, выходит за пределы физического размера, ощущение целостности и нерушимости и тут ты поворачиваешь за угол, и все резко рассыпается от пестроты росписи, настроение тут же меняется, какая-то радость жизни вдруг захватывает тебя. И это такая же галерея, как и 3 предыдущих, те же колонны, та же резьба, те же пропорции. А ощущения совершенно разные, притом что стены так и остались не расписанными. Как все это выглядит в целом в цвете, когда ни кусочка не остается без раскраски, мне представить не удалось, я ходила под впечатлением от контраста.
К сожалению. фотографировать в большинстве южных храмов, особенно туристических, нельзя. Но по дороге я все ж нашла один, где разрешили. Вот, для приблизительного представления:
Посмотреть на Яндекс.Фотках А это перила лестницы, ведущей к алтарю:
Посмотреть на Яндекс.Фотках По цвету памятников прошлых эпох мы могли бы определить эмоциональный характер исчезнувших народов. Древние египтяне и греки испытывали огромную радость от многоцветия форм.
Для меня в свое время было новостью узнать, что древние греки все свои храмы тоже расписывали. Вот несколько картинок реконструкции цвета, очень любопытно и тоже сложно вообразить:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами.
Определение.
Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Опытным путем доказуемое утверждение. Поможет в дальнейшем изучении цветовых сочетаний.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.
Вспомнила любимую физику.
Цветовое видение ,возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом. Однако глаз и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической. Психофизическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество.
Сравнение - один из самых эффективных приемов познания вещей в целом, и искусства в частности.
Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.
В зависимости от целей художника можно создавать образы, построенные на дисгармонии.
Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.
Довольно спорное утверждение, требует более длительного обдумывания.
Цветовая гармония
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.
На этом построено учение - на возможности объективной оценки визуально образа. Об этом мы не раз слышали на лекциях - выход за пределы своего эго. Не всегда это получается, но как и везде, я думаю, это вопрос практики. Иттен даже упражнения создал: ты не толерантен, но хотел бы им стать?? Кисточку в руки и намешай 10 разных оттенков зеленого.
Гармония - это равновесие, симметрия сил.
Что-то, что в итоге дает нам нуль?
Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.
Определение
Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.
Определение
Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет.
Гармония в цвете
Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: "Среднему или нейтральному серому цветы соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия"
Геринг доказал ,что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе ,при его отсутствии, они теряют спокойствие.
Таким образом можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.
Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.
Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит ,что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.
К вопросу о том, что образ может быть построен и на дисгармоничных сочетаниях, если такова структура заложенного в нем чувства.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг ,поскольку он дает систему расположения цветов .... Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешении серый цвет.
Посмотреть на Яндекс.Фотках ... весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гете вывел следующую формулу их количественного соотношения:
желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8
Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов в двенадцатичастном круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники являются гармоничными.
Субъективное отношение к цвету
....в первую очередь в учениках необходимо развивать общую повышенную чувствительность к цвету. Без предварительного интенсивного изучения возможностей цвета и практических занятий с кистью и красками нельзя получить никаких надежных результатов.
Тренироваться, сравнивать, оттачивать глаз
Если мы хотим найти объяснения субъективным цветовым сочетаниям, то должны быть внимательными к самым мелким особенностям, а не только к самым укрупненным и общим характеристикам цвета и цветовых пятен. (В моих исследованиях по изучению субъективного цветовосприятия я обнаружил ,что не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника.)
Нюанс!
Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определенной цветовой гамме и формам.
Вопрос назрел еще в начале книги и вот ответ
Естественный метод воспитания должен дать каждому ребенку возможность органически развивать свою индивидуальность....Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения ученика. Помочь найти присущие только ему тяготение к тому или иному цвету или форме - значит помочь ему открыть самого себя....нам следует довериться духовному началу, свойственному каждой личности!
Стиль - это индивидуальность
При изучении контрастов целесообразно проводить анализы хороших работ старых и новых мастеров. Учащимся будет чрезвычайно полезно, если они будут анализировать произведения, нравящиеся и интересующие непосредственно их самих.
Картины, выбранные ими индивидуально, станут для них своеобразными учителями причем ученикам станет ясно, к чему они тяготеют, к какой "семье" принадлежат, над чем и как работали их "родственники".
Вот это задача не из самых легких, зато очень развивающая. Кало, Тулуз-Лотрек, Григорьев, Врубель….
Просто замечательные инструкции, на мой взгляд!
Человек может выразить себя по максимуму ,лишь занимаясь органически близким ему делом и обладая к тому же необходимыми для этого способностями….
……………..
....помимо индивидуального суждения человек способен на более объективный подход к явлению .который заставляет его признавать существование чего-то общезначимого и берет верх над индивидуальными пристрастиями. Это объективное суждение является, несомненно, высшим проявлением разума. Именно поэтому нам необходимо хорошо дисциплинированное колористическое мышление и знание цветовых возможностей. Поскольку это позволяет избежать односторонности и ошибок в оценке колорита, продиктованных только нашим вкусом, и если исследование позволит найти в мире цвета объективно-общезначимые закономерности, то наша обязанность заключается в том, чтобы изучить их.
Выход за пределы своего я, расширение границ освобождают от многих предрассудков, делают терпимее и внимательнее, что помогает открыть малозаметное и невидимое, что-то, за что можно полюбить.
Тот. кто хочет интерпретировать субъективные цветовые проявления, не должен останавливаться на оценке только различных цветовых характеристик и их самостоятельной выразительности. Самым важным здесь является общий колорит в целом, затем расположение каждого цвета по отношению к другому, их движение, светлота, насыщенность или, наоборот, приглушенность, пропорциональность, структура и ритмы цветового построения.
Инструкция к применению.
Люди, которые профессионально работают с цветом, часто склонны руководствоваться собственными пристрастиями в отношении к цвету. Это может привести к непониманию и спорам, особенно в тех случаях ,когда одно субъективное мнение сталкивается с другим. Для решения многих проблем должна быть объективная данность, которая важнее субъективных предпочтений.
Цветовое конструирование
Цветовое конструирование основано на законах проявления цвета в том виде, в каком они наблюдаются нами в эмпирических опытах.
Всегда приятно, кода твоя теория подтверждается другими явлениями =))
Все заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интуитивное ощущение выше этого, ибо ведет в царство иррационального и метафизического, неподчиненного никакому числу.
Ну да, есть же гении с врожденными способностями.
Двенадцатичастный цветовой круг.
Посмотреть на Яндекс.Фотках ..создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - желтый, красный и синий.
Как известно ,человек с нормальным зрением может определить основные цвета без примесей. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике ,так, чтобы желтый был у вершины, красный - справа внизу и синий - слева внизу. Затем данный треугольник вписываем в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем 3 смешанных цвета ,каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем таким образом цвета второго порядка.
желтый+красны = оранжевый
желтый+синий = зеленый
красный+синий = фиолетовый
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное меду ними кольцо на 12 равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
Желтый+оранжевый=желто-оранжевый
красный+оранжевый=красно-оранжевый
красный+фиолетовый=красно-фиолетовый
синий+фиолетовый=сине-фиолетовый
синий+зеленый=сине-зеленый
желтый+зеленый=желто-зеленый
..все 12 цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг к другу, оказываются дополнительными.
Попробовать сделать самой.
Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах ,когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений.
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости .зрительному , экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
- Контраст по цвету
- Контраст светлого и темного
- Контраст холодного и теплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- контраст по насыщенности
- Контраст по площади цветовых пятен
Контраст по цвету - самый простой из семи. ... его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности...как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.
Пока что мой самый любимый контраст =)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от трех основных.
Сережка:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет ,прежде всего ,свою реальную конкретность.
Посмотреть на Яндекс.Фотках .... белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот ,усиливает и делает их более светлыми.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности.
На контрасте по цвету основано народное искусство разных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Башкирский передник
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мавританские стеклянные бусины
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мужское нагрудное украшение. Яруба. Нигерия
Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявиться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Контраст светлого и темного
День и ночь, свет и тень.
Для художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и черное во всех отношения противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Проблемы света и тени, белого, черного и серого цвета, равно как проблемы света и тени собственно чистых цветов, а также их связи, должны быть тщательно изучены, ибо решение этих задач оказывается особенно необходимым в нашей творческой работе.
Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путем практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени.
Вот интересная статейка на тему того, сколько цветов различает человеческий глаз:
http://otvet.mail.ru/question/8886647 Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих цветов. он нем, но легко возбуждается и дает великолепные оттенки. любой цвет немедленно может вывести серый из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок ,который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете.Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более интенсивными.В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру ,обретая собственную жизнь.
Серый может быть получен при смешении черного и белого или желтого ,красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.
... выстроим 12ступенчатый ряд серых тонов....
Посмотреть на Яндекс.Фотках Подобная шкала может быть изготовлена для любого хроматического цвета.
Посмотреть на Яндекс.Фотках ..выбрав несколько серых тонов из общей шкалы, необходимо создать единую композицию, соединив между собой в любом порядке. выполнив 4-6 подобных композиций и сравнив их между собой .находим самое удачное решение.
Вот. кстати, ссылка на блог сарторалиста, там по поиску grey можно посмотреть, как люди комбинируют разные оттенки серого в одежде:
http://www.thesartorialist.com/?s=greyНапример, так:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Используя эти способы Рембрандт в своих гравюрах добивался решения огромного числа самых различных тем.
Посмотреть на Яндекс.Фотках ....чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого.
...разные упражнения....
...не стоит путать насыщенность или чистоту цвета с его светлотой....
одинаковая светлота или темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными т объединенными между собой. сам этот факт и его возможности как худ. средства недооценивать нельзя.
В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако с помощью хроматических цветов в цветах ахроматических можно пробудить трепетную жизненность.
Когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если художник хочет ,чтобы ахроматические цвета сохраняли свой характер, он вынужден осветлять или затемнять хроматические цвета. Если в цветовой композиции белые ,серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты ,ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый будет производить впечатления хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты ,что и хроматические цвета.
...насыщенный желтый является самым светлым из чистых цветов. а фиолетовый - самым темным.
Тот факт , что насыщенные, чистые цвета отличаются между собой по светлоте ... чрезвычайно важен. Нам следует усвоить, что чистый, насыщенный желтый цвет весьма светел и что такой субстанции как темный желтый цвет не существует. Насыщенный, сугубо синий цвет очень темен ,а светлые синие блеклые и ослабленные. Только достаточно темный красный цвет может излучать свою силу, а осветленный до уровня чистого желтого теряет ее.
....требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна иметь светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции.
Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными. Картины. написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете, ибо такой освещение исказит все цветовые соотношения цветов.
Примеры картин, построенных на контрасте светлого и темного:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках P.S. "Давно я не брал шашку в руки..." Если вдруг кого-то, кто последний раз рисовал в младших классах школы, захочет ради эксперимента сам сконструировать все цвета из круга, то лучше брать набор гуаши ,содержащий все 12 цветов, а не 6, потому как мысль "Художники ж могут намешать, чем я хуже?" имеет некоторые изъяны.
Посмотреть на Яндекс.Фотках