Вообще - это не свежие впечатления, но, наверное, есть смысл написать, ввиду последних событий.
Граница - туда
Примерно час в очереди на паспортный контроль в России. Абхазы лениво продали какие-то строховки на машину и мед. страховку на каждого человека и пропустили даже не смотря в паспорт.
Причем сделали скидку:
- Вас там четверо в машине? Заполните и оплатите три бланка и проезжайте.
Решили ехать в Новый Афон.
По дороге подхватили голосующего попутчика, за поболтать.
Разговора особо не вышло.
- Куда едете?
- К друзьям, на охоту.
- На кого?
- На медведя.
- С ружьем?
- Пачему с ружьем? (Обидчиво.) С автоматом…
Доехали быстро. Дорога ровная и в основном пустая. В Новом Афоне никаких привычных для Крыма или Сочи зазывал, сдающих жилье не было. Пришлось выйти и стучаться в дома.
Дома в первой линии принадлежат армянам или русским. Сами абхазы живут выше. Здесь выяснилось, что отдых в Абхазии не дешевле отдыха на российском черноморском побережье. Приличный номер в Лоо, который мы снимали за день до пересечения границы, стоил процентов на 30 дешевле всего более-менее приемлемого, что нам предлагали здесь. То есть, если вы супербюджетный студент и нацеливаетесь на койко-место, то в Абхазии дешево. Если в вашем райдере есть кондиционер, хорошая кровать, чистые простыни, туалет без выгребной ямы то готовьтесь доплатить. С этим здесь дефицит. Комфорт и банкоматы заканчиваются в Гаграх.
Наша хозяйка была русская. Выцыганила лишние 50р в день на дополнительную подушку.
На пляже
Пляж поделен между Абхазцами нарезами по 50м. Там где мы - Ахра.
- Я ветеран, 17 лет мне было, когда война, контузило, два месяца в Москве в коме лежал, вот выделили место за заслуги.
У Ахры три бизнеса. Два узбека в ларьке пекут чебуреки, немолодой армянин торгует в палатке напитками всяческими и русский бродяга Миша крутит детей в прозрачных шариках. Сам Ахра лежит в тени плакучей ивы и философствует:
- Ты вот, Антон, в Питере живешь?
- Ну да.
- А на скольких работах ты работаешь?
- На одной, куда больше?
- Да, ленивые вы русские. Жил бы я в Питере, работал бы на пяти работах…
Русский бродяга Миша человек очень здоровый, добрый и староверчески православный. Но пьющий. Когда говорил о религии, демонстрировал много действительно глубоких знаний писания и жития святых (как старый теолог, я оценил). Он голосовал где-то под Гаграми ночью на дороге в шортах и тапочках. Ахра его подвез на своей развалюхе и предложил работу. Ночевал Миша тут же на пляже в палатке из-под армянина с напитками, охраняя все Ахрино добро.
Соседом Ахры по пляжу бизнесу был Анри с водными мотоциклами и водными велосипедами. Мотоциклы не работали и обычно стояли разобранными, а у велосипедов отваливались педали. Вызывали армян со сварочным аппаратом, педали подваривали, туристы катались несколько часов до следующей поломки.
Анри невысокий, короткостриженный, по виду, обладающий звериной ловкостью, человек. На левой руке нет двух пальцев.
Все время пытался познакомиться с проходящими мимо девушками, голос его при этом становился бархатно-вкрадчиво-просяще-заискивающим.
- Девушка, может, посидите с нами? Может, вина попьем, поговорим?
Девушки проходили мимо, даже не оборачиваясь.
- Анри - говорю - ты же по виду абрек. Диссонируешь сам с собой. Ну, усиль акцент и скажи: «Эй краасавица! Давай сюда патхади, вина выпьем!
Анри подумал и при следующей попытке так и сделал. Не поверите, сработало. Девушки заинтересовались, вступили в диалог, потом мило посидели с парой учительниц младших классов из Москвы. Вообще в Абхазии было много молодых одиноких девушек. Видимо потому, что абхазы симпатичные.
Напротив пляжа Ахры полукилометре от берега стояло два военных корабля. Один побольше, другой поменьше. Иногда корабли немного двигались туда-сюда.
Капитан с парой офицеров, одетые в безупречную белую форму, каждый вечер приплывал на оранжевом Зодиаке, высаживался на берег, чтобы посидеть в шалманчике с видом на пляж Анри. Моряки пили водку и закусывали. Все напоминало финальную сцену из фильма «Особенности национальной рыбалки»
Абхазы смотрели на капитана с восхищением.
- Он грузинский катер потопил в 2008 - говорили - солярку иногда нам продает дешево…
О войне говорили мало.
- Все авторитеты собрались на мысе Пицунда. Оттуда мы их погнали.
- Ловили, ушки подрезали и под подбородком перевязывали. Грузинский галстук, блин, называется. Потом поджопник давали, он к своим бежал. У них от этого вида паника началась - это Ахра рассказывал.
- Ух, они здесь много зла натворили.
- А чего вы грузин не любите?
- Почему не любим, нормальные парни. Сейчас сюда с мастерками приезжают, мы их дразним. Чо, спрашиваем, с мастерками то оно лучше?
- Здесь в Новом Афоне боев почти не было. Вон, гостиницу сожгли, вообще-то свои сожгли, когда марадерили, но об этом не принято говорить.
Как-то вечером постучался пьяный русский бродяга Миша, говорит, пойдем, выпьем.
Купил я в ближайшей забегаловке по 100 абхазского коньяка.
- Надоели эти черные. Обещал десять платить, платит пять. Поеду я к друзьям в Сухуми. Попрощаться зашел.
Миша, как был в шортах и тапочках вышел на дорогу в ночь и больше я его не видел.
На следующий день здоровенный Ахра лежал под ивой грустный.
- Миша пропал. Бизнес простаивает, я деньги теряю. Ты, Антон, ничего не знаешь, куда он исчез?
- Нет. А ты, что сам детей покрутить в шариках не можешь?
Ахра ничего не ответил, но посмотрел на меня так, что я сразу понял, что ничего не понимаю в бизнесе.
Думаю, дети в шариках приносили ему больше половину дохода…
У меня создалось стойкое впечатление, что какой-либо труд отличный от ренты абхазам запрещен по фен-шую. Даже знаменитые мандарины собирают и продают специально обученные армяне. Абхазы только получают свою долю.
Захотели как-то съездить на дачу Сталина.
- Здесь у вас где-то рядом, говорят, дача Сталина, туда попасть можно?
- Сейчас организуем - сказал Анри. Позвал какого-то мальчика. Мальчик прыгнул на переднее сиденье, и мы поехали.
Подъехали к каким-то воротам типа военной части со звездами. Мальчик велел гудеть. Я погудел. Ворота сами открылись и мы поехали куда-то вверх.
Ну дача, как дача, скромная, но в хорошем месте.
Морская вода в ванну Сталина по специальному трубопроводу подавалась.
Новый Афон
Красивое место. Особенно красив вокзал, заброшенный со времен войны 1993, откуда начинаются все пути по местным достопримечательностям.
Можно бегать наверх в Анакопийскую крепость (Столица древних Абазгов). Но там берут деньги, рублей 100. Можно к пещере Симона-Канонита.
Железная дорога в Абхазии простаивала со времен конфликта. В августе 2008, для обеспечения бесперебойного пути снабжения в случае агрессии Грузии пригнали наши ж/д войска и пути восстановили. Грузия на агрессию не решилась, но с тех пор пустили поезд Москва-Сухуми. Вокзалы и станции остались в плачевном состоянии. Ну не должны абхазы работать по каким-то своим распоняткам.
Море восхитительное, но пляж грязноват. Городок вытянут вдоль моря, туристы, обычно живут в первой лини и на галечном пляже народу мало.
Хороших ресторанов нет, приличной пищи нет, но везде наливают. Абхазы сидят в кафе и пьют красненькое.
- Эй, русский, выпей с нами.
- У меня деловое предложение. Есть у меня участок рядом с морем, давай ресторан там поставим. Прибыль на двоих…
Или так.
- Ты ведь сюда на машине приехал? У меня окно на границе есть. Ты на ней сейчас выезжаешь, потом завозишь обратно, так что по документам она нигде не проходит, мы ее здесь продаем, у себя объявляешь в угон и получаешь страховку. Прибыль на двоих…
И так почти у каждого встречного окно на границе и участок рядом с морем. И главное «бизнес» готовы замутить с первым встречным.
Про машины говорят, что много краденных. Те, что с флагом на номере, оформлены по честному, можно выезжать за пределы Абхазии. Те, что без флага, стырены в Грузии или России и оформлены для местного перемещения.
Были на симфоническом концерте в карстовой пещере.
Приезжали творческие коллективы. Поют и танцуют абхазы здорово. Видимо, понятия не запрещают.
Бегал и плавал много, ел мало. Поэтому похудел.
Поездки по Абхазии
Местные жители советуют машину абы-где не бросать и дальше Сухуми лагерем не становиться. Пошаливают. (Но об этом не принято говорить).
Дальше, чем Сухуми были только на грязях. Потом долго пах сероводородом.
Дороги в приличном состоянии. Вдоль трасс много мемориалов и памятников погибшим. Среди погибших много славянских имен.
Сухуми выглядит так, как будто война закончилась вчера, а не 20 лет тому назад. На зданиях в центре следы шрапнели. Здание совета министров так и не восстановлено. На окраинах хрущевки со стенами проломленными снарядами. Через дыры где-то видны разрушенные лестничные проемы с перекинутыми мостками. Там продолжают жить люди. Дело здесь, как кажется, не в недостатке финансирования и происках кровавой гэбни, а в отсутствии рабочей силы, способной штукатурить, лить раствор и «ложить» кладку. Самим абхазам мешают пресловутые распонятки.
В соседней Грузии жилой квартал Тбилиси выглядит не лучше, хоть там войны и не было. Видимо, карма местности.
Здание Сухумского аэропорта уже отремонтировано, естественно русскими, но гражданские самолеты туда не залетают.
Пицунда выглядит нетронутым заповедником СССР. На галечном пляже полно народу. Немного напрягают водные мотоциклы рассекающие между голов купающихся.
Гагры - это, в общем, Россия и есть из-за близости границы.
На озере Риц водные велосипеды в том же плачевном состоянии, что и у Анри. Везде пытаются ничего не делать, но драть с туристов побольше.
ГАИ особо не замечал. На озере Риц поставили машину на парковочке у смотровой площадки. Я естественно заметил приставленный к дереву знак «Парковка запрещена».
Сфотографировались. Когда пришли обратно к машине, там уже околачивался молодой человек в кожаной куртке.
- Я участковый местный. - показал какую-то корочку - Вы знак видели?
- И?
- Ну вы знак видели? Права давайте.
- Не дам.
- Вот видите, вот этот водитель согласен, что нарушил. В руке «участковый» держал чьи-то права. Из-за его плеча виднелась виноватая голова терпилы.
- Садитесь в машину - сказал я остальным. Мы сели и поехали.
Пока садились, парень вынул допотопный сотовый телефон и стал говорить в него, как в рацию:
- Первый, первый, задержите автомобиль с номером ….
Терпила, убедившись в голимости развода ловким движением выхватил из руки парня свои права и быстро побежал к своей машине.
Никто нас, понятное дело, так и не остановил.
Эпизод напомнил Украину. Все-таки эта страна дала мне огромный опыт действия в подобных ситуациях, за что я ей благодарен. А опыт не пропьешь.
Граница обратно
Самый неприятный случай произошел при пересечении границы обратно в Россию. Простояли в очереди восемь часов. Абхазы бойко торговали проездом вне очереди.
Я всегда терпеливо стою, даже если имею право или возможность схитрить. Просто из уважения к тем, кто поступает также.
Когда стала видна граница пошел выяснять. Почти подрался с каким-то абхазом на мерсе, лезшим без очереди.
В итоге всех достало и женщины устроили бунт. Стали раскачивать какой-то джип с российскими номерами и каким-то типа пропуском под стеклом, который бойко объехал очередь и пытался вклинится. Почти перевернули к черту. Женщины у нас боевые, на них все держится.
Ошибка водителя джипа была в том, что он сначала пытался быковать и наехать на толпу в итоге чуть не оказался на крыше. С помятым крылом он ретировался, и тут очередь стала двигаться очень как-то бойко.
Не знаю, кто устраивал затор. На абхазской границе я никакого особого контроля не заметил, пропускали, как только образовывалось место на мосту.
На русской все валили на абхазов. Черт их разберет.
PS
Война в Абхазии унесла около десяти тысяч жизней.
Грузия для усмирения мятежной республики ввела плохо вооруженную, необученную, голодную армию.
Как результат около 200 тысяч грузин оказались беженцами. Некоторые вернулись, но после 2008 года им снова пришлось бежать. Их дома по-прежнему стоят пустыми.
Гагры
Дороги Абхазии
Гостинница в Новом Афоне.
Мы отдыхаем, а нас охраняют
Вперед к дельфинам
Новый Афон
Богомол
Дельфины
Купание в отурытом море
Новый Афон
Таракан
Новый Афон
Новый Афон
Новый Афон, вокзал
Новый афон
Новый Афон
Новый Афон
Поезд в пещеру
Салактиты - сталагмиты
На Сухум
Сухум
Сухум
Сухум
Сухум
Сухум
Грязи
Рица
Сложно есть блинчики с медом, когда ульи, где этот мед производится в двух шагах
Дача Сталина
Пляж в Новом Афоне
Пицунда
Сухуми
Лакоба
Аэропорт Сухуми